Цели: Знакомство с национальными героями Земли русской, чей нравственный подвиг овеян ореолом святости.
Задачи:
· учить делать разбор музыкальных произведений; определять общий характер музыки
· соблюдать в пении певческую установку, петь свободно, легко, звонко, с мягкой атакой звука;
· воспитание в учащихся патриотических чувств, бережного отношения к истории нашей Родины.
Учитель: На этом уроке мы начинаем знакомство со знаменитыми людьми России, которых Русская православная церковь канонизировала и назвала святыми.
На звуковом фоне церковного песнопения «Хвалите Господа с небес», заставка с темой урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» и проходит зрительный ряд презентации с изображениями русских православных святых (святая равноапостольная благоверная княгиня Ольга (князь Игорь), святой равноапостольный князь Владимир, святые благоверные князья Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых) -1.28 мин
Учитель: У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось. Кто эти люди? Кем они были? Что они сделали для Руси? Что их объединяет? Какие подвиги так прославили их имена?
В 2008 году центральное российское телевидение проводило конкурс-опрос всех жителей России, по выявлению величайшего исторического деятеля России за все времена. Как вы думаете, кто это?
|
Учащиеся: перечисляют самых важных людей русской истории, культуры, политики.
Учитель: Это – Александр Невский. Знакомо ли вам это имя? Где вы встречаетесь с этим именем? Что вы знаете о знаменитом русском полководце Александре Невском.
Когда он жил? Что он сделал для Руси? Какие подвиги прославили его имя?
Учащиеся: ответы детей.
1 ученик: Князь Александр Невский (1220–1263) родился в г. Переяславле-Залесском. Его отец – князь Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгороде. Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого своего тёзки -Александра Македонского, и не просто читал – палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск, как бы он сам действовал в бою.
2 ученик: В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино.
Учитель: Композитор С.С. Прокофьев (портрет) написал крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра, состоящее из нескольких частей и назвал его кантатой «Александр Невский». «Песня об Александре Невском», 2 часть кантаты звучит в начальных кадрах фильма С. Эзенштейна «Александр Невский». Давайте послушаем и разучим её основные темы, чтобы определить характер и форму построения этой музыки.
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, что в этой части кантаты рассказывается о победе князя в сражении со шведами на Неве. Распевная, в духе народной песни главная мелодия звучит сдержанно и неторопливо. Первоначальная мелодия напоминает былинный напев, поэтому нужно стремиться к ее предельной напевности. Нужно обратить внимание учащихся на то, как меняется характер музыки там, где пойдет речь о сражении («Ух, как бились мы, как рубились мы!»), указатьна трёхчастную форму построения этой части.
Разучивание основных музыкальных тем.
У читель: Давайте сравним образ Александра Невского, запечатленный на картинах русских художников.
1 ученик: На этой картине художника А.Д. Кившенко изображено, как Святой Александр Невский наносит рану в лицо предводителю шведского войска. 1240 г.
Учитель: А вот на картине П. Корина, которую художник начал писать во время Великой Отечественной войны, мы видят иной образ князя.
2 ученик: Фигура полководца занимает почти всю плоскость холста, возвышаясь над водами Волхова, Новгородским Софийским собором, окрестными далями. Князь стоит лицом к зрителям, положив руку на рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи. Гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, осмелившуюся вступить на родную землю. Над головой князя – воинская хоругвь с образом Спаса – Ярое Око. Во всем облике князя выражена твердая решимость и уверенность в своих силах, в победе русского войска. «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» – такова идея картины.
|
Учитель: Послушаем четвёртую часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» - «Вставайте, люди русские!», которая также сопровождает фильм С. Эзенштейна «Александр Невский». Как звучит этот хор, какое характер музыки, её строение?
Просмотр видеоклипа и ответы учащихся. Хор «Вставайте, люди русские» имеет две мелодии: первая строится на интонациях волевого, призывного характера, с выразительными акцентированием логических ударений в тексте. Исполнение этой мелодии требует активного дыхания, энергичного, но нефорсированного звучания детских голосов. Вторая тема хора – лирического плана. Ее начинают петь женские голоса хора. Она звучит как протяжная народная песня. При ее исполнении с детьми нужно стремиться к передаче ее песенного характера.
Разучивание основной мелодии хора «Вставайте, люди русские».
3 ученик: Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев.
В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань.
После смерти отца, князя Ярослава, Александр стал великим князем Владимирским.
В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире.
В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской Лавре. 6 декабря – день почитания Святого Благоверного князя Александра Невского.
4 ученик: На алтарной картине М. Нестерова, установленной в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, князь изображен молящимся перед иконой Божией Матери. Военные доспехи – щит и меч – лежат у его ног. В облике князя – покой и смирение. Золотой нимб над головой – признак святости. О чем князь молит Богородицу?
Учащиеся: ответы учащихся. О том, чтобы русский народ во главе с Александром Невским отстояли, с Божьей помощью, веру Православную.
Учитель: В «Житие Александра Невского» митрополит Кирилл внёс слово о том, что он «митрополита же и епископа чтяше и послушаше, аки самого Христа». Словом, Александр - не просто христианский князь, он деятельно поддерживал Церковь и вкладами, и политически, заказывал переписчикам духовные книги и передавал их Церкви.
Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского вновь стал боевой наградой.
1 ученик Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Один из них находится в микрорайоне «Сельма» нашего города.
Учитель: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» За что же снискал себе славу Александр, сын князя Ярослава?
Ученик: Своими победами на Неве и Чудском озере князь Александр Невский отстоял на Руси веру Православную и снискал себе имя защитника земли Русской.
Учитель:
- Много врагов было у Руси, а друзей–то у нее, по правде сказать, со всех сторон никогда и не было. Что же нужно было шведам и немцам в русских землях?
Ученик:
- Насильно хотели они утвердить на Руси вместо православной веры католическую.
Учитель:
- Князь Александр понимал, что Русь будет жива и под игом монголов, пока хранится в ней православие, и погибнет даже при внешнем могуществе, если потеряет свою веру. Только ли ратными делами снискал себе славу князь Александр?
Ученик:
- Умел князь речами мудрыми да хитрыми добиваться своего. Сам он едет в Золотую орду и вымаливает у монгольских ханов облегчение для русского народа.
Учитель:
- «Это был князь – хозяин, князь – строитель.» Беззаветное мужество сочеталось в нем с высоким доверием к людям, состраданием к страждущим, голубиная кротость при орлином полете, стремление к славе родной земли. (На экране проигрывается финальный эпизод художественного фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».)
Итог урока: историческая память живёт в сердцах русского народа, создаются новые музыкальные, литературные произведения, живописные картины. И пока живо в памяти народной героическое прошлое Руси, Святые Земли Русской останутся примером беззаветного мужества во Славу Божию и Матери Родины.