Практическое задание № 5




Практическое задание № 1

Задание 1. Отметьте существительные, имеющие ударения на втором слоге.

Агент, агентство, айва, алфавит, апостроф, арахис, арбуз, блюда, боязнь, верба, ворота, генезис, гербы, гражданство, девица, дефис, диалог, диспансер, добыча, документ, еретик, иконопись, коклюш

Задание 2. Составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы: Мотив, наряд

Задание 3: определить тип переноса – метафорический (1), метонимический (2).

Кремль отдал распоряжение, потолок скорости, шепот листвы, парламент высказался, подавать на серебре, вода бежит, стальные нервы, Дума ушла в зимнюю спячку.

Задание 4. Какие синонимы из приведенных ниже можно использовать, чтобы объяснить смысл выделенных слов?

1) Знатный, почетный, важный; 2) быть в почете, в милости; 3) душа, характер; 4) великодушный, добрый, отзывчивый; 5) предстоящий, наступающий; 6) пропитание, пища; 7) в старости, под старость.

1. – Это сны! – сказала ручная ворона. – Они являются сюда, чтобы перенести мысли высоких особ на охоту. Тем лучше для нас – удобнее будет рассмотреть спящих. Надеюсь, однако, что, когда вы будете в чести, вы докажете, что сердце у вас благородное!

2. Ворон и его невеста поклонились и попросили их остаться при дворе, – они подумали о грядущей старости и сказали:

– Хорошо ведь иметь верный кусок хлеба на склоне лет. (Х.К. Андерсен. Снежная королева)

Практическое задание № 2

Задание 1. Отметьте только те пары слов, в которых варианты ударения являются семантическими, то есть зависят от значения слова. Ударная гласная выделена заглавной буквой.

ПрИкус – прикУс; Ирис – ирИс; флЕйтовый – флейтОвый; языковОй – языкОвый; брОня – бронЯ; вЯзанка – вязАнка; казАки – казакИ; Искра – искрА.

Задание 2. Покажите, что слово ТЁПЛЫЙ многозначно (приведите словосочетания со словом ТЁПЛЫЙ и выявите значения слова в разных контекстах).

Задание 3. Найдите в тексте синонимы, имеющие значение «небольшой по размерам». Выпишите их, учитывая степень возрастания признака.

1) Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. 2) Мы очень любим ландыши. Их белые, чистые цветы, похожие на крошечные фарфоровые колокольчики, так тонко пахнут! 3) Они вынимали горшок и братски делили микроскопическое количество пищи.

Задание 4: определить тип переноса – метафорический (1), метонимический (2).

Ушко иголочки, заря жизни, зал аплодировал, корень зла, первая ракетка мира, замораживание цен, повесьте меня без номерка, влиятельное лицо.

Практическое задание № 3

Задание 1. Найдите ряд, в котором отсутствуют ошибки в постановке ударений.

1) алфави′т, сливо′вый, ку′хонный, кедро′вый;

2) ге′незис, обеспече′ние, пулове′р, реме′нь;

3) сиро′ты, танцо′вщик, украи′нец, раку′шка;

4) мусоропрово′д, жизнеобеспече′ние, гражда′нство, воро′та.

Задание 2. Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа. В полученных формах укажите правильный вариант ударения.

Бант, договор, квартал, торт, фронт, шарф, шофер

Задание 3. Определите, какие из слов: мягкий, слесарный, ключ являются многозначными и покажите это на примерах.

Задание 4. Выберете правильный вариант.

1) оплатить за проезд – уплатить за проезд;

2) на спортсмене одет теплый свитер – на спортсмене надет теплый свитер;

3) я одену пальто – я надену пальто;

4) дать рецензию о книге – дать рецензию на книгу;

5) написать отзыв на статью – написать отзыв о статье;

6) его обвинили за халатность – его обвинили в халатности.

Практическое задание № 4

Задание1: Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, где произносится {чн}; б) слова, где произносится {шн}; в) слова, где возможны оба варианта произношения:

Вечный, скучно, копеечный, библиотечный, античный, научный, порядочный, Кузьминична, яичница, двоечник, скворечник.

Задание 2: Покажите на примерах, что слово СОЛЬ многозначно.

Задание 3: Выпишите слова, употребленные без учета их значения. Замените соответствующими паронимами.

Командировочный уже выполнил задание полностью.

Задание 4. Определите, какие слова являются омонимами, а какие – значениями многозначного слова. Докажите это.

Кисть (руки) – кисть (винограда) – малярная кисть.

 

 

Практическое задание № 5

Задание 1. Найдите в каждом ряду «лишнее» в плане ударения слово.

1) бензопровод, водопровод, электропровод;

2) брала, клала, гнала, взяла;

3) анатом, каталог, диалог, монолог.

Задание 2. Запишите отрывки из произведений А.Пушкина; определите, в каком значении в них употреблено слово земля.

А) Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли.

Б) Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

В) Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал
до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?

Задание 3: составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы Среда, Язык.

Задание 4: определить тип переноса – метафорический (1), метонимический (2).

Только слышно – по улице где-то одинокая бродит гармонь, задушили долги, голые факты, класс отсутствовал на уроке, плакала береза, завоевать серебро, вода бежит, взрыв эмоций

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: