Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Напишите понятие и его определение.




Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

По обществознанию

Учебный год

Класс

(время выполнения работы – 1 час 20 минут, максимальное количество баллов -82)

1. Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей созданных человеком на протяжении истории.

2) Религия — это форма мировоззрения опирающегося на веру в сверхъестественное начало.

3) Социальный конфликт исключительно негативное явление общественной жизни.

4) Нормы права и нормы морали обеспечиваются силой государственного принуждения.

5) Натуральное хозяйство — это хозяйство, в котором люди производят продукты для обмена и продажи.

6) Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта.

 

           
           

2. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

2.1. К характерным чертам производства в традиционном обществе относится:

а) ручной труд

б) широкое применение механизмов

в) автоматизация производства

г) компьютеризация

 

2.2. К отличительным чертам индустриального общества относятся:

а) высокий уровень социальной мобильности

б) глобализация во всех сферах жизни общества

в) господство натурального хозяйства

г) сфера услуг имеет приоритетное развитие

д) урбанизация

 

2.3. Признаками тоталитарного государства являются:

а) конституционные гарантии политических прав и свобод

б) полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни и личной жизнью граждан

в) действует принцип: «разрешено все, кроме политики.

г) культ личности.

д) многопартийная система.

 

     
     

 

3. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

«Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы — это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни...

Используя термин «культура» в повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь «высокие создания ума» - искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культура включает в себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В нее входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги, фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища.

Понятие «культура» можно отделить от понятия «общество», но между этими концепциями существует чрезвычайно тесная связь. «Культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. «Общество» подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена...

Человеческие культуры замечательно разнообразны. Ценности и нормы поведения широко варьируются и часто весьма отличаются от того, что люди Запада считают «нормальным»...

Небольшие общности стремятся к культурной унификации. В индустриальных обществах внутренние культурные различия образуют многообразные субкультуры. В современных городах, например, бок о бок живут многие субкультурные общности.

 

(Э. Гидденс)

1) Укажите любые пять элементов культуры, названные автором?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Как, по мнению автора, связаны общество и культура? Какой аргумент в обосновании своего мнения привел автор?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3) В тексте говорится о том, что в индустриальном обществе существуют многообразные субкультуры. Приведите три примера субкультур, которые вы знаете?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Автор считает, что «человеческие культуры замечательно разнообразны». Дайте два объяснения того, почему это важно и полезно для развития общества, и два объяснения того, почему это создает проблемы в развитии общества.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух обществоведческих понятий. Напишите понятие и его определение.

1) исторически сложившаяся, комплекс норм и статусов, регулирование деятельности и удовлетворение потребностей человека, устойчивая форма организации, совместная деятельность людей.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2) процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов, обмен, информация, опыт, эмоции.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте:

 

Человек живет в_______(1), и его поступки обусловлены становлением, развитием в коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определенные_____(2) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых _______(3) отношений, рыночной ________(4)и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания происходящего вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными______(5). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль_______(6), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла.

 

А) поведение

Б) экономика

В) группа

Г) позиция

Д) знание

Е) общество

Ж) общественный

З) отношение

И) норма

 

           
           

Решите кроссворд

                                           
                                           
                                           
                                           
                                         
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           

По вертикали:

1 Особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли 2. Форма правления, в соответствии с которой источником и носителем государственной власти является народ и выборные органы 3. Поклонение животному или растению, которое считается предком рода 4. Особая подсистема духовной жизни общества, представляющая собой творческое воспроизводство действительности в художественных образах. 5.Мировоззрение, совокупность представлений и действий, основывающихся на веру в сверхъестественное начало 6. Форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

По горизонтали:

1. Полномочия верховной власти внутри страны и независимость на международной арене 2. Одна из форм разрешения конфликта представляющая собой способ вмешательства нейтральной третьей стороны, целью которого является оказание содействия процессу переговоров между основными участниками конфликта 3.Терпимость во взглядах и оценках, снисходительность в определении мотивации действий отдельного индивида или социальной группы. 4. Правила поведения человека в обществе. 5. Знание соответствующее действительности. 6. Деятельность, целью которой не является производство какого-либо продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: