Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
По обществознанию
Учебный год
Класс
(время выполнения работы – 1 час 20 минут, максимальное количество баллов -84)
Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не
согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) Мировоззрение — это система наиболее общих представлений человека об окружающем мире, о своем месте в этом мире и отношении к нему.
2) Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо ему для физического и духовного развития.
3) Реформа — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, то есть коренной, скачкообразный переворот в жизни общества.
4) Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию.
5) Моральные нормы в отличие от правовых обеспечиваются силой государственного принуждения.
6) Наука — одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека.
Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в
Таблицу
2.1. Отличительными чертами элитарной культуры являются:
а) высокий уровень (сложность содержания)
б) некоммерческий характер
в) серийность, тиражируемость
г) занимательность
д) подготовленность аудитории к восприятию
2.2. Отличительными признаками патриархальной семьи являются:
а) приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными
|
б) многодетность
в) правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества
г) женщина занимает доминирующее положение в семье
д) основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся
е) сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.
2.3. Признаками тоталитарного режима являются:
а) монополия на власть одной политической партии
б) централизованный контроль экономики
в) культ личности
г) сосредоточение власти в руках большинства
д) наличие независимых от государства СМИ
е) контроль за властью со стороны гражданского общества.
Какое понятие является лишним в следующих рядах? Выпишите его и
Обоснуйте свой выбор.
1. литература, музыка, танец, даосизм, архитектура, живопись
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. род, племя, народность, нация, общественно-политическое движение
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. правящие, оппозиционные, авторитарные, массовые, кадровые, либеральные
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Объясните, чем отличаются социальные явления. Укажите по два отличия.
1) революция – реформа
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
2) авторитарный режим – демократический режим
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) массовые партии — кадровые партии
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) монархия – республика
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите слово, пропущенное в схеме.
|
|
5. 2.
|
|
5.3.
Выполните задания на соответствие. Запишите буквенные обозначения из правого столбца в нужном порядке. Одно из них – лишнее.
6.1.
Понятия | Определения | ||
Социальный конфликт | А | Общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности | |
Социальные нормы | Б | Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе | |
Социальный контроль | В | Тип общественного взаимодействия, при котором происходит противоборство двух или более субъектов с целью реализации каждой из сторон своих намерений и интересов | |
Г | Система средств и приемов, регулирующих поведение людей в обществе и препятствующих его отклонению |
6.2.
|
Виды социально-этнических общностей | Особенности | ||
Племя | А | Основанное на родственных связях объединение людей, говорящих на одном языке и соблюдающие единые традиции, обычаи и обряды | |
Нация | Б | Соединение нескольких в культурном плане близких родов. | |
Народность | В | Тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный на территориальном единстве | |
Г | Исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. |
6.3.
Взгляды на направленность общественного развития | Представители теории | ||
Концепция прогресса | А | А. Тюрго, Кондросе | |
Технический детерминизм | Б | З. Бжезинский, Э. Тоффлер | |
Идеи цикличности | В | К. Маркс, Ф. Энгельс | |
Г | О. Шпенглер, А. Тойнби |
Прочитайте текст и выполните задания.
«Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязанностей, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции.
У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — долгосрочные и важные. В сети социальных отношений у каждого — определенная социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.
Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей все-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее — так называемая дихотомия роли. Например, актеру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику...
Выполнение роли требует определенного созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом...
Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например, в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор — один и тот же человек...
С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров это еще и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.
(Э. Асп)
1) Что автор называет социальной ролью?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Что автор назвал диапазоном ролевой свободы? Покажите диапазон ролевой свободы на примере роли ученика
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Автор считает наличие социальных ролей в обществе способом социального контроля. Объясните мнение автора.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Какие два аспекта связи социальной роли и личности индивида показал автор? Поясните каждый аспект
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5) Как автор объяснил связь социального статуса и социальных ролей человека?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решите кроссворд.
По горизонтали.
1. Материальная, целеполагающая деятельность людей.
2. Высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существовавшее.
3. Искусственно созданный людьми объект, имеющий знаковое или символическое содержание.
4. Сочетание различных развитых способностей.
5. Основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
6. Поведение человека характеризующееся отклонением от нормы.
По вертикали.
1. Самостоятельность личности, ее способность и возможность сделать выбор и действовать в соответствии с личными целями.
2. Деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
3. Субъект внегруппового поведения.
4. Исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации.
5. Вид искусства использующий звуковые средства выражения.
6. Политические партии пытающиеся примирить крайние интересы в политике.