Примерный перечень тем рефератов по дисциплине
«Педагогика и психология высшей школы»
Ст. преподаватель Серова Татьяна Ивановна
serovati@gmail.com
Предмет педагогики и психологии высшей школы. Структура вузовского образовательного процесса
План
1. Предмет педагогики и психологии высшей школы.
2. Структура и сущность педагогических систем.
3. Культурно-образовательная среда высшей школы: определение, структура, влияние на образовательный процесс.
Ключевые слова: предметное поле науки, предмет педагогики и психологии высшей школы, образовательный процесс, культурно-образовательная среда.
Литература
Беспалъко В.П. Основы педагогической психологии. М.,1990.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие - 544 с. © Ростов: Феникс, 2002
Онушкин ВТ., Огарев Е.И. Образование взрослых. СПб.,
1995.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие - 304 с. © М.: Изд. центр "Академия", 2001
Соловьева Н.В. Дидактическое моделирование деятельности социального педагога в университете. Воронеж, 2002.
Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Тольятти, 1999.
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие - 224 с. © М.: Изд. центр "Академия", 2002
Студент как субъект образовательного процесса. Особенности учебной деятельности в высшей школе
План
1. Определение и структура учебной деятельности.
2. Психофизиологический и психический уровни учебной деятельности
3. Формирование творческой личности в учебной деятельности. Саморазвитие современного специалиста.
|
Ключевые слова: учебная деятельность, субъект образовательного процесса, учебные действия, уровни учебной деятельности, творческое мышление.
Литература
Богоявленская ДБ. Путь к творчеству. М., 1981.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие - 544 с. © Ростов: Феникс, 2002
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие - 304 с. © М.: Изд. центр "Академия", 2001
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 2002.
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие - 224 с. © М.: Изд. центр "Академия", 2002
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1981
Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности
План
1. Факторы развития творческой деятельности.
2. Качества творческой личности.
3. Методы стимуляции творчества.
Ключевые слова: ситуативные и личностные факторы творческой деятельности; качества творческой личности; методы стимуляции творчества.
Литература
Альтшулер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1973.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие - 544 с. © Ростов: Феникс, 2002
Зинченко В.П., Мунилов В.П., Гордое В.М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. № 2.
Роджерс К Становление человека. М, 1999.
4. Сущность научно-педагогической деятельности преподавателя вуза
|
План
1. Научно-педагогическая деятельность как сложная динамическая система.
2. Структура педагогических способностей.
3. Ситуация профессионального развития преподавателя.
Ключевые слова: научно-педагогическая деятельность; педагогические способности; показатели и критерии становления научно-педагогической деятельности.
Литература
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие - 544 с. © Ростов: Феникс, 2002
Езарева З.Д. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л„ 1974.
Павлов И.П. Избранные труды. М, 1954.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие - 304 с. © М.: Изд. центр "Академия", 2001
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие - 224 с. © М.: Изд. центр "Академия", 2002
Качество обучения в вузе
План
1. Структура контроля в высшей школе.
2. Количественная оценка — показатель продуктивности обучения.
3. Модель взаимосвязи уровней и основных качеств знаний.
4. Специфика диагностических процедур в высшей школе.
5. Качества знаний и критерии оценки: правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность.
6. Соотношение качеств и качества знаний в дидактике высшей школы.
7. Важнейшие принципы диагностики и контроля обученности студентов.
8.Понятие и основные параметры качества образования в вузе.
Ключевые слова: диагностика, знания, умения, навыки, качество знаний, качество образовательного процесса.
Литература
|
Архангельский СИ, Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса // Новые методы и средства обучения. М., 1989. № 3.
Архангельский СИ. Методические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М., 1990.
Коротков Э.М. Управление качеством образования: уч. пос. М., Академический проект, 2007.
Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент.-М.:Агентство «Мегаполис», 2008.
Трайнев В.А., Трайнев И.В. Системы и методы повышения качества педагогического образования: Обобщение и практика. М.,2008.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2000.
Основные формы обучения в вузе
План
1. Лекция в высшей школе: методологический, теоретический и прикладной аспекты.
2. Семинарское занятие: методология, теория и технология.
3. Практическое занятие в высшей школе: взаимообогащение теоретических и прикладных аспектов.
4. Самостоятельная деятельность студента.
5. Интерактивные методы и приемы обучения в вузе.
Ключевые слова: дидактическая сущность лекции, критерии успешности формы вузовского обучения, самостоятельная деятельность студента.
Литература
Александров Г.Н. Основы дидактики высшей школы. Уфа,
1973.
Архангельский СИ. Лекции по теории обучения в высшей школе. М, 1974.
Гапонов П.М. Лекция в высшей школе. Воронеж, 1977.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов, 1997.
Казаков М.И. Самостоятельная работа студентов. М., 1990.
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
Рейс Ф. 500 советов студентам / Пер. с англ. М., 1996.
© Соловьёва Н.В.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие - 304 с. © М.: Изд. центр "Академия", 2001
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2000.
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие - 224 с. © М.: Изд. центр "Академия", 2002