Методы, используемые при проведении мотивационного аудита.




Мотивационный аудит, как любая другая технология, имеет свою методологическую базу. В процессе проведения мотивационного аудита применяются различные методы сбора и анализа информации. Ключевым моментом в выборе методов аудита является их соответствие поставленным задачам. Знание методов оценки и анализа мотивации, а также их грамотное использование позволит получить необходимую информацию, а также повысить отдачу со стороны подчиненных. При отборе методов аудита мотивации необходимо учитывать, что в их реализации может быть задействован как весь персонал организации, так и его отдельные категории.

В процессе аудита мотивации могут быть использованы следующие методы сбора информации:

Наблюдение. Метод наблюдения является очень важным методом сбора первичной информации в ходе мотивационного аудита. Наблюдение за людьми в процесс е их трудовой деятельности и коллективной активности, изучение взглядов, предложений, проблем позволит получить достоверную информацию о том, как на практике работает и развивается организация, и получить информацию о групповых процессах и формах поведения, влияющих на мотивацию. Объектами наблюдения могут быть:

1. Корпоративная культура и процесс ее поддержания;

2. Способы формирования групповой сплоченности;

3. Стиль управления руководителей;

4. Состояние мест отдыха и рабочих мест;

5. Внутриорганизационные коммуникации.

И другие показатели, влияющие на мотивацию работников. Например, выявление групповых· процессов и форм проявления поведения может происходить при наблюдении за собраниями сотрудников.

В процессе наблюдения могут использоваться такие методы, как:

1. Фотография рабочего дня, которая позволяет сделать анализ потерь рабочего времени и выявить факторы, влияющие на эффективность выполнения трудовых процессов;

2. Хронометраж рабочего дня с целью изучения фактических затрат рабочего времени;

3. Метод моментных наблюдений, при котором производится анализ затрат рабочего времени и фактическая загруженность персонала посредством выборочного наблюдения на установленное время и с определенной периодичностью.

Использование перечисленных методов в наблюдении за работой сотрудника может оценить не только временные затраты на выполнение трудовых операций, но и позволит оценить его опыт, уровень профессиональной самоэффективности и удовлетворенности трудом в целом.

Интервью (беседа). Интервью является наиболее применяемым методом в мотивационном аудите и предполагает подготовку сценария беседы с целью получения необходимой информации. Интервью позволяет проанализировать рабочий процесс, выяснить мнение персонала по определенным вопросам, выявить расхождения между представлениями работников и руководителей о приемах и методах мотивации и используется для конкретизации полученных данных. В процессе интервью каждый последующий ответ респондента может дополнять или опровергать предыдущие, тем самым, открывая неожиданные факты, а комментарии, полученные в ходе интервью, способствуют выявлению сфер, требующие коррекции.

Полезным источником сбора информации является выходное интервью с увольняющимися работниками с целью изучения их представлений о предприятии. В процессе мотивационного аудита ответы работников могут быть учтены при выяснении причин неудовлетворенности и других проблем в области мотивации персонала.

При проведении интервью следует учесть следующие моменты:

1. объяснить цель проведения интервью;

2. обеспечить конфиденциальность информации;

3. создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

4. сконцентрироваться на высказываниях каждого собеседника. Уточнение длительных и особо важных высказываний позволит не только избежать недоразумений в ходе их последующего анализа, но и продемонстрирует интерес к собеседнику.

5. не отвлекаться на посторонние темы и периодически делать перерывы;

6. сохранять деловой тон и спокойствие на отговорки или агрессивное поведение работника.

Анкетирование. Анкетирование является своеобразной формой привлечения работников к управлению предприятием. Люди чувствуют, что их мнение не безразлично, а то уже само собой порождает чувство причастности к организации, повышает уважение к руководителю и улучшает организационный климат. Использование анкет является удобным и экономичным методом, т.к. позволяет опросить большое количество людей и получить необходимый объем информации. Анкетирование удобно проводить для получения оценки удовлетворенности трудом, заработной платой и системой вознаграждений, взаимоотношениями в коллективе, эффективности работы руководства и других факторов, влияющих на мотивацию персонала. При составлении анкеты, следует учитывать ее объем. Если анкета будет содержать слишком много вопросов, то работник может испытать трудности при ее заполнении в связи с недостатком времени. Маленькая анкета не дать необходимое количество информации или материал получится фрагментированным. Рекомендуемый формат анкеты от 5 до 12 закрытых, открытых или комбинированных вопросов. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы по ним можно было произвести необходимую интерпретацию и сделать соответствующие выводы. Вопросы должны быть точными и пониматься всеми респондентами. Для получения искренних ответов анкетирование лучше проводить анонимно.

Диагностические тесты и опросники. Использование диагностических тестов и опросников при проведении мотивационного аудита направлено на поиск неосознанных мотивов и глубинных мотивационных образований.

 

Таблица 7 - Методы психодиагностики мотивации.

 

Название методики   Характеристика  
    Тест Motype основанный на типологической модели построения мотивационного профиля В.И.Герчикова     Предмет диагностики: типы мотивации Количество заданий: 28 утверждений, характеризующих различные стороны трудовой мотивации. Принцип: выявление типов инструментальной, профессиональной, патриотической, хозяйской, избегательной (люмпенизированной) мотивации Процедура обработки данных: 1. использование ключа теста 2. графическое отражение результатов 3. построение мотивационного профиля
    Список личностных предпочтений Эдварса   Предмет диагностики: измерение силы потребностей Количество заданий: 210 пар утверждений Принцип: измерение потребностей и мотивов достижения, самопознания, подчинения, стойкости, агрессии, гетеросексуальности, аффилиации, принятия авторитетов, опеки, демонстративности, толерантности, автономии, порядка. Процедура обработки данных: 1. подсчет баллов; 2. сопоставление результатов и нормативных данных; 3. построение мотивационного профиля; 4. расчет итогового индекса
Мотивационный профиль Шейлы Ричи и Питера Мартина   Предмет диагностики: измерение силы потребностей Количество заданий: 33 незаконченных предложений Принцип: измерение внутренних потребностей и мотивов: материальные блага, хорошие условия труда, социальные контакты, признание, влияние и власть, творчество, взаимоотношения, разнообразие, самосовершенствование, интересная работа. Процедура обработки данных: 1. подсчет баллов; 2. построение мотивационного профиля.
Опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М.Орлова   Предмет диагностики: потребность в достижениях. Количество заданий: 23 утверждения Принцип: шкала потребностей в достижениях Процедура обработки данных: 1. обработка данных 2. сопоставление результатов и нормативных данных
    Структура трудовой мотивации А.Г. Шмелева. Предмет диагностики: экспрессдиагностика мотивационного потенциала работников Количество заданий: 2 блока задания по 66 парных утверждений Принцип: выявление наиболее выраженные у работника мотивов: соотношении внешней и внутренней мотивации; заинтересованность в процессе, результатах труда; творческое самовыражение, самореализация; командная работа, принадлежность группе; взаимопомощь, сопереживание; общественное признание; материальное обеспечение; социальная защищенность. Процедура обработки данных: 1. подсчет баллов; 2. сопоставление результатов и нормативных данных.
    Опросник для измерения тенденции к мотивации достижения Мехрабиана Предмет диагностики: диагностика мотивов избегания неудачи и стремления к достижениям Количество заданий: 30 заданий для женщин, 32 задани ядля мужчин Принцип: оценка утверждений, определяющих отношение человека к различным жизненным ситуациям Процедура обработки данных: 1. подсчет баллов по каждой шкале; 2. определение доминирующего мотива.  
  Методика измерения мотивации к избеганию неудач Элерса Предмет диагностики: мотивация избегания неудач Количество заданий: 30 строк, по 3 прилагательных в каждой строке Принцип: выбор одного прилагательного, характеризующего личностные особенности человека Процедура обработки данных: 1. подсчет баллов по каждой шкале; 2. обработка данных в соответствии с ключом

 

Перед проведением любых диагностических процедур необходимо сообщить об их целях, порядке проведения и ожидаемых результатах.

Анализ документов. Анализ документов позволит выявить необходимую информацию обо всех элементах мотивационной политики предприятия. Положение об оплате труда раскрывает применяемые формы и методы стимулирования и характер оплаты труда. Положение об аттестации дает информацию, о методах оценки эффективности трудовой деятельности персонал. Коллективный договор содержит информацию о порядке регулирования социальнотрудовых отношений. Правила внутреннего распорядка раскрывают требования, предъявляемые к сотрудникам организации.

Внешняя информация. Анализ вешних факторов, таких как рынок труда, трудовое законодательство, потребители и конкуренты, имидж компании, позволяют узнать их влияние на реализацию мотивационной политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: