Классный час
« Дорога Добра»
Цель: формирование толерантного отношения к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Задачи: - научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
-формировать знания о понятиях добро, толерантность, равнодушие; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.
- содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым, имеющим ограниченные возможности здоровья
Ход классного часа
-Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
-У вас на парте лежат сердечки, давайте передадим частичку своего сердечного тепла тому, с кем бы вы хотели поделиться своим сердечным теплом.
Сегодняшний классный час я хочу начать с эпиграфа: (2 слайд)
"Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут
Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его
Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром“
Шалва Амонашвили
Давайте попробуем ответить на два важных для нас вопроса:
1.Что такое доброта
2.Почему человеку так важно научиться делать Добро?
1. Слово «доброта». Вроде очень обычное слово. Попробуем дать ему определение
|
Учащиеся.
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо
доброта - это когда ты делаешь так людям, что они радуются и делаешь это искренне и от чистого сердца!
доброта - это умение сочувствовать и сострадать людям, видеть только хорошую и светлую сторону в личности человека
Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь.
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Прочту притчу.
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил:
"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".
Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.
Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
А кто из вас может объяснить значение этого слова?
Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.
|
Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.
Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.
-Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…
- Ребята, а почему я вспомнила про эту книгу? (Девочка увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.)
-Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?
- Ребята, послушайте стихотворение «Ступени», которое написал 12-летний мальчик Антон.
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным,
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
|
Все эти ступеньки!
- Ребята, что мешает мальчику прочесть книгу в библиотеке? (ступени)
- Почему он их так не любит?
- Он не может ходить по лестнице, потому, что у него ограниченные возможности.
-Как называют таких людей?
-А ещё их называют люди с ограниченными возможностями здоровья.
(таким людям трудно делать то, чему мы даже не придаём значения.)
-А вы знаете, какие трудности возникают у людей с ОВЗ в повседневной жизни?
-Как вы думает чем люди с ОВЗ отличаются от нас с вами? (дети дают ответы: они беспомощны и т.д.)
-А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать классическую музыку
Слайд
(Прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе»).
- Скажите, пожалуйста, какое впечатление на вас произвела эта музыка?
- Какие чувства у вас возникли при прослушивании этой музыки?
-Кто написал эту музыку?
Слайд (портрет)
- А знаете ли вы, какая особенность была у этого композитора?
- Но посмотрите, будучи абсолютно глухим, какую замечательную музыку Бетховен написал для человечества.
- А теперь взгляните, пожалуйста, на следующие слайды
. Слайд
- Что вы можете сказать об этих картинах?
Слайд
- Автором этих картин является Элисон Лаппер. Женщина, у которой от рождения нет рук.
Слайд
Ты и я
Ты и я, мы вместе можем
Сделать много разных добрых дел.
Можем так сшивать событья,
Что шитьё такое победит всё зло.
Надо только мочь мириться с собственной душой,
И тогда мириться с миром Божьим будет нам легко.
Мы с тобою - Сила Мира,
И мы можем жить в любви.
Слайд (Соня Шаталова)
- Это стихотворение написала Соня Шаталова. Ей 21 год и она страдает тяжелой формой аутизма и не может говорить. Зато она пишет. Ее стихи, сказки и рассказы завораживают своими образами и смыслами. Она в возрасте восьми лет написала эти строки.
-Российский лыжник Ирек Зарипов — чемпион в лыжных гонках и биатлоне.
Слайд
- Ребята, что объединяет всех этих людей? (они все одаренные, талантливые не смотря на свою ограниченность, инвалиды)
- С 11 века на Руси стали применять термин «инвалид», что в переводе с латинского слово означает «не имеющий ценности».
- А разве можно сказать, что эти люди не имеют ценности? (ответы детей)
Слайд
-Они создали для нас великолепную музыку, написали картины и стихотворения.
Практические упражнения.
- Ребята, я вам предлагаю вам выполнить упражнения, которые называются «Пойми меня».
1 гр. Каждому участнику группы без помощи рук попробовать написать слово «добро» на бумаге.
2 гр. Каждому участнику группы вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади.
3 гр. Каждому участнику группы с завязанными глазами на ощупь узнать букву или цифру.
4гр. Каждому участнику группы с заткнутыми ушами понять, о чем его просят.
- Трудно ли было Вам выполнять эти задания.
-В роли кого вы сейчас оказались?
- Почему Вам (первой группе) было трудно писать без рук? …(по каждой группе задать вопрос)
- Давайте вернёмся к вопросу, «Почему таких людей называют люди с ограниченными возможностями?»
- А вы встречали таких людей (да)
- А в нашем селе?
Слайд
-Давайте посмотрим, чем ребята занимаются.
-Ребята учувствуют в спортивных мероприятиях и серьёзно занимаются спортом, занимают призовые места и получают награды.
Слайды
-Ребята посещают музеи.
Слайд
У ребят хорошо развиты артистические способности.
- Что вы можете сказать о ребятах с ограниченными возможностями здоровья. Какие они? Они чем-то отличаются от нас? Изменилось ли у вас отношение к ним?
-Пусть они не умеют так хорошо писать, читать, решать как Вы, у них слабо развита память, внимание. Но они талантливы и проявляют себя в других видах деятельности.
-Давайте создадим наш с вами цветик-семицветик. И напишем на нем те 7 шагов, которые мы должны сделать таким людям навстречу (создание цветка).
Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.
Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?
Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.
Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.
А как можно понять проблему другого?
Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.
Отнестись к нему, как к равному человеку.
Крепится 5лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.
(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).
Крепится 6лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен
Крепится 7лепесток – «помочь реализовать » человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.
Итог классного часа.
Основное назначение человека - творить добро. (Слайд
- Люди Земли, Мыслите и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. Учитесь понимать людей, чувствующих себя неуверенно. Помогайте им, поддерживайте их. Подружитесь с человеком, который чувствует неловкость в кругу сверстников, и дайте ему шанс обрести уверенность в себе.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
• Добрые слова - корни
• Добрые мысли - цветы
• Добрые дела - плоды
• Добрые сердца - сады. (слайд
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Послушайте песню «Дорога добра»