Г.
Тема. Работа над композицией (бытовой жанр). Цветовое решение.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем работу над композицией бытового жанра. На предыдущем занятии мы выполняли карандашный набросок, детализировали его, а сегодня мы завершим его, выполнив цветовое решение рисунка. Для этого нам понадобятся акварель или гуашь – на ваш выбор. Перед тем, как приступить к «раскрашиванию» композиции, предлагаю вам окунуться в историю бытового жанра и познакомиться с работами великих мастеров:
Бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр) - жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.
Первые бытовые сюжеты
Бытовые сюжеты встречаются уже в первобытных наскальных росписях.
Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров
Фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э
Гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520—10 гг. до н. э. (*кликабельно)
Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире. Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи.
«Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.
Зарождение бытовой живописи
Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей.
Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469—70 (*кликабельно)
Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов и мастера Северного Возрождения.
Игроки в карты. Караваджо. 1594—95 гг. (*кликабельно)
Лютнист. Караваджо, ок. 1595 г. (*кликабельно)
Фокусник. Х. Босх, 1475—80 (*кликабельно)
Меняла и его жена. М. ван Реймерсвале, сер. 16 в. (*кликабельно)
Крестьянский танец. П. Брейгель Старший, 1568 (*кликабельно)
Крестьянская свадьба. П. Брейгель Старший, 1568
Бытовая живопись как самостоятельный жанр
Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев». После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией.
Утро молодой дамы. Ф. ван Мирис. Старший
Женщина, чистящая яблоко. Г. Терборх, ок. 1660 г.
Девушка с письмом. Я. Вермеер Делфтский
Я. Вермер Делфтский. Служанка с кувшином молока. Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам (*кликабельно)
Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса и француза Л. Ленена.
Севильский водонос. Д. Веласкес, ок. 1621 г.
Л. Ленен. Семейство молочницы, 1640-е гг. (*кликабельно)
Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества.
Бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых, свадьбы и похороны, свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия.
В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия.
Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии.
На пашне. Весна. А. Г. Венецианова (*кликабельно)
Трапеза крестьян. Л. Ленен
Купчиха за чаем. Б. М. Кустодиев
Масленица.Б. М. Кустодиев (*кликабельно)
Охотники на привале. В. Г. Перов (*кликабельно)
Похороны в Орнане. Г. Курбе (*кликабельно)
Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом.
Молитва перед обедом, Шарден, ок. 1740 г. (*кликабельно)
В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение. Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров.
1919 год. Тревога. К. С. Петрова-Водкин