Становление педагогической науки.




Педагогика в системе наук о человеке.

1. Становление педагогической науки.

2. Объект и предмет, основные категории педагогики.

3. Отрасли педагогических знаний.

4. Система педагогических наук.

5. Связь педагогики с другими науками.

 

Литература

1. Жук О.Л. Педагогика: учебн. метод. комплекс для студентов пед. специальностей. – Минск, 2003. – С.25-56.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб, 2000. – 214-231.

3. Основы педагогики: учебн. пособ. / Под ред. А.И. Жука. – Минск, 2003. – С.21-90.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.,2000. – С. 6-28.

5. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону, 1998. – С.29-38.

6. Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса. – Минск, 2002.

7. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов н/Д, 2002.

8. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995. – С. 6-28.

 

Становление педагогической науки.

Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодого поколения к жизни, тем острее становилась необходимость в его специально организованном воспитании. Поэтому воспитание неотделимо от развития общества.

В первобытном обществе воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной деятельности со взрослыми и ещё не выделялось в особую общественную функцию. Дети приобретали трудовой и хозяйственный опыт, знакомились с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т. д.

Период рабовладельческого строя, на его ранних стадиях, основной формой педагогической практики было семейное воспитание. В более поздний период, когда возникла необходимость в организации работы громоздкого государственного аппарата. Для управления храмовым и царским хозяйством, возникают специальные образовательные учреждения – школы, появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Педагогические знания в это время входили в состав философии. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).

В средние века в философии, а значит и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога. Возникают приходские, монастырские и соборные школы. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы – Тертуллиан, Августин, теолог Фома Аквинский и др., создавшие трактаты по воспитание и духовному образованию людей.

С переходом к эпохе возрождения (XIV-XVIвв.) – началась критика школы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма (Витторино де Фельтре, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.).

В XVII веке, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло отделение педагогики от философии. Английский философ Ф. Бэкон опубликовал свой трактат «О достоинстве и умножении наук». В нём мыслитель впервые отделил педагогику от философии, но рассматривал педагогику как «руководство чтением». Это еще не означало создание новой науки. Выделение педагогики из философии в самостоятельную науку связано с именем чешского педагога Я.А. Коменского. После Я.А. Коменского в теории западной педагогики заметный след оставили: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт, Д. Дьюи, и др.

Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли: К.Д. Ушинский. А.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.

В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали: Фр. Скорина, Л. Зизаний (учитель в братских школах, издал учебные пособия: «Азбука», «Лексис» и др.); С. Полоцкий (воспитатель детей русского царя Алексея Михайловича), А. Пашкевич (Тётка – написала «Первое чтение для деток белорусов»), Я. Колас (создал пособие «Второе чтение для детей белорусов», «Методику родного языка») и др.

Крупнейшие педагоги советского периода П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

В 80-е годы XX века получила распространение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др.

К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: