Социология социальной сферы.
Социальная сфера входит в число приоритетных сфер общества, определяющих основы развития жизненных сил человека, культуру его социальной жизни. В этой связи социальная защита и поддержка жизнедеятельности представителей различных групп населения становятся стратегически важными.
Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период, который потребовал не только поисков эффективных форм экономического, политического и культурно-духовного развития общества, но и поиска новых средств социальной поддержки населения. В полной мере это можно отнести и к России, в которой в начале 1990-х годов произошла радикальная идеологическая и социально-политическая переориентация общественного развития. Это, в свою очередь, потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода, истории отечественной благотворительности, государственной социальной политики, существующих форм организации социальной поддержки "слабых" групп населения.
В этот период в России начинается процесс развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности и соответствующей подготовки кадров. Изучение зарубежного опыта позволило увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной работы, направленными на разрешение этих проблем.
В этой связи очень важно знать, каково же сегодня общество, в условиях которого нужно осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы. Не менее важно знать и особенности человека как представителя определенной социальной группы (половозрастной, национально-этнической, профессиональной, социально-иерархической, социально-территориальной, имущественной, социально-классовой и др.). При этом мы должны опираться на достоверное научное знание, а не на отрывочные сведения, обыденные знания. В данном плане ключевое значение имеет развитие социологии.
|
Вторая половина XX века в социологии характеризуется не только появлением новых больших социологических теорий, модернизацией классических социологических парадигм ("сорокинский", "веберовский", "парсоновский", "дюркгеймовский" ренессанс и др.), связанных не только с саморазвитием социологического знания, глубокой трансформацией общества на цивилизационном (формационном) уровне, но и активной разработкой среднеуровневых и отраслевых социологических теорий. Они помогают связать, соединить методологический, теоретический уровень социологии с эмпирическим.
Развитие эмпирической и теоретической социологии в первой половине XX века подготовило вывод о том, что между большими социологическими теориями и эмпирической социологией должен существовать еще один (средний) уровень социологического знания, позволяющий "состыковать" социологию концептуального, парадигмального уровня с эмпирической социологией. Социологические теории этого уровня стали называть с "легкой руки" Р. Мертона среднеуровневыми
Понятие социальной сферы жизни общества.
Сущность социальной сферы. Общество представляет собой множество людей.Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникаютопределенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятсямежду собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.? Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни — его социальной сферы. В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях и их дифференциации,микросоциальной структуре общества — первичных коллективах, семье и т.д.Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но тем не менеедовольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изученияразличных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельноизучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности,коллективы, семья и т.д.Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемы осмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивы механистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иных исследованиях они просто «сосуществуют», а не рассматриваются во взаимосвязи, «застылость» многих социальных определений, недооценку микросоциальной структуры общества, ее недостаточную связь с макросоциальными процессами, слабое внимание к общим методологическим проблемам, касающимся всех общностей, всех социальных связей, недостаточное вычленение именно общих законов всей социальной сферы и некоторые другие проблемы.Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоленияраздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализасоциальной жизни. На фоне возросших общественных и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы комплексно.Субъекты социальной сферы жизни общества. Социальные группы, которые принято называть классами является одним из субъектов социальной сферы жизни общества. Когда мы говорим о социальной сфере жизни общества, то имеем в виду прежде всего не объемную характеристику реально функционирующих социальных групп, классов, наций, а удовлетворение потребностей личности, человека. Классы и другие общности придают этому процессу свою специфику, то есть указывают на колорит социальной сферы того или иного времени. Каждая эпоха имеет свою социальную сферу, свой колорит, свою ауру социальности. Она не сводится к подробнейшему анализу жизни того или иного слоя, социальной группы, другой общности.
|
|
Этносы, нации и национальные отношения. Национальные отношения следует понимать как в узком, так и в широком смысле. Когда мы говорим о национальных отношениях в XV веке на уровне России Франции, то мы должны отдавать себе отчет в том, что наций в современном понимании еще не было. Были отношения между племенами, народами, народностями, этносами. Этнос – любой народ, на какой угодно социально-общественной ступени развития. Нации же в современном понимании возникли к XVIII веку – времени Французской буржуазной революции как результат достижения в материальной и культурной жизни общества. Но все-таки не все этносы превратились в нации. Например, в России к 1917 году было 196 народов (этносов), наций же среди них было сравнительно немного: русские, украинцы, народы Прибалтики, татары и др. Преобладали этносы на уровне бытия племен, народности и др. Ряд многочисленных народов находился на стадии родо-племенных отношений, другая часть этносов проходила феодальную степень развития. Были так же народы, непосредственно втянутые в водоворот бурных материально-производственных отношений капиталистического характера, проходили стадию «капиталистического котла». Казахи, татары, долгане или нивхи в различных социальных измерениях с точки зрения сложности общественных отношений: включенностью в технологию тогдашней жизни, в производство товаров и духовных ценностей, сферу услуг, систему мышления. Титульные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока по своему образу жизни коренным образом отличались от народов Центральной России, которая производила материальные и духовные ценности на уровне конца XIX – начала XX века. Впоследствии десятилетия существования Советского государства как-то смягчили этот разрыв: практически к концу 70-х – началу 80-х годов XX века в СССР было всеобщее 10-летнее образование (среднее); это давало людям всех национальностей более успешно включаться в жизнь высокоразвитых народов. Приобщение к образованию, науке, технике имеет как положительное, так и отрицательное значение. Постоянное напряжение нервной системы, малоподвижный образ жизни тесно связаны с нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистых заболеваний во всех развитых странах, особенно в США.
2. Человечество - субъект социальной сферы жизни общества.
Связь между членами той или иной общности, которую они составляют, есть форма исторической жизни людей. Одной из таких форм является человечество. Человечество есть не только совокупность рас, этносов и национальностей, индивидов, но и социальная общность. Разные периоды в истории человечества ставили перед ним разные задачи. Страшная опасность нависла над человечеством в августе 1945 года, когда американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Тогда возникла реальная возможность истребления людей людьми, то есть гибель человечества. В 1986 году в Белоруссии в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС произошло заражение земли и атмосферы, равное по силе 90 бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки. Первая задача человечества – выживание и сохранение жизни на Земле, вторая – общим интересом человечества является совместная деятельность по развитию мировой культуры, третья задача – воспитание каждого жителя Земли в духе общепланетарного патриотизма: забота об экологии, воспитание в духе уважения менталитета других народов, их культурам. Итак, человечество – это социальная и расово-этническая общность людей, которая объединена стремлением к продолжению жизни на Земле, связанная совместной деяте5льностью по развитию цивилизации. Вместе с общими интересами человечества существуют так же и региональные, национальные и личностные интересы.
Каждая социальная общность носит конкретно-исторический характер, в каждом регионе, стране, нации, этносе, классе, социальной группе она имеет свое специфическое содержание. Каждая общность является субъектом социальной сферы жизни общества, который создает определенную «ауру социальности», в которой реализуется общее целое.
3. Основные принципы социального государства.
Выделяют следующие основные принципы социального государства:
1) свобода принятия решений об инвестициях, для индивидуально го предпринимательства;
2) свобода выбора для наемных работников;
3) механизм цен и конкуренция как главные рычаги функционирования экономики без вмешательства государства;
4) разумное соотношение между рыночными экономическими принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи.
Социальное государство должно быть основано на единстве экономической и социальной сфер, синтезе динамического рынка и высокого уровня системы социальной помощи. Развивающееся государство должно вступить в новую фазу «качественного роста». Качественный рост предполагает развитие общественных структур с целью приведения в соответствие с социальными и экономическими реальностями. Это может быть достигнуто интенсивным использованием достижений научно – технического прогресса, развитием инициативы и укреплением дисциплины. Критериями качественного роста являются рост производительности труда, расширение услуг, улучшение качества жизни.