Организация и проведение контроля - важнейшая функция методической службы ДОУ. Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед ДОУ задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого педагога.
Направление деятельности старшего воспитателя при осуществлении контроля:
§ Разрабатывать систему контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;
§ Наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;
§ Фиксировать результаты наблюдений;
анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию педагогов;
§ Делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;
§ Осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей;
§ Разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;
§ Обсуждать результаты контроля с педагогами, использовать эти результаты при подготовке решений педсоветов, планировании работы коллектива.
В каждом ДОУ следует создать единую систему контроля, цели и задачи которого вытекают из целей и задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ, следовательно, он планируется в годовом плане (раздел 4 Контроль и руководство). Контроль будет эффективен в том случае, если он осуществляется своевременно и мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.
Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Существуют четыре самые распространенные формы контроля: оперативный, тематический, фронтальный и итоговый.
При проведении любого вида контроля необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм контроля:
1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка плана контроля.
3. Сбор информации.
4. Анализ собранного материала.
5. Выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.
6. Проверка исполнения рекомендаций.
Все виды контроля отражены в годовом плане. Форма представления может быть разной.
Рассмотрим каждый вид контроля.
Оперативный контроль – это текущий, ежедневный контроль. Его особенность заключается в том, что он помогает выявить и устранить незначительные сбои в деятельности педагогов и коллектива в целом. Если не замечать мелких отклонений в работе, то они могут привести к большим трудностям, преодолеть которые впоследствии будет нелегко.
Вопросы оперативного контроля условно делятся на несколько категорий. Требующие постоянного контроля: выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей; соблюдение режима дня; соблюдение правил внутреннего распорядка; выполнение трудовой дисциплины, учебно-воспитательный процесс, сформированность культурно-гигиенических навыков и т.п. Следующая категория – это вопросы, требующие контроля реже, ежеквартально, такие как: планирование воспитательно-образовательной работы; организация работы с родителями; организация прогулок, экскурсий; деятельность детей во второй половине дня; организация работы по изучению дошкольниками ПДД; использование здоровьесберегающих технологий; создание условий для самостоятельной детской деятельности и т.п.
Перечень вопросов к оперативному контролю можно посмотреть в книге К.Ю. Белой «Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция», 2003
В среднем ежемесячно планируются 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.
Организация оперативного контроля предусматривает несколько составляющих:
§ Это годовая циклограмма контроля, в которой с помощью условных обозначений определяется последовательность контрольной деятельности.
§ План оперативного контроля на месяц позволяет наглядно представить отдельные участки работы и держать важные участки на контроле. Форма может быть различной.
§ На основании этого плана разрабатываются карты контроля для анализа работы педагогов по намеченным для изучения вопросам в текущем месяце.
По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, старшему воспитателю важно сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной группе, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям. Предупредительный контроль предупреждает ошибки, недостатки. Например, группа собирается идти на экскурсию. В этом случае необходимо заранее узнать у воспитателя, куда они пойдут, по какому маршруту. И сразу же обговорить, какой маршрут лучше выбрать, как в целях безопасности, так и для того, чтобы увидеть много интересного. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать готовность воспитателя к проведению занятий, прогулки и т.п. Одной из форм организации оперативного контроля является проведение в ДОУ дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогов. ДРК – это микроисследование, в котором принимает участие весь коллектив, тематика ДРК может быть разной. Это вопрос из циклограммы оперативного контроля. Для примера приведу тему ДРК: «Оценка организации и проведения занятий в разных возрастных группах ДОУ». Цель: изучить эффективность деятельности воспитателя в процессе проведения НОД. Задачи: оценить уровень профессионального мастерства педагога; определить правильность выбора методов и приемов работы с детьми; оценить условия, влияющие на качество воспитательно-образовательного процесса. Объектом выступает занятие как элемент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Предмет: содержание деятельности воспитателя и детей. Методы: наблюдение. При анализе материалов выявляются проблемы по отдельным педагогам и группам. Материалы обсуждаются на планерке и принимаются решения по коррекции деятельности отдельных воспитателей и в целом методики организации занятий с детьми.
По истечении каждого месяца по итогам оперативного контроля пишется справка. Не все вопросы оперативного контроля требуют анализа, т.к. некоторые проблемы решаются оперативно, даются рекомендации по их устранению. Такие вопросы не вносятся в справку.
Архив справок оперативного контроля хранится 1 год.
Тематический контроль. Содержанием тематического контроля является изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, а цель контроля зависит от целей и задач годового плана ДОУ. Продолжительность тематического контроля в образовательном учреждении может быть до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Такой тематический контроль носит характер сравнительного, т.е. сравниваются работа разных педагогов с детьми одного дошкольного возраста по конкретному вопросу, ЗУН воспитанников разных групп по одной и той же теме, анализируются система работы над какой-либо одной проблемой в разных возрастных группах.
Тематический контроль - один из видов контроля, планируемых на год. Проводится перед педсоветом и соответствует его теме.
Проведение тематического контроля предусматривает наличие у старшего воспитателя следующего пакета документов:
1. Приказ, в котором отражено название, цель, сроки проведения, ответственный за его проведение, члены комиссии. Проводится старшим воспитателем, кроме этого к контролю привлекаются опытные педагоги ДОУ, специалисты.
2. План тематического контроля.
Более удачную и рациональную форму плана тематического контроля, чем тот, что был предложен К.Ю. Белой, трудно придумать. В нем выделено 5 блоков:
§ Обследование уровня развития детей;
§ Оценка профессиональных умений воспитателя;
§ Оценка предметно-развивающей среды, условий;
§ Оценка планирования работы;
§ Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
3. Рабочие материалы тематического контроля.
Весь контроль должны быть подтверждены рабочими материалами. Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу программы, должны присутствовать диагностические карты в материалах контроля. Если старший воспитатель проводит собеседование с педагогами ДОУ, то перечень вопросов также должен быть в наличии. Все рабочие материалы оформляются в произвольной форме. Это могут быть записи старшего воспитателя в тетради, протоколы диагностирования детей, карты анализа занятий, режимных моментов и т.п. Члены комиссии инструктируются старшим воспитателем, между ними распределяются вопросы контроля, выдаются рабочие материалы.
4. Аналитический блок. Получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению опыта. По итогам тематического контроля пишется аналитическая справка следующей структуры:
Вводная часть:
§ цель проверки;
§ сроки проведения;
§ проверяющие;
§ проверяемые;
§ тема проверки;
§ предмет и программа проверки;
§ объем работы.
Аналитическая часть:
§ общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса
(подтвержденная данными);
§ позитивные моменты и недостатки;
§ причины появления положительных и отрицательных результатов.
Заключительная часть:
§ выводы;
§ рекомендации (с указанием ответственного и сроков исполнения);
В конце справки указывается должность, Ф.И.О. составившего справку, дата. Аналитическая справка по результатам контроля зачитывается на педсовете, рекомендации по коррекции воспитательно-образовательного процесса выносятся в проект решения совета педагогов. Материалы контроля хранятся с материалами педсоветов 5 лет.
Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта в целом. Таким объектом выступает отдельно взятая группа. В год фронтально проверяется не более 2-3 групп. Продолжительность фронтального контроля от трёх до пяти дней.
В процессе фронтального контроля изучаются:
- санитарно-гигиеническое состояние группы;
- оснащение педагогического процесса;
- предметно-развивающая среда группы;
- воспитательно-образовательная работа с детьми,
- документация педагогов,
- работа с родителями.
Алгоритм фронтального контроля:
1. Определить объект контроля.
2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3. Определить приказом ответственного и группу проверяющих.
4. Составить план контроля и ознакомить с ней проверяемых.
5. Проконтролировать проверяемых.
6. Зарегистрировать все результаты контроля.
7. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
По итогам фронтальной проверки составляется аналитическая справка. Итоги фронтальной проверки обсуждаются на малом педсовете с участием всех педагогов и специалистов, работающих на группе. В решение педсовета выносятся рекомендации по улучшению каких-либо направлений работы группы со сроками исполнения, либо по обобщению педагогического опыта и др.
Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программ годового плана. Итоговый контрольвключает:
· цель;
· план;
· сроки проведения;
· график;
· материалы итогового контроля (диагностические карты, схемы, таблицы, вопросники, оценочные листы, анкеты для родителей;
· аналитическую справку.
Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проходит раз в пять лет по отношению к каждому педагогу.
Другие виды контроля: срезовый, самоконтроль, взаимоконтроль.
Права проверяемых и проверяющих.
Подводя итоги выступления, хочется отметить важность функции контроля в единой системе образовательно-воспитательной работы. И помнить, что контроль позволяет установить, все ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета. Помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. Устраняясь от контроля и осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешаться в ход воспитательного процесса, управляя им. Кроме этого, контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнением своих обязанностей.