Содержание
Введение 3
Особенности индустриализации в СССР 4
План Первой пятилетки 5
Состояние экономики СССР до войны 6
Потери СССР в Великой Отечественной Войне 7
Восстановительная пятилетка 8
Сравнение первой и четвертой пятилетки 9
Вывод 10
Введение
Цель работы: реконструировать механизм повышенной эффективности индустриализации в условиях дефицита ресурсов.
Задачи:
1.Стартовый уровень промышленного развития в стране в начале периода.
2.Оценить ресурсы страны.
3.Роль государства.
4.Сконфигурировать полученные результаты.
Актуальность темы: изучение решения проблем в экономике путем долгосрочных планов и перспективы страны в данной политической ситуации.
Проблема: что сделать, чтобы осуществить экономический подъем в рамках долгосрочного плана.
Степень централизации управления экономикой (государственного вмешательства в экономику) для осуществления экономического подъёма.
Особенности индустриализации в СССР
Страна после революции нуждалась в индустриализации, дабы не отстать от ведущих европейских держав. К тому же только с помощью форсированного наращивания промышленного потенциала было можно сплотить страну и вывести СССР на новый военный уровень, а также повысить уровень сельского хозяйства. Государство решило, что нужен строгий и безукоризненный план. И.В. Сталин высказал идею, что нужно превратить СССР из страны, ввозящей импортное оружие и технику, в страну, которая сама всё это может производить и поставлять иным государствам. Сам И.В. Сталин поставил задачу в первую же пятилетку вывести страну в лидеры, поставив на первое место производство металлургии.
5. План первой пятилетки
Процесс индустриализации должен был пройти в 4 этапа:
· Появление транспортной инфраструктуры.
· Расширение отраслей экономики, связанных с добычей ресурсов и сельским хозяйством.
· Перераспределение государственных предприятий по территории.
· Изменение энергетического комплекса.
Глава государства – И. В. Сталин:
"В соответствии с политикой индустриализации страны в первую очередь должно быть усилено производство средств производства… рост тяжелой и легкой индустрии, транспорта и сельского хозяйства… Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР"
Самыми значимыми постройками первой пятилетки стали Туркестано-Сибирская железная дорога (Турксиб), Днепрогэс, Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы, гигантский комбайновый завод "Ростсельмаш", Горьковский и Московский автозаводы, Московский шарикоподшипниковый завод, Кузнецкий металлургический комбинат, Уралмашзавод, Беломоро-Балтийский канал. Этот последний, протяженностью 227 км, соединял Балтику с Белым морем и на 4000 километров сокращал путь по воде от Ленинграда до Архангельска (раньше лежавший через Скандинавию).
Были созданы целые новые отрасли: автомобильная, тракторная, комбайновая, химическая промышленность, станкостроение, моторостроение, самолетостроение, комбайностроение. Впервые в России стали производить промышленный азот, синтетический каучук, искусственное волокно. Новые отрасли оснащались передовой, в основном импортной (немецкой, американской) техникой: импорт составлял до 80-85% машин и оборудования новых (или реконструированных) предприятий.