Хоровое творчество Ф. Мендельсона




Ф. Мендельсона

Содержание:

 

I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3

II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………......9

III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………...13

IV. Исполнительский анализ…………………………………………………21

Литература…………………………………………………………………….24

I. Историко-стилистический анализ

 

Феликс Мендельсон, полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (1809-1847) – немецкий композитор, пианист, дирижер, педагог. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке, глава художественного направления «Лейпцигская школа».

Ф. Мендельсон происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди.

Юный Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего берлинского педагога Л. Бергера (1777-1839), а по теоретическим предметам и композиции — у главы берлинской Певческой академии Карла Фридриха Цельтера. Его первые произведения появились в 1820 году. К середине 1820-х годов Мендельсон уже был автором ряда крупных партитур — сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей; в которых он обнаружил абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта.

На творческое становление Ф. Мендельсона повлияли семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией Иоганна Вольфганга Гете (Мендельсон неоднократно встречался с ним с 1821 года) и с драмами Шекспира в переводах Августа Вильгельма Шлегеля. В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры: струнный Октет (1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финальной фугой и увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826), в которой господствует сказочно-феерическая стихия (склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни).

Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано. В 1829 году под его управлением в берлинской Певческой академии впервые после многолетнего забвения были исполнены «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха; это событие положило начало «баховскому возрождению» 19 века.

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм.

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили «Песни без слов» (48 пьес, 1830-45) — замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры — виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Знаменитый Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории «Павел», «Илия», кантата «Первая Вальпургиева ночь» (по Гёте) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

 

Хоровое творчество Ф. Мендельсона

Жизнь и творческая деятельность Феликса Мендельсона-Бартольди неразрывно связанны с хоровой культурой. Любовь к хоровой музыке привил молодому композитору, его учитель К. Цельтер, создатель первого лидертафеля и музыкальный директор берлинской певческой капеллы, в которую был принят девятилетний Феликс. В обширном репертуаре капеллы были сочинения таких величайших мастеров хорового искусства как Палестрина, Лассо, Гендель и Бах.

Мендельсон вошел в мировую историю музыки не только как автор многочисленных сочинений различных жанров, но и как страстный пропагандист классической хоровой музыки. Под его управлением, в 1829 году, прозвучали «Страсти по Матфею» И.-С. Баха (после 1750 г. сочинение не исполнялось). В сороковые годы, на посту директора Лейпцигской консерватории и руководителя Гевандхауза, Мендельсон пропагандировал музыку своих гениальных предшественников. Он познакомил слушателей с ораториями Генделя и Гайдна, с «Торжественной мессой» Бетховена.

Хоровая музыка Мендельсона разнообразна по тематике и жанрам. Это произведения кантатно-ораториальной формы: оратории «Павел» (1836), «Илия» (1846), незаконченная оратория «Христос» (1847), симфония-кантата «Хвалебная песнь» («Lobgesang») (1840). Хоры из одноактной комической оперы «Возвращение с чужбины» (1841), и из неоконченной оперы «Лорелея» (1847). Хоры из музыки к драматическим спектаклям: «Антигона» Софокла (1841), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1842), «Аталия» Россина (1845), «Эдип в Колоне» Софокла (1845), «Первая вальпургиева ночь» Гете (1843). К церковной хоровой музыке Мендельсона относятся семь псалмов, пять мотетов и другие произведения для различных составов a’capella и в сопровождении органа. Наряду с церковной музыкой, композитором написано довольно много светских хоров a’capella (28 для смешанного состава и 18 для мужского).

Значительную роль играют хоры в театральной музыке Мендельсона. Так, в музыке к «Аталии» и «Эдипу в Колоне» хоровые номера занимают преимущественное положение. В музыке к «Первой вальпургиевой ночи», во всех девяти номерах звучит хор. Интересно отметить, что музыку к драматическим спектаклям, композитор в дальнейшем издавал как самостоятельные вокально-симфонические сочинения, которые называл «балладами».

В хоровой музыке композитора ясно проявляются две тенденции. С одной стороны, музыкальный язык светских хоров органично связан с народной песенностью, с немецкой бытовой музыкой, и в частности с лидертафельной культурой. Почти все эти произведения непосредственно эмоциональны, что в немалой степени способствовало их популярности. С другой стороны, глубокое знание и почитание творчества мастеров хоровой полифонии, в особенности И.-С. Баха, безусловно, проявляется в музыке ораторий, псалмов и мотетов. В этой части своего творческого наследия, Мендельсон демонстрирует незаурядное владение различными формами имитационной полифонии. Однако, в сочинениях данных жанров мелодическая выразительность, столь характерная для его музыки подчас отходит на второй план, уступая место академичности и рационалистичности. Жанр того или иного произведения определяет стиль его изложения. В крупных ораториальных формах центральное место занимают имитационно-полифонические формы. В светских хорах a’capella, в хорах из опер и из музыки к драматическим спектаклям преобладает гомофонно-гармонический склад письма с элементами полифонии.

Лучшую часть хорового наследия Мендельсона составляют светские хоры a’cappella для мужского и смешанного составов. Эти сочинения написаны на стихи Гейне, Гете, Эйхендорфа и других немецких поэтов. Основной круг образов связан с просветленно-созерцательной лирикой, с большим или меньшим налетом сентиментальной чувствительности. Как уже отмечалось выше, большая часть хоровой музыки композитора проникнута влиянием народной городской песенной культуры. Элементы народного творчества и лидертафельных исполнительских традиций ощущаются в мелодике, метроритме, в простой и ясной структуре хоровых сочинений. Фактура хоров главным образом гомофонно-гармоническая, иногда с использованием имитаций. Хоровой состав почти всегда четырехголосный, с сравнительно редкими divisi. Излюбленным приемом композитора является чередование сольных и хоровых эпизодов.

 

Анализируемое произведение «Хотел бы в единое слово» является ярким примером хорового творчества композитора, литературный текст принадлежит немецкому поэту-романтику Г. Гейне.

Христиан Иоганн Генрих Гейне (1797-1856) – немецкий поэт, публицист, критик.Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее незнакомую элегантную лёгкость немецкому языку.

На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.

Тема любви в творчестве Гейне пронизывает весь его сборник ранней поэзии – «Книга песен». Эти стихи родились из истории безответной любви Генриха Гейне к кузине Амалии. Любовь, по мнению поэта, полна разочарований – это признак несовершенства мира. Однако стиль Гейне легок, грусть и меланхолию свою он передает достаточно мягко и светло.

Любовь для Гейне была святыней, которая украшает мир, движет душу человека вперед, не давая ей закиснуть в материальном мире. «Глубокая истина расцветет лишь из глубокой любви. Нигде во вселенной нет ничего прекраснее и лучше, чем человеческое сердце »- говорил Гейне.

Вместе с тем Гейне говорил о себе, что несет на своих плечах «все невзгоды мира». Очень много внимания он уделяетв своей зрелой и поздней лирике темам социальных несправедливостей, неравенства бедных и богатых в обществе, униженным и нуждающимся людям, обывательской «кислятине», которая затмевает людям все хорошее в мире.

Причем, Гейне в своей гражданской поэзии не таков, как большинство роматиков, не пассивный наблюдатель, не пессимист. Он гражданин, активный борец, требует действий в защиту справедливости. Таким образом,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: