В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре.
Модный брак. У. Хогарт, 1743—45 (*кликабельно)
Реалисты
Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле.
Дробильщики камня. Г. Курбе, 1849 (*кликабельно)
Сборщицы колосьев. Ф. Милле, 1857 (*кликабельно)
Импрессионисты
Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни.
Качели. О. Ренуар, 1876 (*кликабельно)
Бытовой жанр в русской живописи
В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Термин стал использоваться со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами.
В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами».
18 в. даёт единичные примеры.
И. И. Фирсов. Юный живописец, 1760-е гг. (*кликабельно)
М. Шибанов. Крестьянский обед, 1774 (*кликабельно)
Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов.
Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях.
Венецианов А.Г. Жнецы, ок. 1825 г.
Венецианов А.Г. На жатве. Лето», 1820-е гг.
Венецианов А.Г. Утро помещицы, 1823
Жанровые мотивы появляются в творчестве и других мастеров первой пол. 19 в.
К. П. Брюллов. Итальянский полдень, 1827
К. П. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827
В. А. Тропинина. Кружевница, 1823
В полотнах П. А. Федотова социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира.
П. А. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 (*кликабельно)
П. А. Федотов. Сватовство майора, 1848 (*кликабельно)
П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Передвижники
Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям».
И. М. Прянишников. Шутники, 1865 (*кликабельно)
Н. В. Неврев. Торг. Из недавнего прошлого, 1866 (*кликабельно)
В. Е. Маковский. Свидание, 1883 (*кликабельно)
Хоровые картины
В 1870—80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа.
Взятие снежного городка. В. И. Сурикова, 1891
Общество станковистов
Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России.
Мастера из Общества станковистов писали героические будни строительства новой жизни.
A. Дейнека. Восстановление Ростсельмаша
Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 (*кликабельно)