Началом становления антимонопольного законодательства следует считать принятие в США в 1890 г. Акта Шермана, которым впервые были введены базовые запреты на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, направленных на ограничение торговли между штатами (ст. 1) и совершение действий, связанных с монополизацией рынка (ст. 2). За совершение таких действий Актом Шермана для юридических лиц установлена ответственность в виде штрафа, а для физических лиц — ответственность в виде штрафа или лишения свободы на срок до трех лет, которая может быть как альтернативной, так и примененной в совокупности на усмотрение суда.В 1914 г. был принят Акт Клейтона, запретивший установление различных видов дискриминационных условий в предпринимательской деятельности, в том числе с использованием монополии, а также путем заключения: соглашений, содержащих условия об установлении и о поддержании цены продажи товара, реализация которых приводит к устранению конкуренции, «вертикальных» соглашений, содержащих условия о цене перепродажи товара, и о запрете покупателю продавать товары конкурентам продавца.Актом о Федеральной торговой комиссии, принятом в 1914 г., также установлены полномочия специального органа власти, в том числе по расследованию недобросовестных методов конкуренции, а также актов или практик, оказывающих негативное влияние на торговлю.Данные законодательные акты были в дальнейшем дополнены, в том числе принятым в 1976 г. Актом Харта — Скотта — Родино, которым установлены принципы антимонопольного контроля сделок экономической концентрации.Полномочиями по проведению антимонопольных расследований в США наделены не только Федеральная торговая комиссия, но и Антимонопольное подразделение Министерства юстиции. Последнее обладает более широкими полномочиями, в частности выраженными в уголовном расследовании картелей и иных нарушений антимонопольного законодательства.Руководящие акты не только описывают подходы к толкованию и применению соответствующих положений антимонопольного законодательства, но и детализируют его для правоотношений в той или иной сфере или на конкретном товарном рынке.
|
Среди руководящих актов США можно назвать следующие:
— Антимонопольные разъяснения о лицензировании интеллектуальной собственности
— Руководящий акт по слияниям
Безусловно, базовым законодательным актом, регулирующим правовую защиту конкуренции на едином рынке ЕС, является Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. (далее — Римский договор).Принятие Римского договора позволило ввести на всей территории ЕС единые антимонопольные правила, направленные на реализацию принципа недопустимости действий, соглашений и согласованных действии, оказывающих негативное влияние на конкуренцию.
Статья 101 Римского договора содержит запрет на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, на принятие ассоциациями решений, а также на совершение согласованных действий, которые могут повлиять на торговлю между государствами — членами ЕС, привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции и содержат условия:
— об установлении и поддержании цены продажи товаров;
— об ограничении производства, сбыта товаров;
|
— о разделе товарного рынка;
— о применении дискриминационных условий к различным хозяйствующим субъектам;
— о навязывании невыгодных условий договора, которые по своему характеру или в соответствии с торговой практикой не связаны с предметом этих контрактов.
В п. 2 данной статьи указано, что соглашения, содержащие такие антиконкурентные условия, не имеют правовой силы.
Римский договор установил базовые антимонопольные требования и аналогично законодательству США предусматривает принятие подзаконных регуляторных актов, детализирующих данные нормы. Также он распространяет действие данных актов на территории всех государств — членов ЕС.
На настоящий момент Совет ЕС и Еврокомиссия приняли значительное количество регуляторных актов, детализирующих антимонопольные правила Римского договора, в том числе в части установления так называемых общих исключений (blockexemptions) для соглашений, решений ассоциаций, согласованных действий в целях реализации п. 3 ст. 101, а также в части детализации данных антимонопольных правил по отношению к отдельным отраслям экономики.
Общим вопросам антимонопольного регулирования посвящены в настоящий момент:
— Регуляторный акт Совета ЕС от 20 января 2004 г. № 139/2004 о контроле за экономической концентрацией между хозяйствующими субъектами, который является базовым актом, детализирующим виды сделок по экономической концентрации, подлежащих антимонопольному контролю Еврокомиссией;
— Регуляторный акт Еврокомиссии от 20 апреля 2010 г. о применении положений ч. 3 ст. 101 Римского договора к различным категориям «вертикальных» соглашений и согласованных действий, которым, например, отграничен перечень безусловных запретов на некоторые виды таких соглашений от тех видов «вертикальных» соглашений, антиконкурентный характер которых зависит от рыночной доли сторон;
|
— Регуляторный акт Совета ЕС от 16 декабря 2002 г. № 1/2003 об имплементации положений о конкуренции Римского договора, в котором определены подходы к соотношению положений Римского договора и национального антимонопольного законодательства государств — членов ЕС, а также разграничены полномочия между Еврокомиссией и национальными антимонопольными органами;
— Регуляторный акт Еврокомиссии от 7 апреля 2004 г. № 773/2004 о процедуре применения Еврокомиссией антимонопольных правил Римского договора, в котором также определена процедура рассмотрения Еврокомиссией заявлений и проведения расследований.
Также изданы регуляторные акты, регламентирующие применение антимонопольных правил Римского договора на отраслевых рынках, например:
— Регуляторный акт Еврокомиссии от 27 мая 2010 г. № 461/2010 о применении ч. 3 ст. 101 Римского договора к различным категориям «вертикальных» соглашений и согласованных действий в сфере автопромышленности;
— Регуляторный акт Еврокомиссии от 24 марта 2010 г. № 267/2010 о применении ч. 3 ст. 101 Римского договора к различным категориям соглашений, решений и согласованных действий в сфере страхования;
— Регуляторный акт Совета ЕС от 25 мая 2009 г. № 487/2009 о применении ч. 3 ст. 81 Римского договора к различным категориям соглашений и согласованных действий в сфере воздушного транспорта;
— Регуляторный акт Совета ЕС от 24 июля 2006 г. № 1184/2006 о применении правил о конкуренции к деятельности по производству и продаже определенных видов сельскохозяйственной продукции.
Все указанные регуляторные акты принимаются на определенный срок, в основном составляющий не менее 10 лет.
Немецкий законодатель пошел по пути регламентации в отдельных нормативных актах вопросов пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. В 1909 г. в Германии был принят Закон против недобросовестной конкуренции. В п. 1 данного Закона установлено, что «на того, кто совершает в торговом обороте в целях конкуренции действия, противоречащие добрым обычаям, может быть возложена обязанность прекратить эти действия и возместить ущерб». На смену Закону против недобросовестной конкуренции 8 июля 2004 г. был принят Закон о противодействии недобросовестной конкуренции, нормы которого дополняют ранее действовавшее законодательство. Новый Закон Германии содержит открытый перечень видов недобросовестной конкуренции, конкретизируя некоторые из них. Наряду с указанными положениями данный Закон вводит широкий понятийный аппарат, дает определения, например, профессиональной добросовестности, конкурента, участника рынка, под которым подразумевает не только конкурентов, но и потребителей, а также содержит определение кодекса поведения. Также Закон Германии 2004 г. вводит новые механизмы административного воздействия на лиц, совершивших акт недобросовестной конкуренции, выраженного в возможности подачи в отношении данных лиц иска о перечислении незаконно полученной прибыли в федеральный бюджет.
В Великобритании законодательство о защите конкуренции также прошло долгий путь становления. Изначально ведущая роль отдавалась судебной практике, длительное время использовавшей при разрешении антимонопольных споров концепцию недопустимости ограничения торговли (restraintoftrade).
В 1948 г. в Великобритании был принят Акт о монополиях и ограничительной практике (MonopoliesandRestrictiveTradeAct), который учредил специальный антимонопольный орган (Комиссию по монополистической деятельности и ограничительной торговой практике), определил критерии установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, ввел запреты на заключение договоров, направленных на ограничение конкуренции.
В настоящий момент в Великобритании действует Акт о конкуренции 1998 г. (CompetitionAct), в полном объеме синхронизированный с подходами к антимонопольному регулированию, сформированными законодательством ЕС, в частности Еврокомиссией.
Переход к рыночным взаимоотношениям востребовал адекватных правовых мер, потому первым шагом становления российского антимонопольного законодательства законно считается момент принятия Закона РСФСР «О конкурентной борьбе и ограничении монополистической работы на товарных рынках». В начале июля 1991 года почти что сразу с принятием упомянутого Закона был создан Муниципальный комитет РФ по антимонопольной политической деятельности и поддержке свежих финансовых структур, позднее – Государственный антимонопольный комитет, в 2003 году – Министерство по антимонопольной политической деятельности и поддержке предпринимательства, перевоплощенное в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС Российской Федерации). Зона ответственности отмеченных антимонопольных органов напрямую определялись Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Конституция РФ, принятая всенародном голосованием в том же году, обеспечивала согласие финансового пространства, свободное движение товаров, услуг и экономических средств в поддержку конкурентной борьбе. Следовательно, в нормативном правовом акте самой высочайшей юридической силы были закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка. Также, довольно живо скопленный навык рассмотрения дел по прецедентам нарушений антимонопольного законодательства продемонстрировал, собственно действовавший Закон о конкурентной борьбе 1991 года не полностью приспособлен к финансовым действиям в РФ, теперь в 1993 году уже ни для кого не является секретом надобность его немаловажного обновления и добавления. С данного этапа стартовал 2-ой шаг становления антимонопольного законодательства России – шаг формирования конституционных основ антимонопольного законодательства. 3-ий шаг в развитии российского антимонопольного законодательства стартовал в 1994 году связанный с принятием свежего ГК РФ. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не дозволяет применение прав человека в целях ограничения конкуренции, также злоупотребление преобладающим положением на рынке. Перемены конституционного и гражданского законодательства обусловили надобность последующего внесения перемен в Закон о конкурентной борьбе 1991 г. 4-ый шаг – создание новейших направлений Закона РСФСР «О конкурентной борьбе и ограничении монополистической работы на товарных рынках», а конкретно ценового и маркетингового. Ценовое регулирование работы хозяйствующих субъектов, преобладающих на рынке, которые сегодня реализуются предпочтительно в масштабах регулировки работы субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а еще особых законов (к примеру, Федеральный закон «О муниципальном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»). В целях охраны от бесчестной конкурентной борьбы в сфере рекламы, предупреждения и подавления ненадлежащей рекламы в 1995 г. Был принят Федеральный закон «О рекламе». И от 13.03.2006 N 38-ФЗ принят Федеральный закон «О рекламе». 5-ый шаг становления антимонопольного законодательства – данное составление законодательства о защите конкурентной борьбы на рынке денежных услуг (банковских, страховых и других, связных с капиталом юридических и физических лиц)