Хорового произведения
«Ой, пора домой, пора»
А. Мдивани
Содержание:
I. Общие сведения о произведении и его авторах …………………..…... 3
II.Литературный текст……………….…………………………………….. 5
III. Музыкально-выразительные средства……………………………….. 7
IV.Хоровая фактура………...…………………………………………….. 10
V. Исполнительский план………………….. ……….………………… … 15
Заключение………..……..………………………………………………… 17
Литература …………………………………………………………………. 18
I. Общие сведения о произведении и его авторах
Хоровое произведение «Ой, пора домой, пора» (а cappella) написано на текст белорусской народной обрядовой песни композитором и педагогом А. Ю. Мдивани в 1977 году. Данное сочинение является частью хорового цикла «Снапочак», который состоит из 6 песен:
1.Снапочак
2.Соловушка
3.Ой, седой лошадь бежит
4.Там за садами
5.Ой, пора домой, пара
6.Масленка
Хоры в цикле чередуются по принципу контраста, образуя живописную музыкально-поэтическую картину из народной жизни.
Андрей Юрьевич Мдивани (родился 1937) — белорусский композитор, педагог, профессор (1993). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1982). Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1988). Лауреат Государственной премии Республики Беларусь (1996). Лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь в номинации «Музыкальное искусство» (2008). Народный артист Республики Беларусь (2013). Член Союза композиторов Белорусской ССР (1971). Член Белорусского союза музыкальных деятелей (1995). Член Белорусского союза театральных деятелей (2001).
Композитор родился 1 октября 1937 в Тбилиси, Грузинская ССР. Окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского по классу композиции профессора А. В. Богатырёва и под его же руководством (совместно с Н. И. Пейко) ассистентуру-стажировку (1972).
А. Мдивани работал заведующим музыкальной частью в драматических театрах Смоленска, Дзержинска, Кирова. В 1964 году — концертмейстер педагогического училища в Смоленске. С 1969 года — преподаватель Минского музыкального училища и Белорусской консерватории. С 1972 года — заведующий музыкальной частью Театра имени Янки Купалы в Минске, с 1984 года — доцент, с 1993 года — профессор кафедры композиции Белорусской государственной академии музыки.
С именем А.Мдивани связана одна из интереснейших страниц современного музыкального искусства Беларуси. Творчество композитора характеризуется воплощением философских идей и концепций, а также важнейших тем истории и современности, отражением национальной проблематики. Композитор является автором 11 симфоний, 2 мюзиклов, 2 опер, балета, хоровой, вокальной и инструментальной музыки. Симфонии «Память земли», «Полоцкие письмена», балет «Страсти (Рогнеда)» находятся в постоянном репертуаре Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.
Содержательность и яркая эмоциональность сочетаются в музыке композитора с рельефной образностью и красотой музыкального интонирования. В его произведениях всегда присутствует свой неповторимый колорит – итог своеобразного синтеза западной и славянской интонаций, тесно связанных с красочностью хора и тембральностью оркестра.
Хоровое творчество композитора представлено такими жанрами:
-хоры a cappella: Ой, гукнула сыраежка, Го-го-го каза, Ой, пушчу стралу, Как донской казак, Казачья песня, З народных скарбаў, Славное море, На моры — слова народные; Домік першага з’езду (слова В. Каризны), Помоги, Милосердный (слова Ф. Сологуба), Песнь (слова В. Брюсова), Прославление (словаН. Языкова), Я — вольный ветер (слова К. Бальмонта), Колокольчики мои, или Простая песня (слова А. Толстого) и мн. др.
- хоровая сюита «Песнь про зубра» — слова Н. Гусовского(1979);
-обработка для хора музыки А. Гурилёва «Внутренняя музыка» (вокализ);
-хоровые циклы «Снапочак»; «Вясельныя»; «Вясельнае застолле»; «Песни революции» слова А. Пушкина, А. Толстого; литания «Русь святая» слова С. Есенина; «Янка Купала»;
-хоры на слова А. Луначарского (Этот камень, По воле тиранов, Не жертвы, К сонму великих, Бессмертен павший); хоры на стихи М. Лермонтова (Русская песня, Тростник, Два великана, Русалка, 1985); хоры на стихи А. Пушкина (Анчар, Я жизнь люблю, Зимнее утро, Зимний вечер, Мой конь, Буря мглою, Друг сердечный).
II.Литературный текст
В данном произведении изображены два героя – мачеха и падчерица. У молодой девушки нет матери, она обделена материнской заботой и любовью. Мачеха к ней не милосердна, то и дело мучает работой. Тема одинокой души, несчастной доли пронизывает произведение. Текст изложен в свободной форме, в средней части наблюдается рифма А А В В. Стихотворение состоит из 5 строф по 4 строки. Литературный текст построен таким образом, что стихотворение замыкается первой строфой (A A B C A). Структура музыкального произведения полностью соответствует строению текста, где прослеживается трехчастная форма. Хотелось бы отметить, что композитор воплотил образ несчастной падчерицы и одиночества довольно необычно, выбрав самую жизнерадостную светлую тональность до мажор. Произведение достаточно драматичного и экспрессивного характера,
Конец ознакомительного фрагмента.
Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:
- нигредо.рф;
- написать в группу вк «Musical support»
- написать автору в вк
Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.