Политико-правовая мысль в России в XX в.




В XX в. в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического и исторического развития, оказавших существеннейшее воздействие на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905–1907) и создание думской монархии; революции 1917 г. (февральская и особенно октябрьская); распад СССР (1991) и становление современной России. С учетом этих событий и образуемых ими соответствующих политико-исторических периодов, целесообразно рассматривать особенности развития политической мысли России в XX в. [c.153]

Первая русская революция, начавшаяся в 1905 г., оказала серьезное воздействие на политическое, и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской монархии и многопартийной системы, активизировала идеологическую и духовную жизнь российского общества.

В первом (булыгинском) проекте Государственной Думы, разработанном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, ее компетенция сводилась сугубо к совещательной функции. Манифест императора России Николая II (1868–1918) “Об учреждении Государственной Думы” был опубликован 6 августа 1905 г., но революционные события лета – осени 1905 г. не позволили даже начать выборы в эту Думу. По поручению Николая II проект нового указа о Думе подготовил С.Ю. Витте (1849-1915, с 1903 – председатель кабинета министров, в 1905–1906 председатель Совета министров). 17 октября 1905 г. вышел знамнитый царский Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”, в котором содержалась усовершенствованная формула компетенции Государственной Думы. Теперь она наделялась законодательными функциями и превращалась в высшее законодательное учреждение страны. В Манифесте также говорилось об обеспечении демократических свободах (личности, свободы совести, слова, собраний и союзов), начале перехода к “общему избирательному праву ”25.

Законодательные возможности Думы были серьезно ограничены условием представления законопроектов на рассмотрение Государственного совета, который, по сути, имел право вето на законотворческий процесс. В новой редакции “Свода основных государственных законов” от 23 апреля 1906 г. (гл. 9 п. 86) говорилось, что “никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственнй Думы и восприять силу без утверждения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА”. Царь имел право роспуска Государственной Думы и Государственного совета и мог единолично проводить решения фактически по всем вопросам государственной жизни.

Думскую монархию в России не следует смешивать с конституционной. При первой – самодержец может единолично проводить решения фактически по любым вопросам государственной жизни, которые, по сути, аранжируются Думой, при второй – Дума действительно превращается в высшее законодательное учреждение страны с широким кругом полномочий26. [c.154]

Новый избирательный закон позволил формировать лояльный и управляемый состав Думы, в котором наблюдалось правоконсервативное или консервативно-либеральное большинство. В результате – на протяжении ряда лет царь и правительство, с одной стороны, и Дума – с другой, по многим вопросам находили достаточно хорошее взаимопонимание. Третья Дума – единственная из четырех – проработала весь положенный пятилетний срок – с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. Порядок взаимодействия царского правительства и Думы, сложившийся после Манифеста 3 июня 1907 г., получил название в литературе “третьеиюньской системы” и просуществовал до 1915 г. Распад системы был связан с началом Первой мировой войны и повышением в стране роли либерально-промышленных кругов, заявлявших о необходимости установления в России конституционной монархии. Четвертая Дума просуществовала с ноября 1912 по октябрь 1917 г. Она неоднократно вступала в конфликты с исполнительной властью. 25 февраля 1916 г. была распущена, но продолжала работать под видом “частных совещаний” и сыграла важную роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Учреждение многопартийности в России в 1905 г. и существование “думской (парламентской) политической трибуны” с 1906 г. оказало важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение программах соответствующих политических партий. [c.155] Так, консервативно-реакционное направление политической мысли отражалось в программе партии “Союз 17 октября” (октябристы), где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства. Либеральные идеи в концентрированном виде отражались в программе Конституционно-демократической партии (кадеты), где были обстоятельно расписаны права и свободы граждан. Социалистические идеи формулировались в программе Российской социал-демократической рабочей партии, в которой ставилась задача свержения царского самодержавия, замена его “демократической республикой”, а в перспективе осуществление социалистической революции27.

До 1917 г. политическая мысль в России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства России. Среди них: А.И. Гучков (лидер октябристов), князь Г.Е. Львов, В.М. Пуришкевич (лидер крайне правого “Союза русского народа) М.В. Родзянко (председатель 3-й и 4-й Думы, лидер октябристов, крупный помещик) и др.

Реформы П.А. Столыпина (1862–1911) в целом не выходили за рамки модернизации существовавшего строя. Он был автором политического курса освобождения крестьян от общинной зависимости, предоставления желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создания кулаческих хозяйств. При этом помещичье землевладение сохранялось. Всего за десять лет из общины вышло более 1 млн. крестьян. Реформа стимулировала внедрение более прогрессивных методов обработки земли. Вскоре районы с переселенцами стали крупными поставщиками зерна и мяса. Столыпин разрабатывал проекты децентрализации России и усиления полиции. (Полицейских в России было в семь раз меньше, чем в Англии и в пять раз меньше, чем во Франции.) Знаменита фраза Столыпина, произнесенная в речи 10 мая 1907 г.: “Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!”28. [c.156]

Идеи либерализма не пользовались особой популярностью в России и были распространены в основном среди вузовской интеллигенции, разночинцев и т.п. Одним из его идеологов в этот период выступал С.А Муромцев (1850–1910), профессор МГУ, председатель I Государственной Думы (1906) автор работы “Определение и основное разделение права”, разрабатывавший социологический подход к правопониманию. Его новизна состояла в том, что под правом понималась совокупность не юридических норм, а юридических отношений, правовой порядок. Такая позиция способствовала усвоению и распространению взгляда на право, который не отождествлял его с велением носителя власти в государстве и тем самым содействовал более глубокому пониманию сущности права и его роли в обществе.

Представителем конституционного либерализма являлся и П.И. Новгородцев (1866–1924), выпускник МГУ, правовед и политолог, депутат I Государственной Думы, автор “Введения в философию права”, “Демократии на распутье”, сторонник “социализированного” либерализма. Его идея правового государства включала политико-правовую концепцию защиты слабых, наемных работников. П.И. Новгородцев обосновывал принцип определения границ “права на достойное существование”, выдвигал идею социального государства, критиковал классический либеральный подход к государству и праву. Именно во имя свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления, установить минимум гарантированного существования. Демократия, по Новгородцеву, возникает не в результате революции и активности низов, а при “политической зрелости народа”, “высоте политического сознания”, которые достигаются долгим опытом жизни; при соответствующей политико-правовой деятельности, при демократическом управлении немногих29.

Необходимо отметить и работы М.М. Ковалевского (1851–1916), профессора государственного права в Москве, академика, депутата I Думы, автора работы “Из истории государственной власти в России” (1905), выступавшего с умеренно-либеральных позиций, разработавшего сравнительный метод в правоведении.

Международную известность получила книга “Демократия и организация политических партий” (1903) российского общественного деятеля, члена I Государственной Думы М.Я. Острогорского (1854–1919). В этой работе дан глубокий анализ партийных систем США и Британии, показано, что со временем руководство партии может отры ваться рядовых членов, поскольку у него возникают особые интересы, предсказана тенденция бюрократизации и олигархизации партий30. [c.157]

В либерально-консервативном направлении политической и философской мысли России выделяются работы С.Н. Булгакова (1871-1944). Н.А. Бердяева (1874-1948), И.А. Ильина (1883-1954), П.Б. Струве (1870–1944). Н.А. Бердяев вместе с С. Булгаковы, П. Струве и С. Франком был соавтором всех трех манифестов русских философов-идеалистов первой четверти века: "Проблемы идеализма" (1902), “Вехи” (1909), “Из глубины” (1918). В этих работах прослеживается логика либерального консерватизма, с такими его устоями, как религия, идеализм, патриотизм, традиционализм, народоправство. Н.А. Бердяев считал, что государство, основанное на праве и законе, – более высокая ценность, чем социализм или анархизм. Он полагал, что “настоящий глубокий радикализм должен сочетаться с настоящим глубоким консерватизмом. Не может существовать народ, которому нечего сохранять. Отрицание настоящего консерватизма, благоговейного охранения своих ценностей всегда нигилистично”.В работах “Судьба России”, “Истоки и смысл русского коммунизма” показал, что “русский коммунизм” не случайное явление; оно имеет определенную социальную и психологическую почву, русский национальный характер. В русской истории Бердяев выделял “пять разных Россий” – киевскую, татарскую, московскую, петровскую, императорскую и, наконец, новую, советскую, учил видеть их взаимосвязь и отличия. В революции 1917 г. он увидел судьбу России, давшую ей шанс на возрождение и спасшую страну от грозящей катастрофы. Вместе с тем он осудил крайности радикальных преобразований, тупики бюрокразации и огосударствления, указал на возможность перехода общества в высшую стадию (братство людей и народов-), освобожденную от лжи и правового нигилизма. В 1922 г. был выслан из России и жил во Франции.

Первые труды И.А. Ильина вышли в досоветский период: “Основы законоведения” (1915), “Порядок или беспорядок” (1917). Однако наиболее известные его работы были написаны в эмиграции. В книгах “Понятие права и силы” и “Наши задачи” он рассмотрел отличия правового государства от тоталитарного, показал, что первый тип государственность основывается всецело на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т.е. покоится на лояльном правосознании. И.А. Ильин раскрыл достоинства и несовершенства двух основных форм устройства власти в государстве: монархии и республики. В основе его оценки – мера их содействия росту духовности и свободного правосознания. [c.158] “Человек призван не к внешнему самоосвобождению от закона (таков путь революции, анархии, деспотизма); но к внутреннему самоосвобождению в пределах закона (таков путь лояльности, правопорядка и здорового развития). Внутреннее освобождение выражается в добровольном самообязывании; оно освобождает человека не от закона, а в законе, ибо человек свободно блюдет закон”31.

Важным, неотъемлемым-направлением политической мысли России с конца XIX в., стали социал-демократические идеи и доктрины. Сторонники умеренного крыла социал-демократии (Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов и др.) делали акцент на реализации экономических требований пролетариата, реформировании существовавшего строя, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти длинный и трудный путь капиталистического развития. Размежевание российской социал-демократии на радикальное крыло – “большевиков” и реформистское – “меньшевиков” произошло на II съезде РСДРП (1903), где “умеренные” оказались в меньшинстве, выступая против организации партии нового типа, со строгой внутрипартийной дисциплиной и фиксированными обязанностями ее членов (включая обязательную уплату членских взносов), и руководящей роли пролетариата и его партии в грядущих революциях.

Ведущим теоретиком “большевизма” явился В.И. Ленин. К числу важнейших положений “ленинизма” можно отнести: учение о партии нового типа, построенной на принципах демократического централизма; идею о гегемонии пролетариата и его партии в буржуазно-демократической революции в России и возможности ее перерастания в социалистическую; стратегию и тактику пролетарской партии на различных этапах революционного процесса; принципы решения национального и национально-колониального вопроса; классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, обоснование возможности победы социалистической революции в одной стране; концепцию основ государственного социализма (о власти советов под руководством партии, кооперации, культурной революции, новой экономической Политике, индустриализации, принципах создания Российской федерации и СССР)32.

Ключевой в ленинской теории является концепция партии нового типа, ее роли и места в Советах – органах власти трудящихся. Именно II Съезд Советов, на котором большинство делегатов представляли РСДРП и партию левых социалистов-революционеров (последняя участвовала в правительстве до июля 1918 г.), в октябре 1917 г. принял решение о переходе к нему государственной власти, а В. И. Ленин был избран Председателем Совета народных комиссаров. [c.159] 5 января 1918 г. было распущено Учредительное собрание, отказавшееся признать декреты Советской власти. Руководство страной было полностью сконцентрировано в Советах и создаваемых ими органах, через которые партия большевиков руководила страной.

К числу проблемных аспектов учения Ленина можно отнести: 1) положение о руководящей роли одной партии “нового типа” в процессе созидания нового общества: в случае нарушения в ней демократических принципов. это сразу тяжело отразилось бы на всем обществе, (так, собственно, и произошло в годы культа личности); 2) однопартийная система предполагала и одну официальную идеологию, что могло привести и привело к догматизации; 3) большевики придерживались “революционной” теории права, в основе которой лежала “революционная сознательность” и партийно-советская целесообразность, подменяя таким образом принцип законности принципом целесообразности, что вело, особенно в сложные периоды развития страны, к массовым нарушениям закона. Сложное взаимдействие и сочетание этих принципов прослеживалось на всем пути развития правовой мысли в СССР и России.

В работах Ленина о новой экономической политике интересно и плодотворно ставился вопрос о соотношении рынка и государства, допускалось широкое развитие рыночных отношений под государственным контролем. В конце 20-х – начале 30-х гг. ленинская идея нэпа была снята с повестки дня И.В. Сталиным и его окружением. Попытку вернуться к ней сделал М.С. Горбачев в годы “перестройки”33.

В первые годы после Октябрьской революции допускался идеологический плюрализм, существование немарсксиетских социально-политических и философских концепций. Среди них можно выделить взгляды “сменовеховцев”. Что же касается официальной партийной идеологии, то до середины 30-х тт. внутри ее существовали различные идейно-политические платформы (Н.Н. Бухарин, Л.Б. Каменев и др.).

Идейно-политическое направление и общественное движение “сменовеховство” получило свое название от сборника “Смена вех”, вышедшего в Праге в июле 1921 г. [c.160] Смена “вех” означала пересмотр позиции интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Представители этого течения поменяли ориентиры, признали победившую советскую власть и необходимость сотрудничества с нею. Движение включало и часть эмигрировавшей за рубеж, а затем вернувшейся и занявшей видные посты в советской России интеллигенции. Одним из наиболее видных представителей этого течения являлся Н.В. Устрялов (1890–1937). В своих трудах “сменовеховцы” обращали внимание на национальный характер русской революции, выступали за укрепление советской России как великой державы, приветствовали расширение ее сферы влияния на Восток, поддерживали нэп, называли свои идеологические позиции “националбольшевизмом”.

Можно также выделить идейное течение “евразийцев” – взгляды российских ученых, оказавшихся после революции за рубежом, и опубликовавших ряд трудов по проблеме “Россия–Евразия” в 20–30-е гг. Среди них: Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой и др. В своих работах они высоко оценивали творческий, исторический и политический потенциал русского народа, признавали полезным опыт СССР, выступали за ведущую роль православной идеологии в жизни российского общества, критически относились к опыту западных стран, делали акцент на самобытности России как евразийской державы.

Ведущей и единственной с 30-х по конец 80-х гг. в СССР идеологией являлся марксизм-ленинизм. Утверждение руководящей роли партии большевиков привело к господству в обществе одного идеологического направления – “марксистко-ленинского учения”, ставшего на длительный период времени по сути государственной идеологией страны. Норма о руководящей роли партии большевиков в жизни общества была введена в Конституцию СССР 1936 г. (ст. 126), содержалась и в Конституции СССР 1977 г. (ст. 6). В 1989 г., в процессе демократизации российского общества, эта статья была отменена.

С 30-х до конца 80-х гг. политическая наука в СССР выступала в форме таких направлений и дисциплин, как “история КПСС”, “исторический материализм”, “научный коммунизм” (с 1963) и др. Их отличительной чертой являлся классовый подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет идей марксизма-ленинизма. В рамках данных политических дисциплин рассматривались такие актуальные вопросы политической теории, как “руководящая роль партии”, “социалистическая демократия”, “закономерности строительства социализма”, “мирового революционного процесса” и др., но дискуссии вокруг них не выходили за рамки партийно-государственной доктрины, что мешало творчески развивать политическую мысль. [c.161]

Определенный прогресс в развитии политологических исследований был достигнут после преодоления культа личности И.В. Сталина, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева, когда начали обсуждать пути совершенствования политической системы общества. В середине 60-х гг. была создана Советская (ныне – Российская) ассоциация политических наук, под эгидой и при непосредственном участии которой в 1979 г. в Москве состоялся XII Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. Политологические исследования стали проводиться на базе Института государства и права. Института конкретных социологических исследований, Московского государственного уверситета им. М.В. Ломоносова, Института философии и др. Российские ученые получили возможность встречаться со своими зарубежными коллегами, обсуждать теоретико-методологические основы политических проблем, выходящих за рамки курса истории партии. В 70-е гг. в научный оборот вошли понятия политической системы общества, политического процесса, лидерства и элиты, теории международных отношений; разрабатывались идеи прав человека, как главной цели конституционного закона и демократии, открытого общества, выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выборах, суда присяжных и др. Многие из них были реализованы на рубеже 80–90-х гг. В этой связи можно отметить труды российских политологов: Ф.М. Бурлацкого, А. П. Бутенко, А.А. Галкина, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и других, сыгравших положительную роль при формировании политической науки как самостоятельной отрасли знания. Получила известность книга М.С. Горбачева “Новое мышление для нашей страны и для всего мира”. В ней были изложены либеральные принципы “перестройки” в СССР, вопросы демократизации советского общества, международных отношений. Проблемной стороной исследования явилась недооценка классовых и национально-государственных приоритетов развития советского общества.

Для развития политологии в России весьма важным явилось формирование и успешное функционирование с 1989 г. экспертного Совета ВАКа по политическим наукам, что создало необходимую нормативную базу для развития всей их системы, установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам (кандидата и доктора политических наук) и присвоения научных званий (доцента, профессора) по политологическим кафедрам. В 1999 г. в России насчитывалось уже более 100 политологов высшей квалификации – докторов политических наук, а также 400 кандидатов политических наук34. [c.162]

Принципиальное значение для развития политологии в России имеет принятие Конституции Российской Федерации (1993), закрепляющей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. В ст. 13. Конституции говорится; “В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

К числу важных политико-правовых документов, позитивно повлиявших на развитие как демократии, так и политической науки в России, следует отнести федеральные законы “О выборах Президента Российской Федерации” (17 мая 1995) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (21 июня 1995).

В современных условиях фундаментальные исследования в области политической науки ведут Институт социально-политических исследований РАН, Институт сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, политологические кафедры МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского и других университетов. В России функционирует созданная в 1995 г. Академия политической науки Российской Федерации, под эгидой которой осуществляются важные политологические проекты. Одним из результатов работы Академии политической науки явилась подготовка и публикация в 1997 г. “Антологии мировой политической мысли” в пяти томах35. В соответствии с решением Российской ассоциации политических наук (РАПН) в феврале 1998 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский конгресс политологов, работа которого проходила по секциям и “круглым столам”, соответствующим современным актуальным направлениям политической науки: “Современная российская государственность: проблемы и тенденции развития”, “Становление гражданского общества в России”, “Геополитические интересы России”, “Политическое образование в современной России, проблемы преподавания политологии”, “Прикладная политология”, “Политическая коммуникация: общественное мнение и средства массовой информации”, “Современные политические конфликты и их разрешение”, “Выборы и электоральные исследования”, “Политические ориентиры предпринимательства”.

К настоящему времени в Российской Федерации создано и успешно функционирует около 300 политологических кафедр, политологических отделений и научные центров, где занято около 4 тысяч профессоров и преподавателей, специализирующихся в области политологии36. [c.163] С начала 90-х гг. издаются политологические научные журналы “Полис” (Политические исследования), “Социально-политические науки”, “Вестник МГУ. Политические науки” и др.

3а последние годы российскими политологами подготовлено и опубликовано большое количество политологических исследований и учебной литературы. Целесообразно обратить внимание на исследования и учебные пособия Г.А. Белова, К.С. Гаджиева, А.В. Дмитриева, В.И. Жукова, В.Н. Иванова, М.В. Ильина, В.И. Коваленко, В.С. Комаровского, Б.И. Краснова, М.Н.Марченко, В.С. Нерсесянца. А.С. Панарина, В.С. Пусько, В.П. Пугачева, Г.Ю. Семигина, А.И. Соловьёва, В.Ф. Халипова и др.*

Существенную помощь при изучении политических наук оказывают российские политологические словари и энциклопедии**. [c.164]

Рубежи второго и третьего тысячелетий стали плодотворными для развития политической науки в России: опубликованы десятки учебников, осуществлены переводы основных работ зарубежных политологов, вышли в свет интересные работы по истории политических учений, конкретным проблемам политики, систематически проводятся опросы общественного мнения анализируется их влияние на общественную жизнь. В современной российской политологии важное место стали занимать проблемы теории политики, политического управления, политической культуры и традиции, политические технологии, опросы общественного мнения, как способа политического воздействия на избирателей, а также этика политического успеха, выигрыша на выборах.

В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.

1. В чем особенности политической мысли России по сравнению с Западной Европой?

2. Чем объясняется богатство политической мысли России?

3. Какие основные идеи российской политической мысли востребуются на современном этапе развития страны?

4. Какое отношение к современным идеям о путях развития России имеет историческая дискуссия между “западниками” и “славянофилами”?

5. Что дает гражданину и специалисту знание истории политических учений России?

6. Какие достижения российской политологии в современных условиях наиболее важны для демократического развития общества? [c.165]

Список литературы

1 Название “Россия” историки и лингвисты обычно производят от названия реки “Росы” или одного из славянских племен; отсюда – “россы”, “великороссы” (Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Курс русской истории. М., 1989 Т. I. С. 177–178).

* Анализ санскритских корней слова Русь и его перевод с санскрита (“русья”), означает “святая”, “светлая”. Вообще многие названия рек и мест в северных областях современной России (Вологодская и др.) сохранили санскритские корни и могут быть поняты только при переводе с этого, праиндоевропейского языка. Многие тысячи лет назад древнеславянские и древнеиндийские племена непосредственно соседствовали на одной прародине. В древних индийских книгах приводятся легенды о белом царе, снеге и льде; в славянском и санскритском (древнеиндийском) языках много общих корней. Такие слова, как небо (“набха” – санскр.), огонь (“агни”), деверь (“девер”) и др. понятны без перевода. (См.: Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается // Известия. 1996. 18 апреля; Ахуджа А., Гусева Н. Тайные истоки видимых рек: Проблемы расселения древних славян и арьев // Время искать М., 1990. С. 56-70).

2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 480.

3 Памятники литературы Древней Руси: XI–XII века. М., 1978. С. 398.

4 Памятники литературы Древней Руси: Конец XV – первая половина XVI века.

5 Памятники литературы Древней Руси: Вторая пол. XVI века. М., 1986 С. 97–98.

6 См.: Политическая история России. Хрестоматия: В двух частях. Ч. I // Коваленко В.И.. Медушевский А.Н., Мощелков Е.Н. М., 1995. С. 29–103.

7 Крижанич Ю. Политика. М„ 1997. С. 439.

8 Прокопович Ф. Сочинения. М.; Л., 1961. С. 83.

9 Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979. С. 92.

10 Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве Соч. М., 1951. С. 13–14.

11 Новиков Н.И. Избранные произведения. М.; Л., 1954. С. 373.

12 Радищев А.Н. О самодержастве // Радищев А.Н. Соч. М., 1988. С. 198.

13 См.: Сперанский М.М. Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам // Политическая история России. Хрестоматия. М., 1995. Ч. 2. С. 16–21.

14 См.: Государственная Уставная грамота Российской империи. 1818–1819 гг. // Политическая история России. Хрестоматия М., 1995. Ч, 2. С. 94–129.

15 См.: Пестель П.И. Русская правда // Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Под ред. Г.Ю. Семигина, Л.Н. Алисовой, В.С. Баева и др. Т. 3. Политическая мысль в России. Х – первая половина XIX в. М., 1997. С. 661–667.

16 См.: Муравьев Н.М. Проект Конституции // Антология мировой политической мысли. Т. 3. Политическая мысль в России. С. 668–672.

17 См.: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Антология мировой политической мысли. Т. 3. Политическая мысль в России. X – первая половина XIX в. С. 632–638.

18 Хомяков А.С. О старом и новом // Антология мировой политической мысли. Т. 3. Политическая мысль в России. С. 708.

19 См.: Герцен А.И. Русский народ и социализм // Антология мировой политической мысли. Т. 3. Политическая мысль в России. С. 770–776.

20 См.: Стронин А.И. Политика как наука // Антология мировой политической мысли. Т. 4. Политическая мысль в России. Вторая половина XIX – XX в. С. 117–129.

21 1 марта 1881 г., после восьмой попытки покушения, император России Александр II был убит народовольцами (Желябов А.И.). Попытки Г.А. Лопатина, А.И. Ульянова – старшего брата В.И. Ленина, восстановить деятельность организации после суда над террористами и правительственных репрессий не удалась После провала покушения на Александра III в 1887 г. А.И. Ульянов был повешен в Шлиссельбургской крепости.

22 См.: Бакунин МЛ., Лавров Л-Л„ Ткачев П.Н: Кропоткин П.А. / / Антология мировой политической мысли. Т. 4. Политическая мысль в России. С. 18–211.

23 Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. С. 5–6.

24 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. I. СПб., 1914. С. 189.

25 Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957. С. 90–91.

26 Думы первого (1906) и второго (1907) созывов избирались на основе закона о выборах (11 декабря 1905 г). В его основе лежала сословно-представительская (куриальная) система: от землевладельческой курии один депутат представлял 2 тыс. избирателей, от городской – 7 тыс., от крестьянской – 30 тыс., от рабочей – 90 тыс. К выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50 человек. В результате 2 млн. рабочих лишались избирательного права. Его были также лишены женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Несмотря на очевидные ограничения в представительстве, депутаты Думы первого и второго созывов были настроены критично к правительству и, просуществовав всего по нескольку месяцев (вместо положенных 5 лет), были распущены. Манифест 3 июня 1907 г. “О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу” досрочно прекращал деятельность Думы второго созыва и содержал целый ряд консервативных избирательных норм. По нему один выборщик избирался в землевладельческой курни от 230 человек, вместо 2 тыс., городская курия была разбита на две категории, в первой категории (наиболее состоятельные горожане) один выборщик избирался от 1 тыс. избирателей, а во второй категории – от 15 тыс., в крестьянской курии – от 125 тыс., вместо 90 тыс. и в рабочей курии – от 125 тыс. вместо 90 тыс.

27 См.: Программные документы политических партий России (1905–1917) // Антология мировой политической мысли. Т. 5. Политические документы. С. 187–211.

28 См.: Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном совете. 1906-1911. М., 1991. С. 51–59.

29 Новгородцев П.И. Сочинения М., 1995 С. 388–390.

30 См.: Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

31 Ильин И А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 254.

32 Основные работы: “Что делать?” (1902), “О праве наций на самоопределение” (1914); “Государство и революция” (1917), “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” (1920),“О продналоге”, “Последние письма и статьи” (1921–1923) и др.

33 Ленинская идея нэпа в своеобразной форме была успешно реализована в Китае (80–90-е гг.). Ее инициатором явился Дэн Сяопин, получивший о ней представление в начале 20-х гг. в Москве. Результат – китайский “рыночный социализм” под руководством Коммунистической партии Китая, высокие темпы экономического развития Китая на протяжении более чем двух десятилетий.

34 Информационный бюллетень Российской Ассоциации политической науки. М. 1998. С. 23-24.

35 См.: Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Под ред. Г.Ю. Семигина, Л. Н. Алисовой, А В. Дмитриева и др. Т. 1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция; Т. 2: Зарубежная политическая мысль XX столетия; Т. 3–4: Политическая мысль России; Т. 5: Политические документы. М., 1997.

36 Информация о российских политологах содержится в справочнике “Кто есть Кто в политической науке России” / Отв. ред. В.Н. Иванов. М., 1996.

* См.: История политических и правовых учений / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1997; История политических учений / Отв. ред. О.В. Мартышин. М., 1996; Основы конфликтологии / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев, А.В. Дмитриев. М. 1997; Политическая история России: Хрестоматия / В.И. Коваленко. А.Н. Медушевский. Е.Н. Мощелков. М., 1996; Политология / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1997; Общая и прикладная политология / Отв. ред. В.И. Жуков, Б.И. Краснов. М., 1997; Россия: партии, выборы, власть // Анохин М.Г., Комаровский В.С., Краснов В.Н. и др. М., 1996; Российская политология / Отв. ред. А.И. Кравченко. М., 1995; Белов Г.А. Политология. М., 1997; Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1997; Ильин В.В., Панарин А.С. и др. Философия политики. М., 1994; Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт структурирования политических понятий. М., 1997; Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-XX вв. М., 1995; Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI в. М., 1998; Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997 и др.

** См.: Государственное и муниципальное управление. Справочник Отв. ред. Н.И. Глазунова. М., 1997; Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1997; Политология: Краткий энциклопедический словарь / Отв. ред. И.Д. Коротец. М., 1997; Политология: Энциклопедический словарь / Отв. ред Ю.И. Аверьянов. М., 1993; Политологический словарь: В 2 ч. / Отв. ред. А.А. Миголатьев. М, 1994; Политологический словарь / Отв. ред. В.Ф. Халипов. М, 1995; Федерализм: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.Д. Валентей, Э.В. Алаев. М., 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: