КУРС ЛЕЧЕБНЫЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ




КУРС ЛЕЧЕБНЫЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ

Время проведения занятий: 1-5 сентября 2020 г. (1 занятие – 2 ч.)

Задания для самостоятельной (аудиторной) работы

Тема занятия: Оценка информации с точки зрения её значимости: основная и дублирующая информация

Грамматический модуль: Образование и функционирование причастий. Повторение.

Учебно-методическое-обеспечение: Обучение компрессии и реферированию текстов по специальности. Учебное пособие для иностранных студентов. РИЦ ТГМА, Тверь. – 2016. с.10-22

План занятия:

1. Письменно выполнить задания в тестовой форме «Образование и функционирование причастий» (1-30)

2. Прочитайте теоретический материал по данной теме (Рубрика «Обратите внимание»)

2. Устно выполните задание 1, 2. Внимательно прочитайте рубрику «Обратите внимание» после упражнения.

3. Письменно выполните задания 3, 4,5. После каждого задания внимательно изучайте рубрику «Обратите внимание»

 

Задания для самостоятельной (домашней) работы:

(должно быть выполнено и отправлено к 14 – 19 сентября)

1. Письменно выполните задание 6 (текст 1)

 

 

Задания в тестовой форме

Выберите один правильный ответ

 

1. ФЕРМЕНТНЫЕ ПРЕПАРАТЫ, … ПРОЦЕССЫПИЩЕВАРЕНИЯ, НАДО ПРИНИМАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.

1) улучшающих

2) улучшающие

3) улучшающим

4) улучшающими

2. БЕЗЫГОЛЬНЫЕ ИНЪЕКТОРЫ, … В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, ПОЗВОЛЯЮТ ВВЕСТИ ЛЕКАРСТВО БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИГЛЫ.

1) применяемые

2) применяемых

3) применяемым

4) применяемыми

 

3. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, … ВНУТРИМЫШЕЧНО, ВСАСЫВАЮТСЯ БЫСТРЕЕ.

1) введенные

2) введенных

3) введенным

4) введенными

 

4. КУПИРОВАНИЕ ОДЫШКИ ЗАВИСИТ ОТ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ, … ЕЁ.

1) вызвавшая

2) вызвавшей

3) вызвавшую

4) вызвавшего

 

5. МНОГИЕ ВЕНЫИМЕЮТ КАРМАНООБРАЗНЫЕ КЛАПАНЫ, … КРОВИ ТЕЧЬ В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ.

1) не позволяющих

2) не позволяющие

3) не позволяющим

4) не позволяющими

 

 

6. ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО, … В КЛЕТКУ ВМЕСТЕ С ВОДОЙ, ПЕРЕВАРИВАЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ФЕРМЕНТОВ.

1) попавшее

2) попавших

3) попавшему

4) попавшего

 

7. ПАЦИЕНТ БЛАГОДАРЕН ВРАЧУ, … ЕГО ЖИЗНЬ.

1) спасший

2) спасшего

3) спасшему

4) о спасшем

 

8. ЗАПАХ ПОТА СОЗДАЮТ БАКТЕРИИ, … НА КОЖЕ.

1) живущие

2) живущим

3) живущему

4) живущими

 

9. УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ, ЧТО ЧАЩЕ ВСЕГО МОСКИТЫКУСАЮТ ЛЮДЕЙ, … БАНАН.

1) съевшие

2) съевших

3) съевшим

4) съевшими

 

10. ЛЕЙКОЦИТЫЗАЩИЩАЮТ ОРГАНИЗМ ОТ МИКРООРГАНИЗМОВ, … В КРОВЬ И ТКАНИ.

1) проникающих

2) проникающие

3) проникающим

4) проникающими

 

11. ЛЕЧЕБНУЮ СЫВОРОТКУ ПОЛУЧАЮТ ИЗ ПЛАЗМЫКРОВИ ЛЮДЕЙ ИЛИ ЖИВОТНЫХ, … ИНФЕКЦИОННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ.

1) перенесшие

2) перенесших

3) перенесшим

4) перенесшими

 

12. НЕЙРОНЫ– ЭТО ОДНОЯДЕРНЫЕ КЛЕТКИ, … ИЗ АКСОНОВ И ДЕНДРИТОВ.

1) состоящие

2) состоящих

3) состоящим

4) состоящими

 

13. МНОГИЕ ВИТАМИНЫ… СИНТЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ.

1) получены

2) полученные

 

14. НЕРВНАЯ СИСТЕМА СОСТОИТ ИЗ НЕРВНОЙ ТКАНИ, … НЕРВНЫМИ КЛЕТКАМИ.

1) образована

2) образованной

 

15. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА … КРОВЬЮ, ТКАНЕВОЙ ЖИДКОСТЬЮ И ЛИМФОЙ.

1) образована

2) образованная

 

16. ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ ЛЁГКОЕ … ОБОЛОЧКОЙ.

1) покрыты

2) покрытые

 

17. СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА ГОРТАНИ И ТРАХЕИ … МЕРЦАТЕЛЬНЫМ ЭПИТЕЛИЕМ.

1) покрыта

2) покрытая

 

18. ВОСПАЛЕНИЕ … ФИЗИЧЕСКИМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ.

1) вызвано

2) вызванное

 

19. МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ ЕЩЁ НЕДОСТАТОЧНО ….

1) изучен

2) изученный

 

20. ГЛОТКА – ЭТО МЫШЕЧНАЯ ТРУБКА, … ВПЕРЕДИ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ.

1) расположена

2) расположенная

 

21. ВЕЩЕСТВА, … ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ДОСТАВЛЯЮТСЯ С ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ.

1) необходимы

2) необходимые

 

22.ЯЗЫК … ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТЫМИ МЫШЦАМИ.

1) образован

2) образованный

 

23. РОТОВАЯ ЩЕЛЬ … ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ ГУБОЙ.

1) ограничена

2) ограниченная

 

24. БЕЛКИ, ЖИРЫИ УГЛЕВОДЫНЕДОСТАТОЧНО … В КЛЕТКАХ.

1) окисляются

2) окисляемые

3) окисляющие

 

25. ПРОДУКТЫОКИСЛЕНИЯ, … В КРОВИ, СТАНОВЯТСЯ ТОКСИНАМИ.

1) накапливаемые

2) накапливающиеся

3) которые накапливают

 

26. ГОРМОНЫ, … ПЕРЕДНЕЙ ДОЛЕЙ ГИПОФИЗА, ВЛИЯЮТ НА РОСТ ЧЕЛОВЕКА.

1) выделяемые

2) выделяющие

3) которые выделяют

 

27. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ:

1) достичь

2) выделять

3) находиться

4) выполнить

28. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ:

1) состоять

2) утратить

3) переходить

4) расположиться

 

29.СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ:

1) жить

2) делать

3) собрать

4) оперировать

 

 

30. СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ:

 

1) открыть

2) смотреть

3) вылечить

4) раскрыться

 

 

Оценка информации с точки зрения её значимос­ти: основная и дублирующая информация

Обратите внимание: Дублирование информации состоит в повторении уже переданной информации другими языковыми средствами, т.е. «то же самое, но другими словами».

Сигналами дублирующей информации в предложении могут быть сло­ва или, то есть (т.е.), иными словами, другими словами, иначе говоря и т.д. Например: а) Ферменты, или живые биологические катализато­ры, стали применяться в промышленности сравнительно недавно, б) Белки могут проявлять как кислые, так и щелочные свойства, иными пловами, белки обладают амфотерностью.

Дублирующая информация может выделяться специальными знаками: тире (—), двоеточие (:). Например: а) Признаком артериальной гипе­ремии — состояния повышенного кровонаполнения органа или ткани — является покраснение гиперемированного участка, б) У людей мо­жет наблюдаться гиперсаливация: повышенное слюноотделение.

Задание 1

В данных предложениях найдите основную и дублирующую ин­формации. Определите сигналы дублирующей информации.

1. Для получения пассивной кожной анафилаксии здоровой морской свин­ке вводят антитела: сыворотку сенсибилизированного животного.

2. К аллергическим реакциям замедленного типа относится большая группа реакций и заболеваний, возникающих в результате повреж­дения клеток и тканей аутоаллергенами, другими словами, аллерге­нами, возникающими в самом организме.

3. Туберкулёз может или ограничиваться первичным комплексом на всю жизнь, или болезнь разовьётся в острый милиарный туберкулёз, т.е. скоротечную чахотку.

4. Биопсия, или прижизненное иссечение тканей для микроскопическо­го исследования, позволяет с большей точностью диагностировать патологический процесс.

5. Перкуссия — постукивание по зубу — применяется для определения состояния периодонта.

6. Пальпация, или ощупывание, применяется как клинический метод исследования при помощи осязания с целью изучения физических свойств и чувствительности тканей и органов.

 

Обратите внимание: Кроме дублирующей, в предложении может быть уточ­няющая информация, например: Врач-стоматолог должен помнить, что нарушение различных функций полости рта: афферентносекреторной, моторной, всасывательной — может быть обусловлено местными фак­торами, заболеваниями периферических нервов, а также поражением центральных мозговых структур.

В таких предложениях выражаются отношения между словом с широ­ким значением и словами, конкретизирующими это значение. В нашем примере обобщённое название различных функций, слова-конкретезаторы — афферентносекреторной, моторной, всасывательной. К уточ­няющей информации можно поставить вопросы: какие именно? что именно?

Компрессия уточняющей информации, как правило, нежелательна. Однако это может зависеть от объема знаний реферирующего и, сле­довательно, от его решения.

Задание 2

Определите дублирующую и уточняющую информацию; где воз­можно, сократите предложения.

1. Выделяют минимальную токсическую дозу препарата, иначе говоря, минимальное количество вещества, вызывающее явление отравления.

2. В продромальном периоде болезни выявляются первые признаки за­болевания, носящие неспецифический характер: общее недомога­ние, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д.

3. Нередко повышенная стираемость зубов встречается при ряде эн­докринных расстройств — нарушении функции щитовидной, пара­щитовидных желез, гипофиза и др.

4. Происходят выраженные изменения в пульпе: уменьшение количе­ства одонтобластов, их вакуолизация, сетчатая атрофия.

5. Известный врач древности Парацельс говорил, что действие веще­ства определяет доза, то есть количество вещества, которое вводит­ся в организм.

6. Степень выраженности цианоза бывает различной: от едва заметной синюшности до тёмно-синей окраски.

Задание 3

Прочитайте тексты, определите типы информации. Где возмож­но, сократите их, сбросив дублирующую информацию. Полученный вариант текста запишите.

1. Соединительная ткань зуба создаёт и поддерживает условия для вы­полнения основной деятельности специфическими клетками. Пульпа зуба представлена рыхлой соединительной тканью, богатой клетка­ми и межклеточным веществом, т.е. волокнистыми структурами — коллагеновыми и преколлагеновыми волокнами. При этом эластич­ность волокон здесь не обнаружена. Пульпа зуба заполняет полость зуба в области корня и в области коронки, в области же верхушечно­го отверстия она постепенно переходит в ткань перицемента (перио­донта).

2. Под функциональной подвижностью, или лабильностью, Н.Е. Введенский понимал большую или меньшую скорость тех элементарных ре­акций, которыми сопровождаются физиологическая деятельность данного аппарата. Основным в данном представлении является то, что каждая возбудимая ткань характеризуется определённой дли­тельностью развития возбуждений во времени, т.е. скоростью, с которой она успевает закончить полный период отдельного возбуж­дения.

3. Сужение зрачка происходит при определённых условиях: при уси­лении освещения сетчатки, при рассматривании близких предме­тов, во сне. Кроме этого, сужение зрачка вызывают фармакологи­ческие вещества — физистигмин, пилокарпин, мускарин, ацетилхолин, эзерин, т.е. препараты, оказывающие такое же влияние, как парасимпатическая иннервация. Другие же препараты — атропин и адреналин — расширяют зрачок. Атропин расширяет зрачок вслед­ствие блокирования холинорецепторов, адреналин — вследствие стимуляции адренорецепторов радиальной мышцы радужной обо­лочки глаза.

Обратите внимание: Дублирующая информация может быть не только в рамках отдельного предложения, но и в пределах микротекста. Однако дублирование здесь имеет несколько иной характер: оно создается тематической общностью компонентов текста и выражается повтором одного и того же слова-темы или словами заместителями, например:

1. Фармакогенетика изучает влияние препаратов на генетические факторы организма. Фаомакогенетика является основой индиви­дуальной фармакологии.

2. Метоксифлуоан является фторсодержащим соединением. Этот препарат относится к наиболее активным средствам для наркоза.

3. Синапс в отличие от нервного волокна обладает односторонней проводимостью. Эта особенность объясняет отсутствие переда­чи возбуждения с мышцы на нерв.

При сокращении текста снимается тематический повтор, а информа­ция оформляется одним предложением при помощи союзов и, а, что, который и др. Сравните сокращённые варианты данных выше микро­текстов:

1. Фармакогенетика изучает влияние препаратов на генетические факторы организма и является основой индивидуальной фарма­кологии.

2. Метоксифлуран является фторсодержащим соединением и поэто­му относится к наиболее активным средствам для наркоза.

3. Синапс в отличие от нервного волокна обладает односторонней проводимостью, что объясняет отсутствие передачи возбуждения с мышц на нервы.

Задание 4

Прочитайте микротексты. Укажите слово-тему и его заменитель или повтор. Трансформируйте микротексты, используя союзы И, КОТОРЫЙ .

1. Кокаин стимулирует центры продолговатого мозга (дыхательный, сосудодвигательный, центр рвоты). Этот анестетик при резорбтивном действии может изменить функциональное состояние головного мозга.

2. Морфин угнетает кашлевой центр, уменьшает рефлексы дыхатель­ных путей. Кроме того, он оказывает действие и на желудочно-ки­шечный тракт.

3. Для инфильтрационной и проводниковой анестезии используют тримекаин. Это соединение сходно по структуре с новокаином. Он в 2-3 раза активнее новокаина, но несколько токсичнее его. Этот препа­рат действует более продолжительно, чем новокаин. Тримекаин не раздражает ткани.

4. Нервная система состоит из нервных клеток. Эти нервные клетки на­зываются нейронами.

5. Дигитоксин выделяется преимущественно в виде метаболитов и конъюгантов. Дигитоксин — лишь в небольшой части подвергается хими­ческим превращениям.

6. Токсичность пенициллина низкая, широта терапевтического действия большая. Основные побочные эффекты пенициллина относятся к ал­лергическим реакциям. Они связаны с образованием в организме антител. Чаще всего аллергические реакции возникают при паренте­ральном введении пенициллинов, обычно через несколько дней пос­ле начала их применения.

Обратите внимание: При компрессии текста с дублирующей информацией информация второго предложения может включаться в первое в виде причастного или деепричастного оборота или синонимического соче­тания, например:

1. В живом организме имеются активаторы. Они повышают скорость ферментативной реакции. => В живом организме имеются актива­торы, повышающие скорость ферментативной реакции.

2. Ферменты играют важную роль во всех процессах жизнедеятель­ности. Они направляют и регулируют обмен веществ. => Фермен­ты, направляя и регулируя обмен веществ, играют важную роль во всех процессах жизнедеятельности.

3. У морских млекопитающих обнаружено высокое содержание миоглобина. Миоглобин — это дыхательный пигмент мышечной тка­ни, создающий запасы кислорода в мышцах. => У морских млеко­питающих обнаружено высокое содержание миоглобина — дыха­тельного пигмента мышечной ткани, создающего запасы кисло­рода в мышцах.

Задание 5

Трансформируйте данные микротексты, включив информацию одного предложения в другое в виде причастного оборота. Обратите внимание на выбор формы рода, числа и падежа причастия.

1. Организм человека представляет собой сложную, высокоорганизо­ванную систему. Эта система состоит из связанных между собой органов и систем.

2. Анатомически нервный центр представляет собой совокупность ней­ронов. Они расположены в определённом отделе мозга и необходи­мы для осуществления определённого рефлекса.

3. В коре дуба содержится значительное количество дубильных веществ. Эти вещества обеспечивают вяжущее действие соответствующего отвара.

4. К эфирным маслам относится масло терпентинное. Его получают пу­тём перегонки живицы из сосны обыкновенной.

5. Рецепторы, слизистой оболочки рта являются источником рефлексов. Эти рецепторы влияют на секреторную и моторную деятельность пи­щеварительного тракта.

6. Тактильная рецепция слизистой оболочки рта является частью сома­тосенсорного анализатора и представлена рецепторами прикосно­вения и давления. Эти рецепторы находятся в строгой функциональ­ной взаимосвязи с механорецепторами пародонта и с проприорецепторами жевательных мышц.

7. Возбуждение от норицепторов слизистой оболочки рта, рецепторов периодонта, языка и пульпы зуба проводится по нервным волокнам. Эти волокна относятся к группам А и С.

8. При обезболивании в стоматологии используется один из немедика­ментозных методов — электроакупунктура. Он основан на принципе рефлекторного воздействия на больной орган посредством раздра­жения периферических биологически активных точек.

Задание 6

Прочитайте внимательно микротекст; определите в нем фактог­рафическую, оценочную и дублирующую информацию. Используя все известные вам способы, сократите текст, полученный вариант за­пишите.

Текст 1

При возникновении коркового невроза сосудодвигательный центр при­ходит в состояние патологического доминантного возбуждения, из-за чего возникает спазм периферических сосудов, усилению этого спазма способ­ствует повышенный выброс в кровь катехоламинов. Катехоламины воздей­ствуют непосредственно на ткань. Они усиливают распад в клетках богатых энергией фосфорных соединений, т.е. вызывают энергетическое истоще­ние тканей. В результате нарушаются обменные процессы в сосудистой стенке. Эти нарушения приводят к повышению проницаемости стенок, а также к возникновению целого ряда изменений. Они в дальнейшем будут способствовать отложению в сосудистой стенке жиробелкового детрита. Таким образом, неврогенный фактор готовит сосудистую стенку к разви­тию атеросклеротического процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: