Структура электронного учебника по дисциплине «Компьютерные сети и телекоммуникации»




 

Электронный учебник состоит из следующих тем:

1) элементарная теория погрешностей;

2) алгебра матриц;

3) методы решения систем линейных уравнений;

4) методы решения нелинейных уравнений;

5) нахождение собственных чисел и собственных векторов матрицы;

6) интерполирование и экстраполирование функций;

7) численное дифференцирование и интегрирование;

8) приближенные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений;

9) приближенные методы решения дифференциальных уравнений в частных производных.

Все эти разделы входят в учебный план студентов четвертого курса обучающихся на специальности «030100 - Информатика» и представляют большой интерес в смысле компьютерного представления именно для студентов этой специальности.

Первой для переноса на компьютерную основу была взята тема «Элементарная теория погрешностей». Все темы практически полностью реализованы в электронный учебник и могут применяться на практике.

Рассмотрим структуру электронного учебника, т.е. те его элементы, которые видит пользователь. Данный учебник в дальнейшим послужит обучающимся базовыми знаниями, его ценность прежде всего, в тематическом содержании.


 

Учебник состоит из:

1) титульного листа;

2) оглавления (содержания);

3) полного изложения учебного материала.

Все материалы учебника и его программное обеспечение содержится на одном лазерном диске.

Перейдем к описанию составных частей электронного учебника.

Титульный лист содержит название учебника. Для этого можно оформить ее с помощью графических вставок, фонов и анимации (рисунок 1).

 

Рис. 1.Титульный лист электронного учебника

Содержание обеспечивает доступ к органам управления, позволяющие:

переходить к любым частям учебника;

заканчивать работу с учебником.

Каждая страница оформлена шаблоном единого дизайна (рисунок 2, рисунок 3):

 

Рис. 2. Страница учебника

 

Рис. 3. Страница учебника

 

Структура электронного учебника. Самая первая из важных страниц учебника - это титульный лист. В нем написано, для какой дисциплины этот электронный учебник предназначен (рисунок 4).

 


Рис. 4. Первая станица электронного учебника

 

Вторая самая главная страница - это содержание. В нем написано оглавление (содержание) учебника и каждый пункт оглавления является гиперссылкой, чтобы переходить на ту или иную страницу (рисунок 5).

В главах электронного учебника темы содержатся в методически обусловленной последовательности. Содержание обеспечивает прямое обращение к темам по их названиям.

 

Рис. 5. Содержание электронного учебника

 

Далее следуют страницы которые предназначены для изучения студентами. Каждая страница это отдельный подпункт. Приведем пример из нашего учебника (рисунок 6, рисунок 7):


Рис. 6. Страница электронного учебника

 

Рис. 7. Страница электронного учебника

 

Также имеются элементы управления учебником, которые обеспечены всплывающими подсказками (рисунок 8):

Рис. 8. Управляющие кнопки

 

В конце электронного учебника пожелания студентам (рисунок 9).


Рис. 9. Последняя страница электронного учебника

 

Таким образом, студент, обучающийся по этому электронному учебнику в какой-то мере может самостоятельно управлять процессом и даже обучаться в домашних условиях.

 

учебник электронный интерфейс язык


Заключение

 

Электронный учебник - в большей степени инструмент обучения и познания, а его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в линейных технологиях и коммуникационных системах.

В этой дипломной работе рассматривалась тема «Разработка электронного учебника на примере дисциплины «Численные методы» для овладения навыками создания электронно - информационных ресурсов». Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с применением СНИТ. В этих условиях тема моей дипломной работы, предмет ее исследования представляется очень своевременным. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, новые формы и методы обучения на практике, а несбалансированность российского рынка прикладного обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал, заложенный в СНИТ. Поэтому разработку компьютерного учебного пособия по дисциплине «Численные методы», которое могло бы применятся в обучении студентов, считаю своей первостепенной задачей.

В данной дипломной работе была поставлена и решена следующая цель: разработать электронный учебник на примере дисциплины «Численные методы» для овладения навыками создания электронно - информационных ресурсов.

Разработанный электронный учебник предназначен для использования его на занятиях, а также для самостоятельной работы студентов.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

изучение проектирования и использования электронного учебника в процессе обучения;

создание электронного учебника по дисциплине «Численные методы».

В ходе создания электронного учебника были изучены материалы учебников, сайтов, газет, журналов, статей по исследуемой теме и методика применения языка HTML для создания гиперссылок. В ходе создания самого электронного учебника столкнулся с такими трудностями как: подбор материала по дисциплине «Численные методы», оформление страниц. Электронный учебник соответствует требованиям по созданию учебников такого типа.

В ходе решения поставленных задач, было проведено экспериментальное исследование, которое позволило выделить следующее, что использование электронного учебника в курсе позволяет:

повысить интерес у студентов к изучению дисциплины;

активизировать самостоятельную работу учащихся.

Электронный учебник проходит апробацию на четвертом курсе факультета Информатики. Первые отзывы студентов:

Гайсина Эльмира: «Начала ходить на занятия по дисциплине «Численные методы» с большим желанием, потому что, в данный момент, занимаемся на уроках по электронному учебнику который создала Латыпова Г. Учебник красочный и удобный по применению, по нему можно заниматься и в домашних условиях, и на занятиях. Самое главное больше понимаешь и можно быстро просмотреть те области которые забылись к концу семестра. Учебник очень удобен для студентов»;

Махмутов Руслан: «Когда на занятиях по дисциплине «Численные методы» стали работать по электронному учебнику мы поняли, что электронный учебник:

облегчает нам понимание изучаемого материала за счет иных, способов подачи материала;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.

Структура электронного учебника представлена следующим образом.

Титульный лист - это самая главная страница электронного учебника. Он создан на основе программного обеспечения MS Word. Второй не менее главной является - содержание. Оно создавалась при помощи языка HTML. В содержании каждые главы, пункты являются гиперссылками, при нажатии на них открывается та страница на которую должна перейти гиперссылка. Остальные страницы идут по очереди и на каждой странице есть указатель перехода с подсказкой на другой пункт. В конце электронного учебника имеется пожелание студенту.

Итак, электронный учебник является универсальной и необходимой формой для обучения студентов. При помощи него каждый студент может заниматься индивидуально. Пропустив занятие студент имеет возможность изучить ту или иную тему самостоятельно при помощи электронного учебника.

Таким образом, компьютерный электронный учебник является одним из факторов совершенствования образовательного процесса.

Практическую ценность своей работы вижу в том, что:

во-первых, мною был получен богатый опыт разработки обучающих компьютерных систем, в том числе освоены инструментальные средства разработки подобных систем;

во-вторых, и это главное, институт получит в свое распоряжение и сможет использовать в образовательном процессе новое электронное средство обучения - компьютерный учебник по дисциплине «Численные методы».

Подводя итоги можно сказать, что была проделана работа по созданию электронного учебника, предназначенного для использования его на занятиях, а также для самостоятельной работы студентов. Основным достоинством данного программного продукта является доступность изложенного материала. Остается только надеяться, что созданный автором электронный учебник будет использоваться в институтах и других городов.

 

 


Список литературы

 

1. Абдулина, Е.Л. Многофункциональность электронного пособия как фактор трансформации модели образования: лекция // http: //www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez01.html/

2. Абдулина, Е.Л. Общесистемные требования к электронным учебным материалам: лекция // http: //www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez02.htm

3. Абросимов, А.Г. Технологии дистанционного обучения в дополнительном образовании / А.Г. Абросимов // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 77-83.

4. Баранова, Ю.Ю. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе / Ю.Ю. Баранова // Информатика и образование. - 2000. - № 8. - С. 43-47.

5. Бахвалов, Н.С. Численные методы / Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков; под. ред. Н.С. Бахвалова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 630 с.

6. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Филинъ, 2003. - 616 с.

7. Березин, И.С. Методы вычислений / Н.П. Жидков. - М.: Наука, 2000. - 358 с.

8. Березников, В.П. Автоматизация построения тренажеров и обучающих систем / В.П. Березников, А.П. Писаренко. - Киев: Наукова думка, 1989. - 200 с.

9. Безручко, В.Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows 2000, Word, Excel: учебник / В.Т. Безручко. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 544 с.

10. Волков, Е.А. Численные методы / Е.А. Волков. - М.: Наука, 2000. - 642 с.

11. Голицына, И.Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий / И.Н. Голицына // Education Technology & Society. - 2003. - № 6. - С. 77-83.

12. Горнова, Н.В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности / Н.В. Горнова. - Саратов: Сателлит, 2004. - 132 с.

13. Григорьев, С.Г. Иерархические структуры как основа создания электронных средств обучения / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 96-98.

14. Гусев, А.В. Максимальное использование ресурсов компьютера / А.В. Гусев. - М.: Питер, 2000. - 160 с.

15. Гутгарц, Р.Д. Компьютерная технология обучения / Р.Д. Гутгарц, В.П. Чебышева // Информатика и образование. - 2000. - № 5. - С. 44-45.

16. Давыдова, Е.В. Создание Web-страниц с помощью языка электронная модель школьного учебника HTML / Е.В. Давыдова // Информатика и образование. - 2000. - № 8. - С. 62-77.


[1] Абдулина, Е.Л. Многофункциональность электронного пособия как фактор трансформации модели образования: лекция // http: //www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez01.html/

[2] Абдулина, Е.Л. Общесистемные требования к электронным учебным материалам: лекция // http: //www.cctpu.edu.ru/conf/sec7/tez02.htm

 

[3] Абросимов, А.Г. Технологии дистанционного обучения в дополнительном образовании / А.Г. Абросимов // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 77-83.

[4] Баранова, Ю.Ю. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе / Ю.Ю. Баранова // Информатика и образование. - 2000. - № 8. - С. 43-47.

[5] Бахвалов, Н.С. Численные методы / Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков; под. ред. Н.С. Бахвалова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 630 с.

[6] Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Филинъ, 2003. - 616 с.

[7]. Березин, И.С. Методы вычислений / Н.П. Жидков. - М.: Наука, 2000. - 358 с.

 

[8] Березников, В.П. Автоматизация построения тренажеров и обучающих систем / В.П. Березников, А.П. Писаренко. - Киев: Наукова думка, 1989. - 200 с.

[9] Безручко, В.Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows 2000, Word, Excel: учебник / В.Т. Безручко. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 544 с.

 

[10] Волков, Е.А. Численные методы / Е.А. Волков. - М.: Наука, 2000. - 642 с.

[11] Голицына, И.Н. Эффективное управление учебной деятельностью с помощью компьютерных информационных технологий / И.Н. Голицына // Education Technology & Society. - 2003. - № 6. - С. 77-83.

 

[12] Горнова, Н.В. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности / Н.В. Горнова. - Саратов: Сателлит, 2004. - 132 с.

[13] Григорьев, С.Г. Иерархические структуры как основа создания электронных средств обучения / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Информатика и образование. - 2004. - № 7. - С. 96-98.

[14] Гусев, А.В. Максимальное использование ресурсов компьютера / А.В. Гусев. - М.: Питер, 2000. - 160 с.

 

[15] Гутгарц, Р.Д. Компьютерная технология обучения / Р.Д. Гутгарц, В.П. Чебышева // Информатика и образование. - 2000. - № 5. - С. 44-45.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: