Общие положения и основы дисциплины «Менеджмент персонала»
Цель изучения дисциплины заключается в получении студентами теоретических знаний и формирование у них навыков эффективного формирования и организации функционирования систем управления персоналом в организациях, планированию кадровой работы, управлению персоналом и его развитием, а также формирование основ профессиональной идентичности будущих специалистов в области управления персоналом.
Задачи изучения дисциплины
· Изучение основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью;
· Приобретение компетенций в области разработки мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;
· Приобретение компетенций в области использования различных методов оценки и аттестации сотрудников;
· Приобретение компетенций в области аудита человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;
· Владение современным инструментарием управления человеческими ресурсами, методами планирования карьеры;
· Приобретение психологических качеств, необходимых для успешной деятельности в сфере финансов.
В рамках курса студенты приобретают навыки сравнительного анализа различных моделей экономического поведения и их составляющих; умения выделять качественное своеобразие и специфику психологических механизмов финансового поведения, использовать объяснительные принципы психологической науки при анализе закономерностей экономической реальности
|
2.Теоретические вопросы для домашней контрольной работы и подготовки к зачету по дисциплине «Менеджмент персонала»
1. Экономический (технократический) подход к управлению персоналом: сущность и принципы.
2. Условия эффективного применения экономического (технократического) подхода.
3. Органический подход к управлению персоналом: сущность, принципы, причины распространения.
4. Условия эффективного применения органического подхода.
5. Процессный подход к управлению персоналом: значение и роль процессного подхода в менеджменте качества, методические основы описания процесса.
6. Основные понятия мотивации.
7. Содержательные теории мотивации.
8. Процессуальные теории мотивации.
9. Структура, функции и механизм трудовой мотивации.
10. Новые тенденции мотивации персонала.
11. Понятия потребности и мотива.
12. Основные понятия стимулирования труда, стимулирование трудового поведения.
13. Классификации стимулирования.
14. Виды стимулирования: денежные, натуральные, моральные, организационные, патернализм, участие в совладении и управлении.
15. Формы организации стимулирования: опережающая и подкрепляющая; коллективная и индивидуальная; позитивная и негативная; непосредственная, текущая и перспективная; общая, эталонная и соревновательная.
Принципы и функции стимулирования труда.
17. Цель отбора персонала.
18. Виды информации о кандидатах, используемой при отборе персонала.
|
19. Требования к методам отбора персонала.
20. Варианты применения информации для принятия решений о найме персонала.
21. Последовательность (этапы) отбора персонала.
22. Методы отбора персонала (классификация).
23. Сущность и цели собеседования при отборе персонала.
24. Этапы (фазы) проведения собеседования. Содержание и цели каждого этапа.
25. Цель и виды профессиональных испытаний.
26. Методические основы выбора событий для профессиональных испытаний и определения формы профессиональных испытаний.
27. Содержание этапов проведения профессионального испытания.
28. Введение в должность (ориентация): сущность, цель, задачи, формы.
29. Сущность, цели и этапы адаптации. Цель и задачи управления адаптацией.
30. Факторы, влияющие на скорость адаптационных процессов.
31. Виды и содержание адаптации персонала в зависимости от объекта и предмета управления.
32. Организационный механизм управления процессом адаптации: структурное закрепление функции управления адаптацией, технологии процесса управления адаптацией, информационное обеспечение управления адаптацией.
33. Особенности адаптации руководителей. Стратегии начала работы руководителя в новой должности.
34. Оценка персонала: цели, принципы, виды.
35. Показатели, используемые в системе деловой оценки персонала.
36. Классификация методов оценки результатов деятельности.
37. Методы оценки (анкетирование, экспертный опрос, тестирование, метод заданного выбора, графический рейтинг, описательный метод, метод комитетов, независимых судей, метод оценки по решающей ситуации заданного распределения, методы центров оценки, ситуационно-комплексная оценка).
|
38. Аттестация персонала: сущность, цели, процедура проведения.
39. Принципы обучения персонала.
40. Методы обучения персонала, их достоинства и недостатки.
41. Концепции управляемости конфликтом.
42. Особенности прогнозирования и профилактика конфликтов. Условия предупреждения конфликтов.
43. Традиционная трактовка карьеры.
44. Изменение условий функционирования организаций. Современная трактовка управления карьерой.
45. Требования к системе управления карьерой.
46. Система управления карьерой.
47. Механизм управления карьерой.
48. Закономерности карьеры сотрудников.
49. Личностные различия как факторы карьеры.
50. Стадии карьеры, связные с развитием работника.
*теоретическая часть домашней контрольной работы состоит из четырех вопросов. Вопросы должны соответствовать последнему цифре в зачетной книжке с последней цифрой в каждой десятке (например, цифре 1 в зачетке – вопросы: 1; 11; 21; 13 и 41). Объем в пределах 3- 5 страниц машинописного текста по каждому вопросу.
Практические задания
3.1. Дать сущностную характеристику и описать содержание управления персоналом по функциям и принципам организации управления
3.2. Описать основные разделы должностной инструкции по приведенным ниже должностям:
1. Преподавателя высшего образовательного учреждения
2. Главного бухгалтера организации
3. Менеджера по продажам
4. Генерального директора организации
5. Финансового директора организации
6. Директора по персоналу (зам. руководителя или руководителя отдела кадров)
7. Маркетолога
8. Финансового аналитика организации
9. Управляющего активами
10. Председателя правления (Генерального директора) банка
· Каждый выбирает по одной должности в соответствии с номером (или допускается по выбору студента из не включенных в данный перечень должностей)
Должностная инструкция примерно составляется по следующим 10 пунктам или по принятым стандартам:
1. Наименование должности
2. Код должности
3. Группа оплаты труда
4. Основные функции и задачи
5. Права
6. Обязанности
7. Полномочия
8. Группа (подсистемы: управляющая/управляемая)
9. Иерархия в управленческой структуре
10. Ответственность
3.3. Ранжировать методом экспертной оценки (экспертами на выбор могут выступить коллеги по работе или члены семьи (по возможности) или др. лица) по силе воздействия на успех в работе (по соответствующей варианту по п. 3.2. должности) по шести критериям
Результаты отразить в таблице
Критерии | Экспертная оценка | Сумма баллов | Место | Вес в организации (службе) | ||
Исполнение работы в срок | ||||||
Соблюдение распорядка дня | ||||||
Сложность работы | ||||||
Оригинальность выполнения работы | ||||||
Перспективность | ||||||
Результативность | ||||||
итого |
· Максимальное количество баллов по каждому критерию 30 баллов.
· Вес в организации (службе) определяется отношением баллов по критерию к сумме (предельной) по критериям с учетом мнений всех экспертов
· Ранжирование места по критериям рассчитывается отношением суммы баллов по критерию к максимально полученным баллам по одному из перечисленных критериев
3.4. Дать характеристики слей организационного поведения
Типология стилей поведения
Наименование стиля | Характеристика стиля | Пример |
Автократический | ||
Диктаторский | ||
Авторитарный | ||
Бюрократический | ||
Анархический | ||
Демократический | ||
Административный | ||
Коллегиальный | ||
Корпоративный | ||
Сепаративный |
3.5 Составить пять тестов менталитета и организационного поведения
К оформлению требования, предусматриваемые по общим правилам
Сроки представления работы – за две недели до начала сессионных занятий