Первая сохранившаяся настенная живопись принадлежит погребальному склепу IV тысячелетия до н.э., расположенному в Гиераконполе. На ней изображаются животные, люди, лодки, образующие сложную композицию размещенных рядом фигур. Впервые создаются стелы, представляющие имя царя, в настенных росписях применяется узкая гамма красителей (коричневые, черные, белые, красные и зеленые). К примеру, «Стела Мернепта».
В Среднем царстве, на протяжении всей эпохи в украшении частных гробниц наибольшее значение отводилось фигурам круглого силуэта, воспроизводящим различные профессии. Расписанный многоцветный рельеф использовался, в украшении саркофагов, воспроизводя различные образы в процессе какой-либо деятельности.
В эпоху Нового Царства живопись заметно усовершенствовалась и достигла своего наивысшего блеска. Благодаря сочетанию различных тональностей (трех желтых и бурых и двух красных, голубых и зеленых) художники сумели запечатлеть в своих композициях совершенно неизвестные до той поры цветовую градацию и светопроницаемость.
Наука Древнего Египта
В области геометрии египтяне знали точные формулы для площади прямоугольника, треугольника и трапеции.
Египтяне могли высчитывать объёмы параллелепипеда, цилиндра, конуса и пирамид.
Египетским треугольником называется прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5. Плутарх в первом веке об этом треугольнике в сочинении «Об Исиде и Осирисе» писал: «видимо, египтяне сравнивают природу Всеобщности с красивейшим из треугольников». Возможно, именно из-за этого этот треугольник получил название египетского. Действительно, греческие учёные сообщали, что в Египте для построения прямого угла использовалась верёвка, разделённая на 12 частей.
|
Египетский треугольник активно применялся для построения прямых углов египетскими землемерами и архитекторами, например, при построении пирамид. Историк Ван дер Варден попытался поставить этот факт под сомнение, однако более поздние исследования его подтвердили. В любом случае, нет никаких свидетельств, что в Древнем Египте была известна теорема Пифагора в общем случае.
Египетская астрономия также достигла больших успехов. Египтяне наблюдали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила (конечно, это совпадение было случайным). Древнеегипетский календарь был солнечным. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а месяц – на три декады. Лишние пять дней считались праздничными и не включались ни в один месяц. Именно египтяне в середине II тысячелетия до н. э. разделили сутки на 12 ночных и 12 дневных часов. Дневные часы определялись солнечными часами, а ночные — водяными.
В медицине употребляются такие лекарства, как толченое копыто осла или «молоко женщины, родившей мальчика». Уже имелось представление о законе кровообращения. Что касается хирургии, то особенно славились египетские глазные врачи, которых в VI в. до н. э. привлекали даже ко двору персидских царей. Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно, то есть можно предположить, что египтяне примерно представляли анатомическое устройство человека, однако не знали функций каждого органа.
Имелись в Древнем Египте и зачатки географической науки, где наблюдалось стремление к известной систематике. Землю представляли себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной у египтян считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной – Север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище душ умерших), а левой стороной – Восток («Страна бога», т. е. Ра).
|
Народы, по представлениям древних египтян, делились по цвету кожи и языкам, а также на обитателей долины Нила, жизнь которых зависит от благодетельной реки, и всех остальных, которые используют воду, падающую с небес (атмосферные осадки).
Сохранились географические карты Древнего Египта (например, детальная карта района золотых рудников в Аравийской пустыне).
Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привёл к созданию науки (см. Египтология).
Древние египтяне знали, как собрать деревянные доски в корпус корабля и освоили передовые формы судостроения ещё в 3000 году до н. э. Американский археологический институт сообщает, что некоторые из самых старых раскопанных кораблей известны как лодки из Абидоса. Древние египтяне также знали, как собрать деревянные доски с нагелем, чтобы скрепить их вместе, используя пек чтобы законопатить швы. «Солнечные ладьи» — два полноразмерных гребных судна, запечатанных в тайниках у подножия пирамиды Хеопса около 4,5 тыс. лет тому назад (около 2500 год до н. э.), возможно, выполняли символическую функцию солнечной барки. Древние египтяне также знали, как закрепить доски этого корабля вместе с помощью цапфы. Несмотря на то, что древние египтяне могли строить большие лодки и плавать вдоль легкого в навигации Нила, они не были прославленными мореходами и не участвовали в широком распространении судоходства в Средиземном или Красном море.
|
Заключение
Египтянами были разработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др). Древне-египетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объем, масса, опора и перекрытие – в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура камня и дерева – в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости – одновременно в фас (глаза, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). Несмотря на ранний период формирования культуры Египта, она содержит в себе много удивительных догадок, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, архитектуры, строительства, литературы и других знаний.
Египетская культура достигла высоких познаний в сфере архитектуры, письменности, медицины, математики, астрономии, судостроения, географии и т.п. Это говорит об высоком уровне развития и особенностях народа данной страны.
Литература
Малая история искусств: Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
М.Матье Искусство древнего Египта 1956
https://rushist.com/index.php/ancient-egypt/3314-nauka-drevnego-egipta-kratko
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5