КУРС ЛЕЧЕБНЫЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ
Время проведения занятий: 1-5 сентября 2020 г. (1 занятие – 2 ч.)
Задания для самостоятельной (аудиторной) работы
Тема занятия: Оценка информации с точки зрения её значимости: основная и дублирующая информация
Грамматический модуль: Образование и функционирование причастий. Повторение.
Учебно-методическое-обеспечение: Обучение компрессии и реферированию текстов по специальности. Учебное пособие для иностранных студентов. РИЦ ТГМА, Тверь. – 2016. с.10-22
План занятия:
1. Письменно выполнить задания в тестовой форме «Образование и функционирование причастий» (1-30)
2. Прочитайте теоретический материал по данной теме (Рубрика «Обратите внимание»)
2. Устно выполните задание 1, 2. Внимательно прочитайте рубрику «Обратите внимание» после упражнения.
3. Письменно выполните задания 3, 4,5. После каждого задания внимательно изучайте рубрику «Обратите внимание»
Задания для самостоятельной (домашней) работы:
(должно быть выполнено и отправлено к 14 – 19 сентября)
1. Письменно выполните задание 6 (текст 1)
Задания в тестовой форме
Выберите один правильный ответ
1. ФЕРМЕНТНЫЕ ПРЕПАРАТЫ, … ПРОЦЕССЫПИЩЕВАРЕНИЯ, НАДО ПРИНИМАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.
1) улучшающих
2) улучшающие
3) улучшающим
4) улучшающими
2. БЕЗЫГОЛЬНЫЕ ИНЪЕКТОРЫ, … В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, ПОЗВОЛЯЮТ ВВЕСТИ ЛЕКАРСТВО БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИГЛЫ.
1) применяемые
2) применяемых
3) применяемым
4) применяемыми
3. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, … ВНУТРИМЫШЕЧНО, ВСАСЫВАЮТСЯ БЫСТРЕЕ.
1) введенные
2) введенных
3) введенным
4) введенными
4. КУПИРОВАНИЕ ОДЫШКИ ЗАВИСИТ ОТ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ, … ЕЁ.
|
1) вызвавшая
2) вызвавшей
3) вызвавшую
4) вызвавшего
5. МНОГИЕ ВЕНЫИМЕЮТ КАРМАНООБРАЗНЫЕ КЛАПАНЫ, … КРОВИ ТЕЧЬ В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ.
1) не позволяющих
2) не позволяющие
3) не позволяющим
4) не позволяющими
6. ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО, … В КЛЕТКУ ВМЕСТЕ С ВОДОЙ, ПЕРЕВАРИВАЕТСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ФЕРМЕНТОВ.
1) попавшее
2) попавших
3) попавшему
4) попавшего
7. ПАЦИЕНТ БЛАГОДАРЕН ВРАЧУ, … ЕГО ЖИЗНЬ.
1) спасший
2) спасшего
3) спасшему
4) о спасшем
8. ЗАПАХ ПОТА СОЗДАЮТ БАКТЕРИИ, … НА КОЖЕ.
1) живущие
2) живущим
3) живущему
4) живущими
9. УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ, ЧТО ЧАЩЕ ВСЕГО МОСКИТЫКУСАЮТ ЛЮДЕЙ, … БАНАН.
1) съевшие
2) съевших
3) съевшим
4) съевшими
10. ЛЕЙКОЦИТЫЗАЩИЩАЮТ ОРГАНИЗМ ОТ МИКРООРГАНИЗМОВ, … В КРОВЬ И ТКАНИ.
1) проникающих
2) проникающие
3) проникающим
4) проникающими
11. ЛЕЧЕБНУЮ СЫВОРОТКУ ПОЛУЧАЮТ ИЗ ПЛАЗМЫКРОВИ ЛЮДЕЙ ИЛИ ЖИВОТНЫХ, … ИНФЕКЦИОННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ.
1) перенесшие
2) перенесших
3) перенесшим
4) перенесшими
12. НЕЙРОНЫ– ЭТО ОДНОЯДЕРНЫЕ КЛЕТКИ, … ИЗ АКСОНОВ И ДЕНДРИТОВ.
1) состоящие
2) состоящих
3) состоящим
4) состоящими
13. МНОГИЕ ВИТАМИНЫ… СИНТЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ.
1) получены
2) полученные
14. НЕРВНАЯ СИСТЕМА СОСТОИТ ИЗ НЕРВНОЙ ТКАНИ, … НЕРВНЫМИ КЛЕТКАМИ.
1) образована
2) образованной
15. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА … КРОВЬЮ, ТКАНЕВОЙ ЖИДКОСТЬЮ И ЛИМФОЙ.
1) образована
2) образованная
16. ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ ЛЁГКОЕ … ОБОЛОЧКОЙ.
1) покрыты
2) покрытые
17. СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА ГОРТАНИ И ТРАХЕИ … МЕРЦАТЕЛЬНЫМ ЭПИТЕЛИЕМ.
1) покрыта
2) покрытая
|
18. ВОСПАЛЕНИЕ … ФИЗИЧЕСКИМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ.
1) вызвано
2) вызванное
19. МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ ЕЩЁ НЕДОСТАТОЧНО ….
1) изучен
2) изученный
20. ГЛОТКА – ЭТО МЫШЕЧНАЯ ТРУБКА, … ВПЕРЕДИ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ.
1) расположена
2) расположенная
21. ВЕЩЕСТВА, … ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ДОСТАВЛЯЮТСЯ С ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ.
1) необходимы
2) необходимые
22.ЯЗЫК … ПОПЕРЕЧНО-ПОЛОСАТЫМИ МЫШЦАМИ.
1) образован
2) образованный
23. РОТОВАЯ ЩЕЛЬ … ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ ГУБОЙ.
1) ограничена
2) ограниченная
24. БЕЛКИ, ЖИРЫИ УГЛЕВОДЫНЕДОСТАТОЧНО … В КЛЕТКАХ.
1) окисляются
2) окисляемые
3) окисляющие
25. ПРОДУКТЫОКИСЛЕНИЯ, … В КРОВИ, СТАНОВЯТСЯ ТОКСИНАМИ.
1) накапливаемые
2) накапливающиеся
3) которые накапливают
26. ГОРМОНЫ, … ПЕРЕДНЕЙ ДОЛЕЙ ГИПОФИЗА, ВЛИЯЮТ НА РОСТ ЧЕЛОВЕКА.
1) выделяемые
2) выделяющие
3) которые выделяют
27. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ:
1) достичь
2) выделять
3) находиться
4) выполнить
28. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ:
1) состоять
2) утратить
3) переходить
4) расположиться
29.СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ:
1) жить
2) делать
3) собрать
4) оперировать
30. СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ:
1) открыть
2) смотреть
3) вылечить
4) раскрыться
Оценка информации с точки зрения её значимости: основная и дублирующая информация
Обратите внимание: Дублирование информации состоит в повторении уже переданной информации другими языковыми средствами, т.е. «то же самое, но другими словами».
|
Сигналами дублирующей информации в предложении могут быть слова или, то есть (т.е.), иными словами, другими словами, иначе говоря и т.д. Например: а) Ферменты, или живые биологические катализаторы, стали применяться в промышленности сравнительно недавно, б) Белки могут проявлять как кислые, так и щелочные свойства, иными пловами, белки обладают амфотерностью.
Дублирующая информация может выделяться специальными знаками: тире (—), двоеточие (:). Например: а) Признаком артериальной гиперемии — состояния повышенного кровонаполнения органа или ткани — является покраснение гиперемированного участка, б) У людей может наблюдаться гиперсаливация: повышенное слюноотделение.
Задание 1
В данных предложениях найдите основную и дублирующую информации. Определите сигналы дублирующей информации.
1. Для получения пассивной кожной анафилаксии здоровой морской свинке вводят антитела: сыворотку сенсибилизированного животного.
2. К аллергическим реакциям замедленного типа относится большая группа реакций и заболеваний, возникающих в результате повреждения клеток и тканей аутоаллергенами, другими словами, аллергенами, возникающими в самом организме.
3. Туберкулёз может или ограничиваться первичным комплексом на всю жизнь, или болезнь разовьётся в острый милиарный туберкулёз, т.е. скоротечную чахотку.
4. Биопсия, или прижизненное иссечение тканей для микроскопического исследования, позволяет с большей точностью диагностировать патологический процесс.
5. Перкуссия — постукивание по зубу — применяется для определения состояния периодонта.
6. Пальпация, или ощупывание, применяется как клинический метод исследования при помощи осязания с целью изучения физических свойств и чувствительности тканей и органов.
Обратите внимание: Кроме дублирующей, в предложении может быть уточняющая информация, например: Врач-стоматолог должен помнить, что нарушение различных функций полости рта: афферентносекреторной, моторной, всасывательной — может быть обусловлено местными факторами, заболеваниями периферических нервов, а также поражением центральных мозговых структур.
В таких предложениях выражаются отношения между словом с широким значением и словами, конкретизирующими это значение. В нашем примере обобщённое название различных функций, слова-конкретезаторы — афферентносекреторной, моторной, всасывательной. К уточняющей информации можно поставить вопросы: какие именно? что именно?
Компрессия уточняющей информации, как правило, нежелательна. Однако это может зависеть от объема знаний реферирующего и, следовательно, от его решения.
Задание 2
Определите дублирующую и уточняющую информацию; где возможно, сократите предложения.
1. Выделяют минимальную токсическую дозу препарата, иначе говоря, минимальное количество вещества, вызывающее явление отравления.
2. В продромальном периоде болезни выявляются первые признаки заболевания, носящие неспецифический характер: общее недомогание, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д.
3. Нередко повышенная стираемость зубов встречается при ряде эндокринных расстройств — нарушении функции щитовидной, паращитовидных желез, гипофиза и др.
4. Происходят выраженные изменения в пульпе: уменьшение количества одонтобластов, их вакуолизация, сетчатая атрофия.
5. Известный врач древности Парацельс говорил, что действие вещества определяет доза, то есть количество вещества, которое вводится в организм.
6. Степень выраженности цианоза бывает различной: от едва заметной синюшности до тёмно-синей окраски.
Задание 3
Прочитайте тексты, определите типы информации. Где возможно, сократите их, сбросив дублирующую информацию. Полученный вариант текста запишите.
1. Соединительная ткань зуба создаёт и поддерживает условия для выполнения основной деятельности специфическими клетками. Пульпа зуба представлена рыхлой соединительной тканью, богатой клетками и межклеточным веществом, т.е. волокнистыми структурами — коллагеновыми и преколлагеновыми волокнами. При этом эластичность волокон здесь не обнаружена. Пульпа зуба заполняет полость зуба в области корня и в области коронки, в области же верхушечного отверстия она постепенно переходит в ткань перицемента (периодонта).
2. Под функциональной подвижностью, или лабильностью, Н.Е. Введенский понимал большую или меньшую скорость тех элементарных реакций, которыми сопровождаются физиологическая деятельность данного аппарата. Основным в данном представлении является то, что каждая возбудимая ткань характеризуется определённой длительностью развития возбуждений во времени, т.е. скоростью, с которой она успевает закончить полный период отдельного возбуждения.
3. Сужение зрачка происходит при определённых условиях: при усилении освещения сетчатки, при рассматривании близких предметов, во сне. Кроме этого, сужение зрачка вызывают фармакологические вещества — физистигмин, пилокарпин, мускарин, ацетилхолин, эзерин, т.е. препараты, оказывающие такое же влияние, как парасимпатическая иннервация. Другие же препараты — атропин и адреналин — расширяют зрачок. Атропин расширяет зрачок вследствие блокирования холинорецепторов, адреналин — вследствие стимуляции адренорецепторов радиальной мышцы радужной оболочки глаза.
Обратите внимание: Дублирующая информация может быть не только в рамках отдельного предложения, но и в пределах микротекста. Однако дублирование здесь имеет несколько иной характер: оно создается тематической общностью компонентов текста и выражается повтором одного и того же слова-темы или словами заместителями, например:
1. Фармакогенетика изучает влияние препаратов на генетические факторы организма. Фаомакогенетика является основой индивидуальной фармакологии.
2. Метоксифлуоан является фторсодержащим соединением. Этот препарат относится к наиболее активным средствам для наркоза.
3. Синапс в отличие от нервного волокна обладает односторонней проводимостью. Эта особенность объясняет отсутствие передачи возбуждения с мышцы на нерв.
При сокращении текста снимается тематический повтор, а информация оформляется одним предложением при помощи союзов и, а, что, который и др. Сравните сокращённые варианты данных выше микротекстов:
1. Фармакогенетика изучает влияние препаратов на генетические факторы организма и является основой индивидуальной фармакологии.
2. Метоксифлуран является фторсодержащим соединением и поэтому относится к наиболее активным средствам для наркоза.
3. Синапс в отличие от нервного волокна обладает односторонней проводимостью, что объясняет отсутствие передачи возбуждения с мышц на нервы.
Задание 4
Прочитайте микротексты. Укажите слово-тему и его заменитель или повтор. Трансформируйте микротексты, используя союзы И, КОТОРЫЙ .
1. Кокаин стимулирует центры продолговатого мозга (дыхательный, сосудодвигательный, центр рвоты). Этот анестетик при резорбтивном действии может изменить функциональное состояние головного мозга.
2. Морфин угнетает кашлевой центр, уменьшает рефлексы дыхательных путей. Кроме того, он оказывает действие и на желудочно-кишечный тракт.
3. Для инфильтрационной и проводниковой анестезии используют тримекаин. Это соединение сходно по структуре с новокаином. Он в 2-3 раза активнее новокаина, но несколько токсичнее его. Этот препарат действует более продолжительно, чем новокаин. Тримекаин не раздражает ткани.
4. Нервная система состоит из нервных клеток. Эти нервные клетки называются нейронами.
5. Дигитоксин выделяется преимущественно в виде метаболитов и конъюгантов. Дигитоксин — лишь в небольшой части подвергается химическим превращениям.
6. Токсичность пенициллина низкая, широта терапевтического действия большая. Основные побочные эффекты пенициллина относятся к аллергическим реакциям. Они связаны с образованием в организме антител. Чаще всего аллергические реакции возникают при парентеральном введении пенициллинов, обычно через несколько дней после начала их применения.
Обратите внимание: При компрессии текста с дублирующей информацией информация второго предложения может включаться в первое в виде причастного или деепричастного оборота или синонимического сочетания, например:
1. В живом организме имеются активаторы. Они повышают скорость ферментативной реакции. => В живом организме имеются активаторы, повышающие скорость ферментативной реакции.
2. Ферменты играют важную роль во всех процессах жизнедеятельности. Они направляют и регулируют обмен веществ. => Ферменты, направляя и регулируя обмен веществ, играют важную роль во всех процессах жизнедеятельности.
3. У морских млекопитающих обнаружено высокое содержание миоглобина. Миоглобин — это дыхательный пигмент мышечной ткани, создающий запасы кислорода в мышцах. => У морских млекопитающих обнаружено высокое содержание миоглобина — дыхательного пигмента мышечной ткани, создающего запасы кислорода в мышцах.
Задание 5
Трансформируйте данные микротексты, включив информацию одного предложения в другое в виде причастного оборота. Обратите внимание на выбор формы рода, числа и падежа причастия.
1. Организм человека представляет собой сложную, высокоорганизованную систему. Эта система состоит из связанных между собой органов и систем.
2. Анатомически нервный центр представляет собой совокупность нейронов. Они расположены в определённом отделе мозга и необходимы для осуществления определённого рефлекса.
3. В коре дуба содержится значительное количество дубильных веществ. Эти вещества обеспечивают вяжущее действие соответствующего отвара.
4. К эфирным маслам относится масло терпентинное. Его получают путём перегонки живицы из сосны обыкновенной.
5. Рецепторы, слизистой оболочки рта являются источником рефлексов. Эти рецепторы влияют на секреторную и моторную деятельность пищеварительного тракта.
6. Тактильная рецепция слизистой оболочки рта является частью соматосенсорного анализатора и представлена рецепторами прикосновения и давления. Эти рецепторы находятся в строгой функциональной взаимосвязи с механорецепторами пародонта и с проприорецепторами жевательных мышц.
7. Возбуждение от норицепторов слизистой оболочки рта, рецепторов периодонта, языка и пульпы зуба проводится по нервным волокнам. Эти волокна относятся к группам А и С.
8. При обезболивании в стоматологии используется один из немедикаментозных методов — электроакупунктура. Он основан на принципе рефлекторного воздействия на больной орган посредством раздражения периферических биологически активных точек.
Задание 6
Прочитайте внимательно микротекст; определите в нем фактографическую, оценочную и дублирующую информацию. Используя все известные вам способы, сократите текст, полученный вариант запишите.
Текст 1
При возникновении коркового невроза сосудодвигательный центр приходит в состояние патологического доминантного возбуждения, из-за чего возникает спазм периферических сосудов, усилению этого спазма способствует повышенный выброс в кровь катехоламинов. Катехоламины воздействуют непосредственно на ткань. Они усиливают распад в клетках богатых энергией фосфорных соединений, т.е. вызывают энергетическое истощение тканей. В результате нарушаются обменные процессы в сосудистой стенке. Эти нарушения приводят к повышению проницаемости стенок, а также к возникновению целого ряда изменений. Они в дальнейшем будут способствовать отложению в сосудистой стенке жиробелкового детрита. Таким образом, неврогенный фактор готовит сосудистую стенку к развитию атеросклеротического процесса.