Почему Караваджо важно знать
С Караваджо начинается реализм в искусстве — главное направление в живописи вплоть до авангардных течений XX века. Художник открыл возможности живой натуры, показал, что углубляться к реальность и познавать ее можно почти бесконечно.
С чего все начиналось
Художник родился в городе Караваджо под Миланом в семье архитектора. По документам, в 1584 году он поступает в мастерскую миланского художника Симоне Петерцано. Сейчас он почти забыт — это был мастер северного маньеризма. В конце 1580-х годов он уже самостоятельный мастер. Караваджо отправляется в Рим — художественную столицу Европы этого времени.
Караваджо в Риме
Караваджо приехал в Рим около 1591 года. В Риме у него нет денег и связей. Он живет в бедных районах, общается с маргиналами. Берется за любую работу — работает помощником римского мастера Кавалера д’ Арпино.
Тогда Караваджо начинает создавать свои первые произведения. Ранние работы римского периода датируют 1593 годом.
«Юноша с корзиной фруктов», 1593
Никакого сюжета на картине нет, это натурная штудия с живой модели. Художник изображает конкретного человека, из простолюдинов, и соединяет портрет с темой натюрморта. Некоторые исследователи подозревают, что это — один из автопортретов Караваджо. На картине его занимает природа, реальная действительность, а не мифы или библейские сюжеты. Интереса к ней достаточно для написания картины. Воля художника определяется комплексом художественных задач, которые он видит для себя интересными.
Караваджо в доме кардинала
В 1597 году никому неизвестным художником интересуется кардинал Франческодель Монте — представитель Ватикана и покровитель искусств. Бедный подмастерье перебирается в дом кардинала и продолжает работать над картинами сам. Так человек без денег, связей и опор становится востребованным мастером.
Пока Караваджо пишет картины с одним героем, явно с натуры — мужской типаж повторяется из картины в картину, а женских образов он почти не изображает. Монофигурные композиции не стали главной темой у художника. Несмотря на революционность, их было не так легко продать.
«Мальчик, укушенный ящерицей», 1596
Мотивация в этой композиции — испуг, эмоциональная реакция на укус. А доказательство профессионализма художника — стеклянный сосуд. Это сложнейшая задача, которой не интересуются флорентийские художники. У художников северной Италии, откуда родом Караваджо, умение изображать стекло всегда ценилось. Стекло, пронизанное воздухом, наполненное водой с отражениями. Все это доступно его кисти.
«Вакх», 1596
Что говорит о том, что на картине — реальная модель? Прежде всего, загорелое лицо. У Вакха загорелое лицо и незагорелое тело. Караваджо изображает человека, который много времени проводит на солнце. Загар — это абсолютно недопустимое состояние лица аристократа. Снова на переднем плане — стеклянный сосуд с вином, Караваджо жонглирует профессионализмом. Картина называется «Вакх», но связь с античностью условная, фигура просто слегка задрапирована белой тканью. Более того, мы видим под локтем героя край полосатого матраса. Это театрализованная постановка, созданная для работы над картиной.
«Лютнист», 1595
Рождение натюрморта
К раннему периоду творчества относится картина «Корзина с фруктами» (1597). Это первый натюрморт в истории итальянской живописи. Чем она интересна?
«Корзина с фруктами», 1597
Отсутствие сюжета. Это в новинкусамо по себе. Отсутствие сюжета говорит о том, что художник не ставит перед собой идеологических задач. Его интересуют только формальные решения: как изобразить бархатистость и матовость кожуры, засохший лист и блеск отраженного света.
Символизм. Собранные в одной корзине плоды объединяет одно свойство — художник показывает их в момент максимального созревания. О состоянии зрелости, даже перезрелости, говорят вянущие листья, с которыми были сорваны некоторые из плодов, червоточины на поверхности яблока. Это плоды, которые достигли своего пика и теперь умирают.