Задания 4 и 5 выполняются с использованием климатограмм А и Б




Контрольная работа по географии по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

Класс

Задания 1 и 2 выполняются на основе контурной карты

 

1. На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение России. Запишите в таблицу названия этих объектов.

 

А Б В Г
       

 

 

2. На карте России цифрами обозначены формы рельефа. Выберите из предложенного списка географические названия этих форм рельефа и впишите в пустые ячейки на схеме.

 

Уральские, Среднерусская, Путорана, Западно-Сибирская, Черского, Кавказские

 

Горы  
Низменность  
Горы  

 

2. Прочитайте текст и выполните задание.

 

В ряду многочисленных речных объектов России, река Дон по своим размерам, географическому положению и разностороннему значению занимает важное место в жизни страны. Протекая через несколько областей и имея множество притоков, он определился как важнейший объект нашей страны. Протекающая в южной части европейской России река Дон имеет длину 1870 км и является 6-й по счету самой длинной рекой Европы. Площадь бассейна реки составляет 422 000 км2. Левый берег реки вдоль практически всей ее длины является низким пологим, правый берег же в основном высокий и обрывистый. Река берет начало в Тульской области, на севере Среднерусской возвышенности, на высоте 180 метров. Свои спокойные воды река несет в Азовское море, где она образует широкое устье или дельту в Таганрогском заливе. Питание у реки смешанное, в основном снеговое и дождевое. Уровень воды в реке колеблется значительно на протяжении всего года. Так, в верхней части реки эти колебания составляют 12 метров, в среднем течении — 7,5 метров, в нижнем Доне колебания уровня воды не превышают 6 метров. Отметим, что средняя глубина реки составляет около 6 метров, при этом существуют как мелкие места (2 м), так и глубокие ямы в русле (10−15 м). В апреле и мае, когда тают снега в центральной России, уровень Дона поднимается, в зимнее же время река немного мельчает. Река Дон замерзает в середине ноября − начале декабря. Верхняя часть реки находится подо льдом в течение 140 дней в году, нижняя же часть замерзает всего на 30−90 дней.

 

На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу. (Для расчётов используйте калькулятор.)

Исток  
Устье  
Высота истока, м  
Высота устья, м  
Длина, км  
Падение, м  
Уклон, см/км  
Тип реки по характеру течения  
Тип питания  
Режим реки  

 

Задания 4 и 5 выполняются с использованием климатограмм А и Б

4. На рисунках А и Б представлены климатограммы, построенные по данным метеонаблюдений в разных частях России. Рассмотрите климатограммы и выполните задания.

Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой.

 

А   Б
 
     

 

5. Школьник из Якутска написал письмо с описанием особенностей местного климата своему другу, который живёт в Нижнем Новгороде.

 

Климат в нашем городе суровый. Морозы начинаются уже в сентябре−октябре, а зимой достигают −40−45 °С. Зимой снега немного, но дуют сильные холодные ветры, и часты метели. Лето короткое и прохладное, температура не поднимается выше 20 °С. Большая часть осадков выпадает летом.

 

По тексту письма определите, какой тип климата характерен для города Якутска. Укажите в ответе название климатического пояса / типа климата:____________________________________________

 

Какая климатограмма соответствует климату г. Якутска? __________________________________

 

Определите климатические показатели г. Якутска по соответствующей климатограмме и заполните таблицу.

Средняя температура воздуха, °С Годовая амплитуда температур, °С Сколько миллиметров осадков выпадает в октябре, мм Месяц, на который приходится наибольшее количество осадков
в январе в июле
           

6. Какие климатообразующие факторы определяют климат Якутска? Запишите в ответе их номера.

 

1) мощный зимний антициклон

2) многолетняя мерзлота

3) низменный рельеф территории

4) влияние Атлантического океана

5) отдалённость от океанического побережья

6) тёплое океаническое течение

 

       

 

 

7.Группа школьников из Оренбурга хочет своими глазами увидеть необычную для них природу тундры. Какой из перечисленных заповедников для этого им необходимо посетить?

 

1) Гыданский

2) Окский

3) Южно-Уральский

 

   

 

8.Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

 

1) Архангельская область

2) Калужская область

3) Ставропольский край

       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: