Состав слова (морфемика)




Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные компетенции: изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является формирование следующих умений:

система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация:

- организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановление нарушенного порядка, любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой

- целью разные интеллектуальные задачи

- ценностное отношение к природному миру.

Метопредметные компетенции: изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Познавательные:

-умение применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;

- умение ставить, формулировать и решать проблемы;

- поиск и фиксация информации;

- понимание и преобразование информации;

- применение и представление информации;

- оценка достоверности получаемой информации;

- умение работать с двумя источниками информации;

- умение проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного;

Регулятивные:

- умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради;

- умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности;

- проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения;

- умение строить монологическое высказывание;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

- умение обосновывать собственное мнение и позицию;

- умение адекватно учитывать позицию собеседника.

Предметные компетенции: изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Учащиесядолжны знать/ понимать:

известные орфоэпические нормы речи;

правила написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

словарные слова, определенные программой;

Уметь:

различать звуки и буквы;

различать буквы и их основные звуковые значения;

различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

делить слова на слоги, определять ударный слог;

пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;

пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);

пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

различать предложение и слово;

определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;

правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

писать прописную букву в именах собственных;

делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

списывать небольшой текст по правилам списывания;

читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

 

Содержание учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» Р.Г. Чуракова. УМК «Перспективная начальная школа»

-«Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2012 г. – Ч.1: 240 с)

-Учебник Русский язык 1 класс М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой,., М.: издательство Академкнига/ 2014 г.

Курс рассчитан на 50 часов (37 часов русский язык, 13 часов на внутрипредметный модуль «Развитие речи»)

Алфавит

Фонетика и орфоэпияРазличение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика

Различение звуков и букв: буква как знак звука. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но,их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

сочетания чк чн, чт, щн,

− перенос слов;

− прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

− проверяемые безударные гласные в корне слова;

− парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

− непроизносимые согласные;

− непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на
ограниченном перечне слов);

− гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

− разделительные ь и ь;

− мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь,

рожь, мышь);

− безударные падежные окончания имен существительных (кроме

существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

− безударные окончания имен прилагательных;

− раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

− не с глаголами;

− мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица

единственного числа (пишешь, учишь);

− мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

− безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

− знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

3.Тематическое планирование

Тема, содержание материала Кол-во Час Виды учебной деятельности направленные на достижение результатов:
Предметные   Метапредметные   Личностные
  Алфавит 3 ч -знать название букв алфавита, их последова-тельность и их основные звуковые значения, -уметь найти букву в алфавитном столбике -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения -формировать умения поиска начала урока по условным обозначениям; -умения читать дидактические иллюстрации с размещёнными внутри словами поиск и фиксация информации; -принимать участие в работе парами и группами -знать основные моральные нормы поведения -самоконтроль процесса и результатов деятельности  
  Знакомство с новым учебником «Русский язык». Алфавит.  
  Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке.  
  Закреплениезнанийобалфавите.  
  Слова- названия -знать признаки изученных частей речи -уметь анализи ровать и кратко характеризо-вать части речи -уметь схематически изображать и распознавать предлоги, -составлять схемы предложений, -записывать предложения, состоящие из четырёх слов     -понимать выделенные учителем действия в учебном материале -понимать знаки, схемы, символы, модели, приведённые в учебнике и учебных пособиях -понимать и преобразовывать информацию, договариваться и приходить к общему решению -положительное отношение к школе и учебной деятельности; -самоконтроль процесса и результатов деятельности  
  Слова предметы. Слова-действия.  
  Слова-признаки.  
  Слова-предметынеглавные (дополнительные).  
  Слова-помощники. Проверочнаяработа.  
  Речь письменная и устная 4 ч -знать типы предложений по цели высказывания и по эмоцио-нальной окраске -уметь определять характер предложения по цели выска-зывания как в устной, так и в письменной речи     -проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; -вырабатывать умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков - применять и представлять информацию; -допускать существование различных точек зрения -ориентация на учёт чужой точки зрения, -оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника; -самоконтроль процесса и результатов деятельности    
  Устная и письменная речь.  
  Упражнения в распознавании устной и письменной речи.  
  Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи.  
  Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек. Проверочнаяработа.  
  Звуки речи. Построение звуковой схемы 22 ч -уметь раз-личать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие сог-ласные; мягкие и твёрдые сог-ласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные. знать способ обозначения звука [ й ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я). -уметь делить слова на слоги, -определять ударный слог, -правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую.   -знать способ обозначения твёрдых со-ласных с по-мощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и спо-собы обоз-начения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю. ё). -уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением знать значение мягкого знака на конце слов -уметь различать произношение и написание слов -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, -вносить соответствующие коррективы проводить сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным критериям; -анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков достоверности получаемой информации, договариваться, приходить к общему решению -контроль процесса и результатов деятельности; -ориентация младшего школьника на помощь героям-животным с помощью решения интеллектуальных задач  
  Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком.  
  Звонкие и глухие парные согласные.  
  Дети учатся различать согласные звуки  
  Звук й». Буква й. Правила переноса слов.  
  Твердые и мягкие согласные звуки.  
  Упражнение в различении твердых и мягких согласных звуков.  
  Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса.    
  Различение твердых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков.  
  Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я.  
  Распознавание мягких и твердых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных.  
  Упражнение в распознавании гласных звуков, определение роли букв гласных.  
  Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше.  
  Слова с сочетаниями ци, цы, це.  
  Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, це.  
  Сочетания чу-щу, ча-ща.  
  Мягкий знак на конце слов.      
  Разделительные твердый и мягкий знаки.  
  Упражнение в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками.  
  Повторение по теме «Предложение». Проверочная работа  
  Звонкие и глухие согласные на конце слов.  
  Способы проверки слов с парными согласными на конце слова.  
  Написание слов с парными согласными на конце слов. Проверочнаяработа  
  Закрепление знаний   4 ч -знать типы предложений по цели высказывания и по эмоцио-нальной окраске -уметь определять характер предложения по цели выска-зывания как в устной, так и в письменной речи овладение нормами русского рече-вого этикета в ситуациях повседневного общения   -осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; -адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами -обобщать, выделять ряд объектов по заданному признаку; -рассуждать в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях -адекватно использовать средства устного общении для решения коммуникативных задач -контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности; -представление о причинах успехов в учёбе;  
  Закрепление знаний учащихся о предложении. Словарный диктант  
  Обобщение знаний о предложении. Схемы предложений  
  Итоговаякомплекснаяконтрольнаяработа.  
  Оформлениеписем и анкет.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: