Ханьши (Праздник холодной пищи)




Новогодние поздравления

Посещения родственников с поздравлениям. Одаривание младших членов семьи деньгами. Иероглиф «счастье»

Мин-цзи и е – разновидности новогодних поздравительных открыток.

Самое важное мероприятие второго дня нового года – встреча бога богатства Цай-шэня. В Пекине приходили молиться в храм Усяньмяо (Храм богов богатства «пяти дорог»). В домах наклеивали картины, символизирующие богатство. «Танцы перед очагом» (тяо цзао). Вечером в каждом доме вывешивали фонари.

Новогодние поклоны-поздравления бай нянь. 2 вида: 1) поклонение божествам и предкам. В канун НГ с наступлением сумерек выставляли генеалогическую таблицу рода, портреты предков и курильницу для благовоний, накрывали стол для жертвоприношений, кланялись духам предков. 2) выражение особого почтения к представителям старшего поколения в семье. После новогоднего ужина младшие кланялись старшим, а те раздавали им новогодние дары (обычно это деньги), хвалили и наставляли их.

Изгнание эпидемий

Эпидемии – серьёзная угроза жизни, поэтому их надо изгнать. Обряд изгнания эпидемий – цюй и.

· В провинции Чжэцзян вывешивали портреты предков, расставляли жертвенные дары. После этого садились за стол.

· На юге Цзянсу обычай под названием «перепрыгивание через круг» (куа цзюань-цзы). перед воротами дома пылал огонь, через который перепрыгивали члены семьи с возгласами: «Пылай ярче и ярче, разгорайся сильней и сильней!». Изгоняли нечисть.

· Амулеты. На них изображались божества дверей (мэньшэни), облаченные в одеяния военачальника и гражданского чиновника. До сих пор на двери, окна наклеивают картинки с тиграми, фениксами, вырезанные из бумаги фигурки петухов, ибо петушиный крик изгоняет нечисть и призывает богатство.

· Бруски древесного угля, стебли конопли (демонов отпугивал их хруст).

Действовал ряд запретов: женщины не совершали новогодних визитов, соседям нельзя было ссориться, не повредить мебель и ничего не разбить, не вызывать доктора.

 

Праздник «юаньсяо».

Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю.

Он совпадает с первым полнолунием в новом году.

В этот день едят «юаньсяо», которые готовят из клейкого риса со сладкой начинкой и цукатами. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи.

В этот день любуются также праздничными фонарями, так что его еще называют праздником фонарей.

К этому дню изготовляют самые различные, но непременно красочные фонари, которые развешивают на улицах и во дворах. Устраиваются праздничные вечера, когда разгадывают загадки, написанные на фонариках.

Праздник 2го дня 2го месяца

Известен как день пробуждения дракона.

Дракон как верховный «правитель поднимает голову», т.е. пробуждается от зимней спячки и взмывает в небеса, чтобы посылать оттуда благодатные дожди.

День, когда жизнь и бодрость побеждали смерть и сон.

Силу дракона следовало оберегать.

Украшали себя листьями полыни, ибо она обладала магическими свойствами.

Загородные проулки.

«Привлекали дракона» тем, что посыпали дорожку от колодца до дома золой в форме дракона.

Вешали бруски древесного угля, чтобы «окружить дракона».

Популярными оберегами были куски льда или просто заклинание на листе бумаги.

Обычай запрещал женщинам заниматься шитьём, чтобы не «уколоть драконий глаз».

Кушали лепёшки, которые назывались «чешуя дракона». Из рисовой муки, заготовленной ещё на Новый год, с овощной начинкой.

Ели лапшу – усы дракона, пельмени – уши дракона.

«Привлечь дракона – насекомые не появятся». Дракон сам пробуждался из крошечной личинки, дремлющей подо льдом, поэтому считалось, что вместе с ним пробуждаются насекомые и ползучие гады.

 

Праздник Цинмин 清明

Праздник чистого света, Праздник чистоты и ясности. День поминовения усопших. Праздник духов усопших.

Соединился с праздником Ханьши (Праздник холодной пищи)

Отмечается в первых числах 3его месяца по лунному календарю.

Воздух начинает прогреваться с наступлением сезона Цинмин, этот период считался самым благоприятным для весенней пахоты и сева.

Ханьши (Праздник холодной пищи)

Также назывался Лэнцзе (Холодный праздник) и Цзиньянь (Запрет курения опиума). Его отмечали вечером перед Цинмином.

По преданию, происхождение праздника связано с именем Цзе Цзы-туя, верного оруженосца принца Чун Эра, сына правителя царства Цзинь эпохи Чуньцю (Вёсны и Осени). Более 10 лет принц Чун Эр находился в изгнании, а Цзе Цзы-туй постоянно сопровождал его, а однажды, когда Чун Эр остался без еды, он накормил его, вырезав кусок мяса из своего бедра. Вернув себе престол, Чун Эр (Цзинь Вэнь-гун) забыл отблагодарить своего слугу. Вспомнив о нём, правитель позвал его на чиновничью службу. Тот отказался и ушёл в горы Мянь, унеся на спине свою старуху мать. Тогда Чун Эр (Цзинь Вэнь-гун) приказал поджечь лес. Цзе Цзы-туй отказался покинуть горящий лес, обнял иву и погиб в огне. Написал правителю стихи кровью. Цзинь Вэнь-гун повелел переименовать в честь Цзе Цзы-туя горы Мянь в горя Цзе, построить на горе храм и учредить праздник Ханьши и отмечать его в годовщину смерти Цзе. В этот день запрещается разжигать огонь, питаться положено только холодной пищей.

Традицию есть холодную пищу связывают со «сменой огня»: в эпоху Чжоу (первая половина I тысячелетия до н.э.) в зависимости от сезона для получения огня стали применять разные орудия. Когда гасили старый, но ещё не зажгли новый огонь, в течение некоторого времени люди не могли разогреть еду, поэтому готовили с запасом и ели всё в холодном виде.

При династиях Тан и Сун проводились состязания среди молодых людей в сверлении дерева для получения огня.

Изначально Ханьши длился месяц, постепенно срок сокращался. Сегодня – 1 день.

Ханьши стал частью Цинмина в эпоху Тан.

Что ели в праздники Цинмин и Ханьши?

Ячменная или просяная каша, пирожные с фиником, цзытуй (лепёшки из рисовой муки), саньцзы (жареная лапша), лепешки из рисовой муки цзытуй в форме ласточки, которые с помощью ивовых веток прикрепляли к дверям в память о Цзы Цзы-туе.

Посещали кладбища, приносили жертвы предкам.

Обряд поминовения предков

Праздник чистого света. Главное его событие – обряд поминовения предкови посещение кладбищ.

Возник вместе с появлением культа предков. Китайцы большое значение придают поддержанию могил предком в надлежащем состоянии.

Формы обряда поминовения предков: 1) «совместное поминовение» (хэ цзи) – поминовение своих родственников в цитане (родовом храме) или в Таймяо (Храме предков императора). 2) му цзи («поминовение на могиле») – восхождение на могильный холм (если захоронение в горах) или посещение могилы. Этот обряд совершался в том случае, когда существовала могила.

Отправляясь на семейные кладбища для поминовения предков, обычно брали с собой вино, фрукты, приготовленную еду и бумажные деньги.

· Блюда расставляли на могилах,

· Сжигали (оставляли) бумажные деньги («загробные деньги») для того, чтобы родственники на том свете могли ими пользоваться; их оставляли на могиле, придавив камнем, свидетельство того, что могила находится под присмотром,

· приводили могилы в порядок, подсыпали землю, обновляли надписи на могильных плитах, устанавливали памятные доски.

· Склеп – дом покойного, могильный холм – крыша дома. Убирать сорную траву и добавлять землю – не допустить проникновение дождевой воды.

· отламывали зелёные ветки с деревьев и втыкали в могильный холм.

· Затем кланялись до земли в память об усопших,

· в завершение пили вино и отправлялись домой.

Роль обряда: подчеркнуть значимость кровного родства, сплотиться, превознести заслуги предков. Укрепление внутрисемейных связей.

Весенние прогулки

Обычай та цин («гулянья по зелени»)

Так как люди выезжали за город с целью посещения могил родственников, они там и совершали прогулки на свежем воздухе.

Во время таких прогулок та цин полагалось прикреплять ивовые ветки на носилки и повозки, к крышам домов, вплетать в волосы женщин или украшать детскую одежду.

Развешивание веток ивы

По поверью, весной во время поминовения предков появлялись разные духи, требуя пожертвований. Их отпугивали молодыми побегами ивы, которые символизировали обновление жизни.

Развлечения

Праздник Цинмин сопровождался разными играми и забавами: качели, бумажные змеи, петушиные бои, перетягивание каната, тицю («игра с шаром»), игра мячом на лошадях (конное поло), соревнование лодок-драконов… всё это для укрепления организма в период вынужденного поедания холодной пищи. (+ бои домашних птиц, игра цзижан (метание деревянных палок, наподобие наших городков))

Праздник Омовения Будды

8й день 4го месяца. День рождения Будды.

В Юго-Западном и Южном Китае: Буддисты омывали статуи Будды подслащенной водой и осыпали их цветами. Благочестивые люди покупали разных водяных тварей и выпускали их в воду, совершая обряд «освобождения живности». Постная каша из риса с кунжутом, различными видами сушеных фруктов и арахиса.

В Центральном и Восточном Китае: варили в отваре из листьев чёрного дерева рис.

В деревнях этот день считался днём рождения буйволов. В Хунане крестьяне выпускали буйволов свободно пастись перед началом страды, а в первый день сева старейший пахарь под грохот гонгов и хлопушек высаживал первый росток риса в присутствии всей деревни.

Кроме того, в этот день вывешивали на дверь дома заклинание против насекомых: приклеенные крест-накрест полоски жёлтой бумаги.

Праздник истиной середины端午 Дуаньу (Высшей точки ян)

Праздник двойной пятёрки; Истинной середины; Небесной середины; Праздник начала лета…

Отмечают в 5й день 5го месяца по лунному календарю.

По поверью, пятый день приносил болезни, поэтому считался «ядовитым».

О происхождении праздника известно много легенд:

· В 5й день 5го месяца Цюй Юань, советник правителя древнего царства Чу, несогласный с политикой своего государя, бросился в воды реки Мило. В день его гибели народ чтит его память

· Легенда о спасении Цао Э своего отца: её отец утонул в реке, в течение нескольких дней его тело не могли обаружить. Цао Э, отчаявшись, что не сможет увидеть отца, бросилась в реку именно 5го числа 5го месяца. Образцовая почтительная дочь. Сооружен храм на том месте, носящий её имя.

· Гоу Цзянь, правитель южного царства Юэ, приказывал солдатам с целью подготовки к сражениям на воде грести на лодках в форме драконов.

· Дуаньу отмечали в честь сановника У Цзы-сюя, покончившего жизнь самоубийством по несправедливому приказу правителя царства У, а его тело было сброшено в реку.

· Праздник Дуаньу берёт своё начало с обрядов поклонения богу воды или богу дракона

Поверье: «Если в 5й день 5го месяца родится мальчик, то плохо будет его отцу, девочка – матери».

Жертвоприношения духам

Жертвоприношения Цюй Юаню, Цао Э, Цань-шэнь (богине шелководства), Шэнь-нуну (богу земледелия), Чжану тянь-ши (Небесному наставнику Чжану) Чжун Кую (Повелителю демонов)…

· Чжун Куй из-за устрашающей внешности не мо сдать экзамены на должность военачальника, отчаялся, разбил голову о стену. Поклялся избавить Поднебесную от демонов. Поэтому в каждом доме в день Дуаньу вывешивают его изображение, на которое молятся.

В день Дуаньу занимаются сбором целебных трав.

Катание на «лодках-драконах»

Как выражение молений о богатом урожае; отпугивание демонов и отвращение неприятностей и эпидемий. Цель состязаний «лодок-драконов» - избавление от бедствий и обретение благополучия.

Лодки по форме напоминали драконов: носовая часть и корма оформлялись, как голова и хвост драконов соответственно.

Лодку богато украшали, на ней возводили навес и сиденье для божества, вешали знамёна, разноцветные фонари, большие барабаны, бронзовые гонги.

Этапы праздника «лодок-драконов»:

1) Катание на лодках по реке, чтобы расположить к себе дракона

2) Призыв духа дракона (самый впечатляющий)

3) Гонки (самый эмоциональный этап)

4) Возвращение лодок

После гонок девушки купаются в воде, разноцветные флажки развеваются по берегам реки.

Еда

Цзунцзы – особые пельмени с начинкой из клейкого риса, завёрнутые в листья

1) Замачивали крупные тростниковые, бамбуковые или пальмовые листья

2) Брали размоченный клейкий рис

3) Начинка – мясо, бобовое пюре, финики

4) Рис начиняли, складывали в форме пирамидок

5) Заворачивали рис в листья и обвязывали шелковыми нитями

Во время праздника Дуаньу едят цзуцзы потому, что

a) их бросали в воду при совершении жертвоприношений божествам воды или драконам

b) если бросить в реку цзуцзы во время праздника Дуаньу, то драконы перестанут кусать тело утонувшего Цюй Юаня

Распространённой обрядовой едой также были куриные яйца, ибо они полезны для здоровья.

Вино с реальгаром – вино с добавлением растолчённого реальгара – красноватого минерала, обладающего противомикробными свойствами. Если смазать лоб и уши таким вином, то можно избавиться от вредных насекомых и укрепить здоровье.

Защита от «пяти ядоносов»

Хотели защититься от змеи, сколопендры, скорпиона, ящерицы, жабы (или паука).

Жара -> развитие инфекции -> «месяц зла»

Нужно:

· носить лекарственные травы;

· купить «цветы пяти тигров», надеть магические обереги и мешочки с пахучими целебными травами

· в Пекине гулять по парку у храма Неба

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: