ГОСУДАРСТВО И СФЕРА ТРУДА




 

Государственная политика в сфере занятости и развитии трудовых ресурсов в США имеет давнюю историю. Еще в 1790 г. конгресс США выделил ассигнования на развитие государственного среднего образования. В 1862 г. в соответствии с «законом Моррилла» федеральное правительство выделило каждому штату территории для организации сельскохозяйственных колледжей, ставших впоследствии основой современной системы высшего образования.

С развитием государственно–монополистического капитализма, особенно на фоне кризисных потрясений 20–30–х гг. XX в., государственное регулирование в сфере занятости впервые приобретает заметные масштабы. Это связано с политикой администрации Ф. Рузвельта, которая была инициатором крупных программ общественных работ с целью создания рабочих мест. Были приняты законы о пенсионном страховании и страховании на случай безработицы. В соответствии с законом Вагнера–Пейсера в 1933 г. была создана государственная служба трудоустройства. Все эти меры легли в основу последующего развития государственного регулирования занятости.

Стимулом дальнейшего государственного вмешательства в сферу трудовых ресурсов стала Вторая мировая война. В министерстве обороны США и в гражданских государственных учебных заведениях была развернута подготовка специалистов, прежде всего по военно–техническим профессиям. В 1944 г. был принят специальный Закон о правах военнослужащих, по которому федеральное правительство брало на себя ответственность за подготовку и трудоустройство около 14 тыс. ветеранов войны.

В послевоенный период государственное регулирование рынка рабочей силы становится составной частью общей антициклической политики правительства. В 1946 г. был принят Закон о занятости, обязавший федеральное правительство поддерживать максимальную занятость в стране. С конца 1950–х — начала 1960–х гг. в условиях развернувшейся научно–технической революции перед государственным регулированием в сфере занятости ставятся новые цели — ограничение масштабов безработицы как часть политики экономического роста. Кроме того, декларируется необходимость более активного участия государства в подготовке и переподготовке рабочей силы. В 1960–х и 1970–х гг. в США принимается ряд законодательных актов, призванных сократить уровень безработицы, обеспечить подготовку и переподготовку кадров в связи с новыми требованиями производства. Это, прежде всего, Закон о развитии и подготовке рабочей силы (Manpower Development and Training Act — MDTA). принятый в 1962 г., Всеобщий закон о занятости и подготовке рабочей силы (Comprehensive Employment and Training Act — СЕТА), датированный 1973 г., Закон о полной занятости и сбалансированном росте (закон Хэмфри–Хоукинса). вступивший в действие в 1978 г.

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 1970–х гг.) служили воззрения сторонников активной госу­дарственной политики (кейнсианцы и институционалисты — Р. Гордон. Л. Ульман, С. Левитан). Они исходили из необходимости разработки целевых государственных программ, направленных на конкретные группы рабочей силы, на переобучение и обустройство. Критикуя своих коллег — неоклассиков и монетаристов, они отмечали, что полагаться на совершенство функционирования капиталистического рынка — это опасная иллюзия.

В дальнейшем в 1980–е и 1990–е гг. в экономическом регулировании в США, в том числе и на рынке труда, возобладали концепции сторонников «экономики пред­ложения» (А. Лаффер, Д. Гилдер, Д. Ванниски и др.) и неолибералов (М. Фридман Г. Хайек и др.). Стали превалировать концепции, не связывающие безработицу с недостаточностью совокупного спроса. С одной стороны, безработицу стали трактовать как в значительной степени естественное и добровольное явление, объяснение которому лежит в поведении индивидуумов. С другой – наличие безработицы объясняют высоким уровнем заработной платы и ее «негибкостью». Ставки заработной платы трудящихся растут быстрее, как они считают, чем цены на продукцию компаний, и это приводит к росту издержек производства, препятствует его расширению и, следовательно, не способствует увеличению занятости. Главная вина за это возлагается на профсоюзы, которые добиваются высокой зарплаты. Именно этот подход лег в свое время в основу так называемой кривой Филлипса, которая декларирует обратную связь между инфляцией (как следствием роста зарплаты) и безработицей.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально–экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это дает основания для критики кривой Филлипса, составляющие которой вряд ли можно признать в качестве надежных регуляторов экономики.

Несмотря на концептуальные разногласия, в настоящее время можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда США:

1. программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

2. программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

3. программы содействия найму рабочей силы;

4. программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг — в образовании, медицинском обслуживании, коммунальном хозяйстве, а также в строительстве общественных зданий, сооружений и ремонтно–восстановительных работах). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 1970–х гг. был снижен на 0,8 процентных пункта (далее — п. п.).

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, пытается найти вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации, занимается профессиональной ориентацией безработных, выплачивает пособия.

Основным звеном системы подготовки и переподготовки кадров в США яв­ляются высшая и средняя школа, учебные курсы и центры частных корпорации. Государственная система профессиональной подготовки в стране развита гораздо слабее.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно–кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство и области социального обеспечения, трудовых отношений гражданских прав и т. п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30–х гг. XX в.

Государство также устанавливает минимальный уровень часовой заработной платы. Сейчас на федеральном уровне он составляет 7,25$, однако он варьируется в зависимости от штата.

Основные условия получения пособия по безработице регулируются в США, законодательством, как федеральным, так и на уровне штатом. Максимальный срок его получения составляет 26 недель (в некоторых случаях он может быт продлен еще на 13 недель). Размеры пособий варьируются в разных штатах. Так, минимальное пособие колеблется от 5 до 62 долл. в неделю, максимальное - от 95 до 330 долл. Обычно это пособие составляет от 50 до 70 % средненедельной заработной платы, которую безработный получал на своей последней работе. Несомненно, достаточно высокий средний уровень пособия по безработице — до 900 долл. в месяц – свидетельствует об эффективности системы социальной защиты государством своих безработных граждан. В то же время исследования, проведенные во второй половине 1990–х гг., показывают, что увеличение пособия по безработице одно временно ведет к удлинению ее срока. В частности, рост пособия на 10 п. п., как правило, ведет к увеличению срока пребывания в составе безработных на 1–1,5 недели. Причина, по мнению американских аналитиков, — снижение стимулов к активному поиску работы.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других дис­пропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государство на законодательном уровне способствует преодолению негативных последствий глобализации, связанных, прежде всего, с высвобождением работников вследствие роста импорта или перевода предприятий за рубеж. На это направлены, в частности, федеральные законы и соответствующие программы, но адаптации экономики к международной торговле и специальная программа аналогичной направленности в рамках НАФТА (North American Free Trade Agreement). Эти программы, управляемые министерством труда, предполагают целый набор мер, включая материальную помощь, переподготовку и содействие занятости работников, потерявших работу в результате международной конкуренции. Дополнительная помощь предоставляется в соответствии с новым законом об инвестициях в рабочую силу.

Все перечисленные меры государства позволяют американскому рынку труда гибче реагировать как на развитие новых технологий, так и на растущую эконо­мическую глобализацию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. https://ru.wikipedia.org/

2. https://factfinder2.census.gov/faces/tableservices/jsf/pages/productview.xhtml?pid=ACS_11_1YR_S2401&prodType=table

3. https://factfinder2.census.gov/faces/tableservices/jsf/pages/productview.xhtml?pid=ACS_11_1YR_S2403&prodType=table

4. https://factfinder2.census.gov/faces/tableservices/jsf/pages/productview.xhtml?pid=ACS_11_1YR_S2405&prodType=table

5. https://www.census.gov/

6. https://www.census.gov/hhes/socdemo/education/data/cps/2011/tables.html

7. https://factfinder2.census.gov/faces/tableservices/jsf/pages/productview.xhtml?pid=ACS_11_1YR_S1501&prodType=table

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%A8%D0%90

9. https://www.bls.gov/opub/ted/2011/ted_20111005.htm

10. https://en.wikipedia.org/wiki/Demographics_of_the_United_States#Unemployment_rate

11. https://factfinder2.census.gov/faces/tableservices/jsf/pages/productview.xhtml?pid=ACS_11_1YR_S2002&prodType=table

12. https://www.census.gov/hhes/school/data/cps/2011/tables.html

13. https://www.census.gov/population/foreign/

14. https://www.dollarsandsense.org/archives/2006/0506numbers.pdf

15. https://n.wikipedia.org/wiki/Illegal_immigration_to_the_United_States

16. журнал «США и Канада – ЭПК», № 6, 2006 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: