Государственный внутренний долг




Суммарный объем государственного внутреннего долга на 1 января 1997 г. составлял 434 трлн. руб., или около 19 % ВВП. Согласно классификации, виды государственного долга с кодами 001-010 включаются в состав госдолга СССР. Строка классификации с кодом 027 относится к государственному долгу индексационного типа. Остальные виды долга составляют государственный долг кредитного типа (см. табл. 2).

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа ("вэбовки"), к нерыночным - векселя Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр. Предполагается, что число видов государственного внутреннего долга только в 1997 г. увеличится в полтора раза, в основном за счет нерыночных инструментов.

В 1996 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО.

В целях увеличения сроков заимствования и уменьшения процентных ставок в июне 1995 г. в обращение были введены облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг. В соответствующей статье бюджета отражаются только сальдированные финансовые результаты: выручка от размещения ГКО - погашение ГКО + выручка от размещения ОФЗ - погашение ОФЗ - обслуживание ОФЗ. Игнорирование экономической сущности происходящих процессов приводит к значительному искажению бюджетных показателей.

Проблемы и противоречия

Остановлюсья на основных противоречиях и проблемах, с которыми сталкивается сегодня система государственных заимствований. Начать следует с особенностей, связанных с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.

1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга: в течение 1996 г. - в два раза (с 190 трлн. до 380 трлн. руб.), в течение 1997 г. - в 1,8 раза (до 690 трлн. руб.). При сохранении таких темпов роста к 2000 г. объем государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.

2. На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр. Объем обязательств по ГКО-ОФЗ на 1 января 1998 г. не превысит две трети всего объема внутреннего долга.

3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком "облигационном" сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к планированию объемов и периода обращения очередного выпуска ГКО-ОФЗ.

4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

Рассмотрю основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.

Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.


Приложения

Таблица 1

Структура и объем государственного внешнего долга (млрд. долл. США)

Код   1.01.96 1.01.97 1.01.98
  Внешний долг бывшего СССР, принятый на себя РФ, в том числе по кредитам, полученным от:   102,3 103,2
  правительств иностранных государств 62,6 62,2 62,3
  иностранных коммерческих банков и фирм 40,4 62,1 40,9
  Внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: 17,4 25,1  
  международных финансовых организаций 11,4 15,8 20,5
  правительств иностранных государств     10,9
  иностранных коммерческих банков и фирм   0,3 1,6

Таблица 2

Структура и объем государственного внутреннего долга (млрд. руб.)

Код   1.01.96 1.01.97 1.01.98
  Целевой заем 1990 г.      
  Целевые вклады и чеки на автомобили      
  Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в 1991 г.      
  Государственный республиканский внутренний заем 1991 г.      
  Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР      
  Государственный заем 1992 г.      
  Задолженность правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991 - 1994 гг., включая задолженность по процентам      
  государственные казначейские обязательства      
  Золотые сертификаты      
  Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский вексель      
  Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель      
  Государственные казначейские обязательства      
  Государственные гарантии      
  Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная в векселя Минфина РФ      
  Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами      
  Задолженность по финансированию затрат на оформление мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ      
  Облигации федеральных займов      
  Государственный сберегательный заем      
  государственный внутренний заем РФ для погашения товарных обязательств      
  ОФЗ с постоянным купонным доходом      
  Индексация вкладов      
  Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ странам СНГ      
  Задолженность Пенсионному Фонду по возмещению расходов по выплате госпенсий и пособий      
  Задолженность предприятий ТЭК и других отраслей по предоставленным коммерческими банками кредитам в 1993-1994 гг.      
  Итого объем государственного внутреннего долга      
  Государственный внутренний валютный заем      

Таблица 4

График платежей по обслуживанию внешнего долга по состоянию на 01.10 96 (млрд. долл. США)

Код              
  основная сумма долга 2,73 1,42 3,00 6,06 4,88 3,75
  Внешний долг бывшего СССР 1,15 0,12 0,20 1,56 1,59 1,30
  Внешний долг РФ 1,58 1,30 2,80 4,50 3,29 2,45
  Процентные платежи 5,44 6,09 6,03 6,16 6,19 6,59
  Внешний долг бывшего СССР 4,52 5,07 5,08 5,40 5,64 6,15
  Внешний долг РФ 0,92 1,02 0,95 0,76 0,55 0,44

 


Список использованной литературы

Борисов С. М. «Внешние долги России», «Деньги и кредит» №2, 1997

Буткевич В. «Долги растут, а погасить их нечем», «Экономика и Жизнь» №44, 1997

Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997

Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997

Петров П. А. «Неплатежи как зеркало больной экономики», «Финансы» №4, 1998

Попов В. «Как разорвать долговую петлю», «Экономика и Жизнь» №7, 1997

Романенко Л. М. «Еще раз о неплатежах», «Финансы» №4, 1998

Титков В. «Стабилизация и управление государственным долгом России», «Вопросы экономики» №12, 1997

Шмелев Н. «Неплатежи - проблема № 1 российской экономики», «Вопросы экономики» №4, 1997


[1] К этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.

[2] Сегодня очевидно, что эту сумму необходимо увеличить как минимум на 60 трлн. руб., поскольку объем ГКО, уже находящихся в обращении, на 40 трлн. руб. превысил утвержденные показатели 1996 г., а объем выданных гарантий оказался на 10 трлн. руб. больше запланированного. Государственный внутренний долг разбит на две категории: долговые обязательства правительства (530 трлн. руб.) и целевые долговые обязательства в размере 30 млрд. долговых рублей (100 трлн. руб., см. табл. 2, код 027)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: