Творчество композиторов романтиков.
Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман
В начале XIX века в европейском искусстве появляется новое течение – романтизм.
Идеалы романтического искусства были основаны на стремлении к свободе, независимости личности, на противопоставлении возвышенного обыденной, часто разочаровывающей действительности.
В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью, композиторы-романтики раскрывают самые сокровенные чувства – это их исповедь, дневник.
«Разум заблуждается, чувство – никогда», - так сформулировал девиз романтизма Роберт Шуман.
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.
Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе- баллада
Принято считать, что непосредственными предшественником романтизма был Людвиг ван Бетховен.
Основными представителями романтизма в музыке являются:
· в Австро-Венгрии: Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер;
· в Германии: Иоганнес Брамс (позднее переехал в Австро-Венгрию),, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; Рихард Штраус;
· в Италии: Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;
· во Франции: Жорж Бизе, Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк;
· в Польше: Фредерик Шопен (позднее эмигрировал во Францию);
· в Норвегии: Эдвард Григ;
· в Финляндии: Ян Сибелиус;
· В России: А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин.
|
Романтизм в музыке сложился в 20-е годы XIX века под влиянием литературы романтизма и в тесной связи с литературой вообще Это обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере, песне, инструментальной миниатюре и музыкальной программности.
· Появились новые музыкальный жанры;
· в инструментальной и камерно-вокальной музыке особое место получила миниатюра;
· музыка романтиков была очень виртуозна.
· К началу XIX века Русская музыка заняла одно из первых мест в мировом музыкальном культурном творчестве
· Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них — осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов.
Музыкальный язык
· композиторы используют интонационные обороты старинного, преимущественно крестьянского фольклора своих стран.
· Поэтому интонационный строй произведения позволяет мгновенно узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе.
Тематика
· Передача глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения.
· Тема любви занимает в ней господствующее место.
· Любовь человека к своему дому, к своему Отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов – романтиков.
Посмотрите видео о жизни и творчестве композиторов:
https://www.youtube.com/watch?v=aHYTZICwJCI Шопен
https://www.youtube.com/watch?v=x03KQCv1JQY Шуман
https://www.youtube.com/watch?v=VcLcTVo7LeI Лист
|
Домашнее задание
(выполнить и прислать или принести мне до 19.11.2020)
1.Прослушайте музыкальные произведения:
https://www.youtube.com/watch?v=QYYgGcBO2Vs Ф.Лист Венгерская рапсодия №2
https://www.youtube.com/watch?v=lAvcmWK7jVE Шопен Вальс №7
https://www.youtube.com/watch?v=pZp0P8zN650 Р.Шуман «Грезы»
Напишите: какое произведение вам понравилось больше всех.
Отгадай: чья это жизнь?
(Напиши фамилию композитора под цифрой отрывка)
1. Первого ноября 1830 года, дав ряд блестящих концертов, композитор отправляется в Вену и здесь узнает о событиях на родине – там вспыхнуло вооруженное восстание против царской России. Он хотел вернуться на родину и присоединиться к повстанцам, однако его желанию не суждено было осуществиться. Тогда, отчаявшись, он отправляется в Лондон, но по пути останавливается в Париже. Весть о разгроме восстания стала тяжелым ударом для композитора. Отзвук его переживаний, связанных с этим событием, слышится во всех произведениях композитора.
2. Мать отправляет восемнадцатилетнего юношу в Лейпциг изучать право. Здесь он продолжал заниматься музыкой и брал уроки фортепиано у Фридриха Вика, выдающегося педагога и музыканта. Спустя два года, побывав на концерте скрипача - виртуоза Паганини, молодой человек загорелся желанием достичь такого же уровня мастерства в области фортепианного исполнительства. Чтобы скорее добиться цели, он изобрел особый аппарат, позволявший фиксировать в приподнятом положении один палец руки, в то время как другие оставались свободны. Однако произошло несчастье: в результате защемления нерва рука оказалась серьезно поврежденной. Молодому человеку уже никогда не стать выдающимся пианистом!
|
3 Его жизнь была загадочна и непонятна современникам. Под внешним блеском и славой скрывались глубокая трагедия и раздвоенность личности человека. Главная область его творчества – это фортепианная музыка. Он создает свой стиль пианизма, виртуозный, по-ораторски приподнятый и блестящий. В фортепианных сочинениях композитора отразилась его исполнительская манера. Во многом его стиль складывался под воздействием игры великого Паганини – тот же блеск и демоническая виртуозность. Он всегда был в центре внимания музыкальной жизни Европы, с неизменным триумфом гастролируя во многих странах. Его игра потрясала и гипнотизировала публику. Будучи пианистоморатором, он увлекал слушателей в свой мир звуков. Но вдруг в расцвете своих творческих сил он бросает деятельность исполнителя и переключается на сочинение музыки, педагогическую работу и дирижерские выступления.