При археологических раскопках был найден солдатский медальон.




Орфография и орфоэпия

1.1. Расставьте Ъ и Ь в словах, где это необходимо. Обратите внимание на слова, в
которых Ъ не ставится, запомните их. Составьте 3-4 предложений с некоторыми из этих
словосочетаний по вашему выбору.

 

Контрудар, суперэкспресс, межэтажный, межобластной, сверхэкономный, сэкономить,

Объект, Объединение,изъян, разъем, объем, изъятый, объятия, субъект, адъютант,

Съябедничать, инъекция, конъюнктура, контръярус,сверхъестественный, трансъевропейский, межъярусный, предъюбилейный, двухъярдовый, трехъязычный, четырехъярусный, трехэлементный, четырёхорудийный, четырёхпалубный,

Контратака.

Работать курьером, преодолевать барьер, пьесы Мольера, пряность тимьян, сверхъестественный, мышьяк, двухъярусный, отъявленный мошенник, трехэтажный дом, надежный компаньон, возможность варьировать, куриный бульон, почтальон, солдатский медальон, армянский коньяк, вырвать бурьян, адъютант его превосходительства, секьюрити, маньяк, фельдъегерь, путевой объездчик.

Спортсмену пришлось много тренироваться для того, что бы преодолеть барьер.

Пряность тимьян широко используется в восточной кухне.

Архитектор создал проект трехэтажного дома.

При археологических раскопках был найден солдатский медальон.

 

 

1.2. Спишите слова, расставляя большую или маленькую буквы, где это необходимо.
Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

 

Третьяковская галерея, Пушкинская премия, Комсомольская площадь, комсомольская юность, Уральские горы, уральские пельмени, французский роман, Великая французская революция, европейские страны, Европейский союз, Соловецкий монастырь в Белом море..., гомерический хохот, буриданов осёл, булгаковский роман, Московский государственный университет путей сообщения, московские конфеты, девятое мая, восьмое марта, Нобелевская премия, Псковская область, Каинова печать, Танькины ботинки, Вавилонская башня, Вавилонское столпотворение, эпоха Возрождения, тульский пряник, Тверской бульвар, часовня Иверской Божьей матери, Донской монастырь, донская степь, «Донские рассказы» Шолохова, Тихоокеанский флот, тихоокеанская волна, тихоокеанская сельдь, вологодское масло, вологодские кружева, Вологодская область, Покровский собор, Покровский бульвар, Советская Россия, советские деньги, Великая Отечественная война.

 

1)Третьяковская галерея пользуется большой популярностью у туристов.

2) Уральские горы — единственная горная цепь, которая пересекает Россию с севера на юг.

3) Тверской бульвар не только самый старший, но и самый знаменитый из всех московских бульваров.

4) Цены в советских деньгах кардинально отличались от современных цен.

5) Основное значение Великой Отечественной войны состояло в том, что она окончательно сломила немецкую армию, не давая Гитлеру возможности дальше продолжать свою борьбу за мировое господство.

6) Отличительная особенность вологодского масла – своеобразный ореховый привкус.

7) Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый.

8) На территории Кадуйского района располагается крупнейшая электростанция Вологодской области Череповецкая ГРЭС.

 

1.3. Спишите. Устно объясните правописание частицы НЕ- с разными частями речи.
Составьте 5-6 предложений с некоторыми из этих словосочетаний по вашему выбору.

Ненасытная жажда; стоять неподвижно; неписаный закон; неоценимый вклад; выразить неодобрение; необузданный нрав; неоспоримый аргумент; неопалимая купина; чтоб неповадно было; неподдельный интерес; неоглядные просторы; неповоротливый человек; неоткуда взять; неопознанный объект; наказание за неплатёж; уму непостижимо; непорочное зачатие; не…порочное, а нужное занятие, недооценить врага; нежданно-негаданно; неимущие сословия; таблица неметаллов; старческая немощь; немыслимый наглец; неказистый вид; немолчный говор; неисправимый лжец; неликвидный фонд; немеркнущий свет; за неимением средств; пришёл некстати; выбросили за ненадобностью; отлучиться ненадолго; находиться неподалёку.

 

1) Общественность выразила своё неодобрение.

2) Автобусная остановка находится неподалёку.

3) Я долго стоял неподвижно.

4) Альберт Эйнштейн внёс неоценимый вклад в развитие физики.

5) Жители Иркутской области наблюдали в небе неопознанный летающий объект.

6) Видны неоглядные просторы тайги.

7) Самый лучший и весомый аргумент в любом споре это правда

 

ЭТО ЗАДАНИЕ Я ПРОСТО СКОПИРОВАЛА ИЗ ИНТЕРНЕТА ПОСМОТРИ ЕЩЕ!1.4. Внимательно прочитайте группы слов. От слов первого абзаца (а) образуйте и
запишите как можно больше сложных понятий, подбирая слова из второго абзаца (б). Какова
особенность их написания – слитно, раздельно или через деифс? Например: книга-справочник,
книга-раритет, книжка-раскраска, книжка-раскладка
.

а) Дом, Интернет, крем, бизнес, братья, генерал, город.

б) Полковник, поручик, прокурор, фельдмаршал, майор, губернатор, адъютант; вумен,
карта, класс, клуб, ланч, леди, операция, партнёр, план, семинар, сообщество, центр, школа;
разбойники, сироты, славяне, близнецы, кролики, богатыри; бальзам, брюле, краска, лифтинг,
пудра, скраб, сода; герой, крепость, курорт, музей, порт, сад, спутник; новостройка, высотка,
долгожитель, коттедж, музей, небоскрёб, гномик, теремок; аукцион, кафе, магазин, ресурс, сайт,
услуги, экзамен.

 

 

дом-музей, дом небоскрёб, дом высотка, дом новостройка, дом коттедж;
интернет-карта, интернет-семинар, интернет-сообщество, интернет-центр, интернет-аукцион, интернет-кафе, интернет-магазин, интернет-ресурс, интернет-сайт;
крем-бальзам, крем-брюле, крем-краска, крем-лифтинг, крем-пудра, крем-скраб, крем-сода;
бизнес-вумен, бизнес-класс, бизнес-ланч, бизнес-партнёр, бизнес-план, бизнес-семинар, бизнес-центр, бизнес-школа;
братья славяне, братья богатыри;
генерал-полковник, генерал-майор, генерал-губернатор, генерал-адъютант;
город-герой, город-крепость, город-сад, город-порт, город-спутник.

 

1.5. Запишите слова с приставкой ПРЕД-, ПОД-, ОТ -, правильно выбирая букву И или
Ы в начале корня слова.

Предыстория, предысторический, предыдущий, предынфарктный, предыюльский, предыюньский. Подыматься, подытожить, подысканный, подыграть, подыгранный, подыскивается, подынтегральный; отыграться, отымать, отымённый, отысканный, отыгранный, отыскать.

 

1.6. Различайте по значению следующие слова, запишите их в две колонки: с приставкой
ПРЕ - и с приставкой ПРИ -.

 

 

ПРЕ

Препираться с кем-то (браниться), испытывать презрение, преступить закон, преходящий (временный, непостоянный), непреложный закон, преуменьшить (значительно уменьшить), преставиться (умереть), светопреставление, претерпеть много испытаний, преклонить голову перед мужеством, преклонный возраст, преклоняться перед гением, предавать друга, древнее предание, пограничный предел, преемник (тот, что приходит на смену кому-то); превратности судьбы, превратный (искажённый, ложный), пребывать в неведении, претворить в жизнь;

ПРИ

Органы призрения (опеки, приюта), приступить к работе, приходящий вовремя, приложить руку к чему-то, приуменьшить (немного убавить), приставить к окну, притерпеться к жёстким правилам, прислониться к чему-нибудь, приклониться к родному плечу, придавать значение, приданое невесты, придавать новизну, левый придел в собора, радиоприёмник, привратник на воротах,; притворить дверь, притворное веселье; прибывать вовремя, припирать к стенке.

1.7. Запишите правильно лексику из области образования и науки - слитно, раздельно
или через дефис:

Школа-интернат, школа-лицей, школа…семинар, педагог-наставник,
педагог-новатор, педагог-организатор, учитель-методист, учитель-дефектолог,
учитель-предметник, учитель-историк, учитель-языковед, урок-диспут, урок-дискуссия,

Диспут-семинар, тест…прогноз, лекция-беседа, учёный-практик, учёный-физик, учёный-химик, учёный-астроном, учёный…гений, словарь-справочник, книга-справочник, профессор-консультант, студент-заочник, студент-первокурсник, студент-отличник, реферат-конспект, реферат-резюме, Интернет-тестирование, приват-доцент, медиаобразование.

Добавьте своих 5-6 примеров. Составьте с этими словами 5-6 предложений, по вашему выбору.

Примеры: киловатт-час, ceверо-восток, лейб-медик, русско - украинский словарь, учебно - производственная мастерская, фабрично - заводской комитет.

Наш поезд ехал на Северо-Восток страны.

Англичанин лейб-медик вздумал его утешить: император молод, у него еще будут наследники.

Я нашел на полке русско- украинский словарь.

Учебно-производственная мастерская находится на втором этаже.

Фабрично - заводские комитеты были организованы на многих российских промышленных предприятиях.

 

 

1.8. Внимательно прочитайте. А) Выпишите в две колонки данные слова и
словосочетания: в первую – перед которыми следует употребить предлог ИЗ, во вторую – те,
перед которыми необходимо ставить предлог ИЗО. Слова и словосочетания пишите вместе с
выбранным предлогом. Б) Из приведённых примеров отдельной строкой выпишите
фразеологизмы; устно объясните их значение. В) Составьте 5-6 предложений с любыми их этих
словосочетаний.

А) ИЗ:

из огня да в полымя, из грязи да в князи, из первых уст узнать, из кожи вон лезть, из любви к искусству, из пальца высосать, из рук вон плохо, искры из глаз посыпались, из всех углов доносилось, платье из не мнущейся ткани, из всех судебных инстанций.

ИЗО:

Фигуры изо льда, изо дня в день, изо всех сил стараться, из ряда вон выходящий, из одной крайности в другую, рубашка изо льна, изо всей мочи бежать, пар изо рта виден,

Б) из огня да в полымя, из грязи да в князи, из кожи вон лезть, из пальца высосать, из рук вон плохо, искры из глаз посыпались, из одной крайности в другую, изо всей мочи бежать,

 

В)

1) Сегодня на городской площади были представлены фигуры изо льда, которые вызвали огромый интерес у жителей всех возрастов.

2) Не прошло и доли секунды как герой изо всей мочи начал бежать.

3) Из всех углов доносились звуки центрального радио, а сам зал был битком набит.

4) Изо дня в день, из года в год в нашей стране ни чего не менялось.
5) Тут поздно девушки узнали, что из огня да в полымя попали.

 

 

1.9. Спишите словосочетания двумя группами: сначала абзац со словами, в которых
пишется суффикс с одной –Н-, затем абзац с словами, в которых пишется суффикс с двумя
НН-.
Соответствующим надстрочным знаком выделите суффиксы во всех словах, при
необходимости – корень слова. Устно объясните правописание этих суффиксов, установите
закономерность при их выборе. Назовите слова, в которых нет суффикса. К какой части речи
относится первое слово в каждом из словосочетаний? Составьте 5-6 предложений с любыми
словосочетаниями по вашему выбору.

 

А)

Н: бара(н,нн)ий рог, осли(н,нн)ое ухо, тополи(н,нн)ый пух, студё(н,нн)ый ключ,, мече(н,нн)ый клад, лощё(н,нн)ый вид, нефтя(н,нн)ой поток, песча(н,нн)ый берег, ути(н,нн)ая походка, лебеди(н,нн)ая песня, гуси(н,нн)ое перо, перепели(н,нн)ые яйца, кури(н,нн)ая печень, соловьи(н,нн)ый свист, петуши(н,нн)ый крик, бара(н,нн)ий рог, фаза(н,нн)ий вольер, павли(н,нн)ий глаз, звери(н,нн)ый рёв, воробьи(н,нн)ый скок, румя(н,нн)ный пирог, мыши(н,нн)ая возня, печё(н,нн)ый картофель, плетё(н,нн)ый коврик, тушё(н,нн)ая морковь,, жжё(н,нн)ый сахар, золочё(н,нн)ое блюдо, пуга(н,нн)ая ворона, мороже(н,нн)ое мясо, крыси(н,нн)ый яд, вощё(н,нн)ая бумага, хвалё(н,нн)ый пирог, белё(н,нн)ый холст, дарё(н,нн)ый конь, тюле(н,нн)ий жир, журавли(н,нн)ый клин, кова(н,нн)ый сундук,, тка(н,нн)ый ковёр, тиснё(н,нн)ый узор

НН: Пламе(н,нн)ый взгляд, оловя(н,нн)ый солдатик, стира(н,нн)ое бельё, танстве(н,нн)ый шёпот, стекля(н,нн)ая ваза, деревя(н,нн)ая скамья, телевизио(н,нн)ая антенна, маши(н,нн)ое отделение, жизне(н,нн)ый путь, бра(н,нн)ая речь, сжиже(н,нн)ый газ, мысле(н,нн)ый взор, таможе(н,нн)ая проверка, степе(н,нн)ая походка, довере(н,нн)ое лицо, време(н,нн)ый объезд, письме(н,нн)ое поручение, це(н,нн)ый груз, сте(н,нн)ая газета, лимо(н,нн)ый сок, весе(н,нн)ий сев, тума(н,нн)ое утро, зако(н,нн)ое право пуще(н,нн)ая стрела, казё(н,нн)ые деньги, причи(н,нн)ая связь, полуде(н,нн)ый зной, да(н,нн)ый отрезок, име(н,нн)ое оружие, лу(н,нн)ая поверхность, увере(н,нн)ый ответ, дли(н,нн)ый коридор, се(н,нн)ая лихорадка, сгущё(н,нн)ое молоко, дива(н,нн)ая подушка, тми(н,нн)ый запах, око(н,нн)ый проём, осе(н,нн)яя непогода, со(н,нн)ая тишина, свяще(н,нн)ая реликвия, освещё(н,нн)улица, ваго(н,нн)ое депо, населё(н,нн)ый пункт, обыкнове(н,нн)ое чудо, вое(н,нн)ый заказ, коло(н,нн)ый зал, сви(н,нн)ой жир,, коле(н,нн)ый сустав, тро(н,нн)ая речь.

 

Б)

1) Очень длинный коридор был в одной из городских больниц.

2) Осенняя не погода как обычно испортила утро местным рыбакам.

3) Звериный рев раздавался где то в глуши леса, это заставило охотников притаиться.

4) Ученик на экзамене дал уверенный ответ преподавателю.

5) Вагонные депо разделены на основные и вспомогательные производственные участки.

6) Ранним утром нас разбудил петушиный крик.

 

1.10. Правописание наречий. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
Расставьте ударения в словах. Устно объясните правописание. Составьте 3-4 предложения с
этими словами по вашему выбору.

Невдалеке, невдомёк, неведомо, невиданно, невмоготу, невмочь,невозможно, невозмутимо, невольно, невпопад, невпроворот, невтерпёж, Нежданно -негаданно, незадолго, незачем, нелишне, немало, немедля, немного, ненадолго, ненароком, неподалёку, нескоро, неслыханно, неспроста, нехотя, нечисто, никогда, нипочём, ни с чем, ни с того ни с сего, ни два ни полтора, ни туда ни сюда, ни так ни сяк

1) Невдалеке виднелись заснеженные опушки деревьев.

2) Ни так ни сяк не получалось у ребят вытащить занозу из ноги.

3) Незадолго до рассвета пошёл мелкий снежок.

4) Преподаватель ненадолго отлучился с урока.

 

1.11. Внимательно прочитайте примеры. Пишите слитно или раздельно. Устно
объясните правописание. Какой частью речи являются слова с орфограммой? Составьте 3-4
предложения с этими словосочетаниями по вашему выбору.

Сделать в течение месяца или года; всматриваться в течение реки; я не верю в продолжение романа; в продолжение всего фильма; в заключение занятия; находиться в заключении; разрешение на вылет рейса; пуля прошла навылет; на прокат лодки не надейся; взять палатку напрокат, вследствие таяния снега; не вмешиваться в следствие; что-то в виде шара; иметь в виду; в продолжение недели; я тоже приеду; я тут ни при чём.

1) Он любил всматриваться в течение реки.

2) Для проездки на природу необходимо взять палатку напрокат.

3) Нам дали разрешение на вылет из страны.

4) В продолжение всего фильма я очень волновался за главного героя.

 

1.12. Данные словосочетания запишите в две колонки: 1 - в которой после шипящих
нужно писать Ь; 2 – словосочетания, где после шипящих Ь не пишется. Устно объясните,
почему. Отдельной строкой выпишите фразеологизмы, устно объясните их значение; составьте
с фразеологизмами 3 предложения по вашему выбору.

1)после шипящих нужно писать Ь.

Сберечь честь смолоду, мелкая дрожь, ременная упряжь, июльская сушь, золотая молодёжь, срочная помощь, уйди прочь, бить наотмашь, завлечь в западню, утешь ребёнка, умножь три на пять, привлечь к ответу, фальшь в поведении, взбираешься на гору, питаешься правильно, распахнуть настежь, попадёшься под горячую руку, не порежься ножом.

 

2)после шипящих Ь не пишется

 

лес был дремуч, сто тысяч, дополнительный тираж, у высоких речных круч, траурный марш, день выдался погож, виртуозный трубач, сорвать куш, плащ от дождя, острый меч, воздух горяч, вкладыш в диплом, ночной сторож, пять коровьих туш, медведь неуклюж, точечный массаж, совсем невтерпёж, собираться замуж, уж осень наступила.

1) Он хочет завлечь нас в западню.

2) Я купил лотерейный билет и сорвал куш.

3) Так как районная золотая молодежь состояла из представителей разных наций, говорили обычно по–русски.

 

Фразеологизмы: Сберечь честь смолоду,, золотая молодёжь, бить наотмашь, завлечь в западню, попадёшься под горячую руку, сорвать куш.

1.13. Запишите словами и поставьте в дательном падеже следующие количественные
числительные:

538, 7895, 932, 142, 769. Составьте 2 предложения с этими числительными в дательном падеже.

пятьсот тридцать восемь ( пятистам тридцати восьми), семь тысяч восемьсот девяносто пять(семи тысячам восьмистам девяноста пяти), девятьсот тридцать два (девятистам тридцати двум), сто сорок два (ста сорока двум), семьсот шестьдесят девять (семистам шестидесяти девяти).

1) девятистам тридцати двум студентам в институте повысили стипендию

2) семистам шестидесяти девяти ученикам предложили участвовать в соревнованиях.

 

1.14. Составьте и запишите как можно больше сложных слов, первой частью которых будет слово суб-. Например: субкультура, субмарина и т.д. Слова расположите столбиком, по алфавиту, пронумеруйте.

1) субальпийский

2) субаренда

3) суббота

4) субботник

5) субмарина

6) субординация

7) субсидия

8) субстанция

9) Субтитр

10) Субтропики

11) Субъект

12) субъядро

 

1.15.Составьте как можно больше сложных слов, первой частью которых будет слово микро -. Например: микрофон, микрочастица и т.д. Слова расположите столбиком, по алфавиту, пронумеруйте.

1) микроавтобус

2Микроанализ

3Микроб

4Микробиология

5Микровесы

6Микроклимат

7 Микрокомпонент

8Микрокристаллический

9 Микролампа

10Микромир

11Микроорганизм

12Микроприемник

13Микропроекция

14Микрорайон

15Микроскоп

16Микроструктура

17Микросхема

18Микрофлора

19Микрофон

20микрочастица

 

1.16.Определите, какой частью речи являются слова весь, всякий, каждый. Составьте с ними предложения.

Местоимение.

Весь день дети провели на улице.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: