Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем, многие люди не проявляют своих возможным способностей.
Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса.
Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.
Правое полушарие головного мозга и его функции
Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.
Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять, учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.
Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.
Синхронизированная работа обоих полушарий
Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.
Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.
Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела, мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.
У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.
Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
Глава III. Исследование
Для подтверждения гипотезы опытным путем, было проведено ряд исследований.
- Чтобы сравнить результаты успешности обучения изобразительному искусству и черчению, были проанализированы годовые оценки 8-9 классов (31 ученик) 2013-2015 годов.
В результате сравнительного анализа итоговых оценок учеников по изобразительному искусству(8 класс) и черчению (9 класс) выяснилось:
9,8% улучшили результат,
25,8% ухудшили результат,
64,5% результат остался прежним.
Из чего можно сделать вывод, что умение хорошо рисовать дает предпосылки к успешному обучению предмета «Черчение», но не является определяющим, т.к. довольно значительное число учеников снизило результаты.
2. Для выявления ведущего полушария был проведён тест учеников 9-х классов.
Были протестированы 21 ученик (11 мальчиков, 10 девочек). Из полученных результатов можно сделать выводы. Правое полушарие развито больше, чем левое у большего количества учеников. Правое полушарие мозга отвечает (в том числе) за воображение, что определяет способности к рисованию. А черчение – это точная наука, требующая аналитического склада ума.
3. Для выяснения необходимости применения практических навыков был проведен опрос мужчин и женщин от 30 до 55 лет. В опросе участвовали 16 человек (9 женщин, 7 мужчин). Они отвечали на вопрос «Где вам в практической жизни пригодились навыки рисунка и чертежа?»
По результатам опроса больше всего применения навыков понадобилось в быту. Были перечислены следующие ситуации:
1. При ремонте машины
2. При сборке мебели
3. Умения читать схемы, планы эвакуации
4. Выкройка одежды
5. При строительстве
Заключение
Изучив изложенные материалы, мы приходим к нескольким выводам.
1. Рисунок появился значительно раньше чертежа и получил большее распространение, чем чертеж. Рисовать человек может не будучи профессионалом, а чертить, не получив определенное образование нельзя.
2. В ходе исследования гипотеза «Хорошо рисующий человек всегда будет показывать отличные результаты в черчении» не подтвердилась. За изобразительное искусство и за черчение отвечают разные полушария головного мозга, поэтому у человека изначально заложена предрасположенность к определенному виду деятельности. Но, в то же время, графические навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, помогают качеству графических работ в черчении, что является неотъемлемой частью обучения. А пригодиться в жизни может любой предмет, который изучается в школе. И в этом смысле Изобразительное искусство и Черчение – союзники.
3. Человек не может не стремиться к совершенству. Таких людей, как Леонардо да Винчи, с одинаково хорошо развитыми обоими полушариями мозга, не много. Но что не додала природа, можно развить тренировками. Мы нашли ряд упражнений, позволяющий развивать и совершенствовать наши потенциальные возможности. Приложение I.
Список литературы
1. С.В. Титов, Занимательное черчение, издательство «Учитель, 2008 год
2. Воротников И.А. Занимательное черчение, М, «Просвещение», 1977. – 156 с.
3. sitekid.ru
4. sites.google.com
5. nsportal.ru