РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных РАЗДЕЛОВ




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА повышения квалификации

 

«Метафорические ассоциативные карты в психологическом консультировании»

 

по направлению подготовки 37.03.01 Психология

 

 

Разработчик программы:

доцент кафедры психологии ВШППиФК,

к.псх.н., О.Е. Кузнецова

 

 

Согласовано

Директор Высшей школы

___________ Н.Ю. Флотская

 

 

Начальник Управления ДО

___________ А.А. Зайцевская

 

 

Архангельск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы: Метафорические ассоциативные карты (далее – МАК) становятся все более популярными среди специалистов в области практической психологии, поскольку являются эффективным инструментом как индивидуального, так и группового консультирования. На сегодняшний день специалистами-психологами уже разработано большое количество карт, которые могут применяться для решения самых разных задач консультативной практики. Разработка и все более широкое применение МАК требует непрерывного совершенствования технологий и методов работы с ними. Для психолога-консультанта является очень важным знание технологий, методов и техник работы с МАК, умение правильно их отбирать и применять в соответствии с запросом клиента.

Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

- приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 946 «Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология»;

- приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере».

Цель реализации программы:

- совершенствование компетенций специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в области практической психологии, за счет получения знаний и формирования умений по применению МАК в психологическом консультировании;

- формирование соответствующих компетенций у лиц, планирующих осуществлять профессиональную деятельность в области практической психологии, в части использования МАК в психологическом консультировании.

Категория слушателей:

- психологи, педагоги-психологи и иные специалисты в области психологии, имеющие среднее профессиональное или высшее образование;

- студенты старших курсов, осваивающие основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки 37.03.01 Психология, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Планируемые результаты обучения: в результате успешного освоения программы слушатели должны:

усовершенствовать (сформировать) следующие компетенции:

- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания (в соответствии с профессиональным стандартом);

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией (в соответствии с требованиями ФГОС).

уметь:

- использовать базовые техники работы с МАК;

- осуществлять консультирование с применением МАК;

- отбирать и применять техники использования МАК соответственно запросу клиента;

- применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов.

знать:

- основные эмоциональные состояния;

- технологии работы с разными социальными группами;

- психологию зависимости, психологию кризисных состояний, психологию экстремальных ситуаций, психологию горя и утраты, психологию семьи и семейных кризисов, возрастную психологию, психологию беженцев и мигрантов и т.п.;

- проблемы социализации.

Продолжительность обучения: 72 часа, в т.ч. 56 часов – аудиторные занятия, 16 часов – самостоятельная работа.

Форма обучения: очно-заочная (без отрыва от работы).

Календарный учебный график: по 4 часа в день, 2 раза в неделю, в течение 7 недель.

Формы и виды итоговой аттестации: зачет (выполнение творческого задания).

Организационно-педагогические условия:

Материально-технические условия: аудитории для проведения занятий должны быть оснащены мультимедийным оборудованием.

Кадровые условия: программа разработана и реализуется доцентами кафедры психологии ВШППиФК САФУ, имеющими практический опыт применения метафорических карт в психологическом консультировании и имеющими соответствующими сертификаты подготовки в этой области.

учебно-методическое и информационное обеспечение программы: использование раздаточных материалов; все лекционные занятия сопровождаются презентациями и использованием мультимедийного оборудования.

Список учебной литературы

1. Кац Г., Мухаматулина Е.Метафорические карты: руководство для психолога.М.: Генезис, 2014.-160с.

2. Морозовская, Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги.-М.: Генезис, 2014.-168с.

3. Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012

Дополнительная литература:

1. Буравцова Н.В. Ассоциативные карты в психокоррекции отношений привязанности и интимности: алгоритмы, техники, примеры. М. 2016.— 124 с.

2. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. М. 2017. — 200 с.

3. Визит в Зазеркалье: опыт работы с проективными картами в различных областях практической психологии /под ред. Е.Р.Морозовской.- Одесса: Институт проективных карт, 2003.- 64 с.

4. ДмитриеваН.В., Буравцова Н.В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем. М. 2016.— 248 с.

5. ДмитриеваН.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии, М. 2015. — 228 с.

6. Киршке, В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества. -OH Verlag, 2010

 

По окончании программы и успешного прохождения итоговой аттестации слушатели получают удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

При освоении программы параллельно с получением среднего профессионального или высшего образования удостоверение о повышении квалификации выдается одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

 

УЧЕБНЫЙ (УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практ. занятия Самост. работа
  Основы применения МАК в консультировании          
1.1 Понятие метафорические карты и история их возникновения          
1.2 Классификации и типы колод и принципы работы с ними          
1.3 Методические особенности и основные принципы работы психолога и базовые техники работы с МАК          
  МАК при работе с эмоциональными состояниями          
2.1. Основные эмоциональные состояния.          
2.2. Работа с психотравмой          
2.3. МАК со «сложными случаями». Страх, фобии, панические атаки. Техники работы Переживание горя и утраты. Техники работы МАК с чувством вины, депрессией, потерей смысла жизни.          
  МАК при работе с жизненными историями          
3.1 Применение спектрокарт для работы с жизненными историями          
3.2 Вывление представлений о себе и о партнере          
  МАК при работе с архетипами.          
4.1 Архетипы и теневые представления          
4.2 Самоидентичность и моделирование образа Я          
  МАК в семейном консультировании          
5.1 Работа с семейной системой. Исследование личных и семейных границ          
5.2 Работа с семейными кризисами          
5.3 МАК и расстановочные техники          
6. МАК при работе с кризисными состояниями у подростков          
6.1 МАК в работе с Образом-Я у подростков          
6.2 МАК в работе с травмами и кризисными состояниями у подростков "          
  Применение МАК в коучниге          
  Применение МАК в групповой работе и работа с игровыми платформами          
  Итоговая аттестация         Зачет
  Итого          

 

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫучебных РАЗДЕЛОВ

 

1. Введение.

Цель – получение знаний о МАК.

Развиваемые компетенции и умения:

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией.

Краткое содержание: Понятие метафорические карты и история их возникновения. Классификации МАК. Типы колод и принципы работы с ними. Методические особенности и основные принципы работы психолога с МАК. Традиционная схема психологическтго консультирования с применением МАК. Базовые техники работы с МАК.

Формы контроля: не предусмотрена.

 

2. МАК при работе с эмоциональными состояниями.

Цель – развитие умений и навыков по применению техник МАК при работе с эмоциональными состояниями.

Развиваемые компетенции и умения:

- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией.

Краткое содержание: Понятие «эмоциональное состояние». Базовые техники по выявлению текущего эмоционального состояния клиента. Изменение текущего эмоционального состояния. Работа с основными эмоциональными состояниями: обида, гнев, апатия и т.д. Работа с психотравмой. МАК в работе с внутриличностным конфликтом. Страх, фобии, панические атаки. Техники работы МАК со «сложными случаями». Переживание горя и утраты. Техники работы МАК с чувством вины, депрессией, потерей смысла жизни.

Формы контроля: не предусмотрена.

3. МАК при работе с жизненными историями и межличностными отношениями.

Цель – развитие умений и навыков по применению техник МАК при работе с жизненными историями и межличностными отношениями.

Развиваемые компетенции и умения:

- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией.

Краткое содержание: применение спектрокарт для работы с жизненными историями, выявление представлений клиента о себе и о ситуации, определение реальной позиции клиента в ситуации, осознание этой позиции («Я – с разных позиций», «Признание»), работа с самовосприятием и восприятием партнера.

Формы контроля: не предусмотрена.

4. МАК при работе с архетипами.

Цель – развитие умений и навыков по применению техник МАК при работе с архетипами.

Развиваемые компетенции и умения:

- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией.

Краткое содержание: «Архетипы» и «Тени». Определение актуального эмоционального состояния клиента и зоны его ближайшего личностного развития (упражнение «Свет и Тень», «Внутренняя Тень»); работа с теневыми аспектами, осознание и принятие отвергаемых ресурсов и стимулов; работа с самоидентичностью и самовосприятием, моделирование Я-образа клиента.

Формы контроля: не предусмотрена.

 

 

5. МАК в семейном консультировании.

Цель – развитие умений и навыков по применению техник МАК в семейном консультировании.

Развиваемые компетенции и умения:

- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией.

Краткое содержание: Определение истинного запроса клиента относительно взаимоотношений в паре. Исследование своей роли и роли партнера во взаимоотношениях. Работа с семейной системой. Исследование личных и семейных границ. Конфликты в семье и пути их решения. Техники работы МАК с конфликтными ситуациями. Создание личной метафоры для клиента в контексте его запроса по отношениям. Работа с ненормативными семейными кризисами (развод, измена) при помощи МАК. Понимание и преодоление кризисов в отношениях. Техники работы с обидой, неоправданными ожиданиями, ценностями и претензиями. МАК и расстановочные техники.

Формы контроля: не предусмотрена.

6. МАК при работе с при работе с кризисными состояниями у подростков.

Цель – развитие умений и навыков по применению техник МАК при работе с кризисными состояниями у подростков.

Развиваемые компетенции и умения:

- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией.

Краткое содержание: Исследование Я-концепции при помощи МАК. Конструктивные и деструктивные убеждения. Техники работы с ними. «Маски», роли, субличности. Проработка при помощи МАК личных запросов участников. Поиск и раскрытие личностных ресурсов клиента. Самоанализ и МАК. Исследование психической травмы ребенка при помощи МАК. Работа с психологическими защитами и барьерами. Копинг - стратегии и копинг - ресурсы. Ресурсы для эффективной проработки травматического опыта.

Формы контроля: не предусмотрена.

7. МАК в коучинге.

Цель – развитие умений и навыков по применению техник МАК в коучинговой работе.

Развиваемые компетенции и умения:

- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией.

Краткое содержание: Понятие цели и результата. Техника работы с целями SMART. Применение МАК в модели GROW. Техники линия времени, колесо коучинга, нейро-лингвистические уровни (НЛУ), SCORE и другие с применением МАК.

Формы контроля: не предусмотрена.

Модуль 8. МАК в групповой работе и работа с игровыми платформами

Цель – развитие умений и навыков по применению техник МАК в групповой работе и работе с игровыми платформами.

Развиваемые компетенции и умения:

- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных и их интерпретацией.

Краткое содержание: Особенности применения МАК в групповой работе: в тренинге, командообразовании, групповом консультировании. Базовые техники работы с МАК в группе. Знакомство с игровыми платформами. Демонстрационные сессии с игровыми платформами «Полярная звезда» и «Дорога к….»

Формы контроля: не предусмотрена.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

К итоговой аттестации допускаются слушатели, посетившие все занятия. Слушателям, пропустившим более 50% занятий, необходимо подготовиться и ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Понятие метафорические карты и история их возникновения.

2. Классификации МАК.

3. Типы колод и принципы работы с ними.

4. Методические особенности и основные принципы работы психолога.

5. Базовые техники работы с МАК.

6. Базовые техники по выявлению и коррекции текущего эмоционального состояния клиента.

7. МАК в работе с внутриличностным конфликтом.

8. Техники работы МАК со «сложными случаями».

9. Применение стрептокарт при работе с жизненной историей.

10. Работа с образами с применением МАК.

11. Работа С архетипами с применением МАК.

12. Работа с семейной системой. Исследование личных и семейных границ.

13. Конфликты в семье и пути их решения. Техники работы МАК с конфликтными ситуациями.

14. Работа с семейными кризисами при помощи МАК.

15. МАК и расстановочные техники.

16. Исследование Я-концепции подростка при помощи МАК. Конструктивные и деструктивные убеждения. Техники работы с ними.

17. Исследование психической травмы ребенка при помощи МАК.

18. Применение МАК в модели GROW. Техники линия времени, колесо коучинга, нейро-лингвистические уровни (НЛУ), SCORE и другие с применением МАК.

19. Особенности применения МАК в групповой работе: в тренинге, командообразовании, групповом консультировании.

20. Работа с игровыми платформами.

 

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета, состоящего из двух творческих заданий:

1. Разработать презентацию по одной из пройденных тем.

2. Составить план и провести консультативную сессию с «клиентом» с применением МАК.

 

Требования к презентации:

1. Количество слайдов 8-10

2. Соответствие содержания презентации выбранной теме

3. Структурированность материала

Требования к составлению плана и проведению консультативной сессии:

1. Наличие всех необходимых этапов консультативной сессии в плане.

2. Соответствие выбранных техник и колоды ассоциативных карт консультативному запросу.

3. Соблюдение этических принципов консультирования.

 

Критерии оценки: «зачтено» - «не зачтено».

Отметку «зачтено» получает слушатель, который выполнил все задания правильно, корректно, без ошибок.

Отметку «не зачтено» получает слушатель, который не выполнил хотя бы одного из перечисленных заданий или выполнил задания с ошибками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: