Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме




Практическая работа №24

Тема: Мероприятия по ТО и ТР двигателя

Цель работы: изучить, ознакомиться и приобрести навыки работы со справочной литературой.

Образовательные результаты, соответствующие ФГОС

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 2.2. Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Обучающийся должен знать основные положения по эксплуатации, обслуживанию и ремонту подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Форма работы - индивидуальная

Характер работы - частично-поисковый

Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме

Замена цилиндропоршневой группы производится при значительном изнашивании рабочей поверхности цилиндра, появлении задиров, сколов, трещин на зеркале цилиндров, изнашивании верхнего и нижнего посадочных поясков гильзы.

Величину износа цилиндров и гильз определяют индикаторным нутромером в перпендикулярных направлениях (одно направление параллельно оси коленчатого вала) по трем поясам.

Первый пояс находится в 5—Ю мм от верхней полости блока цилиндров, второй — в средней части цилиндра, третий — в 15—20 мм от нижней кромки цилиндра (рис. 1).

В зависимости от величины износа определяют вид ремонта. Это может быть растачивание до следующего ремонтного размера (для двигателей марки «ВАЗ» их пять — А, В, С, D, Е), каждый больше предыдущего на 0,01 мм, или запрессовка ремонтных гильз.

Цилиндры или вставные гильзы обрабатываются до ремонтных размеров на расточных станках.

После растачивания цилиндр или гильзу подвергают хонингованию. Независимо от способа окончательной обработки цилиндров (гильз) их внутренний диаметр должен иметь один и тот же ремонтный размер для данного двигателя.

Рис.1 Измерение диаметра гильзы цилиндра нутромером

Цилиндры можно восстанавливать запрессовкой ремонтных гильз, если их износ превышает последний ремонтный размер или на стенках образовались глубокие риски и задиры.

Для этого цилиндры обрабатывают под ремонтную гильзу, толщина которой должна быть не менее 3—4 мм. Перед запрессовкой ремонтной гильзы в верхней части цилиндра выполняют кольцевую выточку под буртик. Гильзы запрессовывают с натягом 0,05—0,10 мм на гидравлическом прессе, растачивают и хонингуют до нормального размера.

Вставные «мокрые» гильзы выпрессовывают (рис. 2) и запрессовывают с помощью специальных приспособлений.

Рис. 2. Комбинированный съемник для выпрессовки гильзы из блока цилиндров:

I — гильза; 2 — лапки; 3 — гайка; 4 — шпилька; 5 — болт; 6 — винт

 

При запрессовке на гильзу надевают резиновые уплотнительные кольца, предварительно смазанные жидким мылом, чтобы не нарушить их посадку в канавку.

Перед запрессовкой гильз следует проверить состояние посадочных отверстий под них в блоке цилиндров. Если они сильно подверглись коррозии или имеют раковины, необходимо их отремонтировать нанесением слоя эпоксидной смолы, смешанной с чугунным наполнителем (опилками), который после застывания следует зачистить заподлицо. Края верхней части блока цилиндров должны быть зачищены шлифовальной шкуркой для предотвращения повреждений уплотнительных колец в процессе запрессовки.

Замена поршневых колец.

Снятие и установку поршневых колец выполняют с помощью специального съемника (рис.3, а).

После снятия колец с поршня канавки зачищают с помощью приспособления, показанного на рис. 3, б и проверяют боковой зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки в поршне (рис. 3, в). Перед установкой поршневых колец их подбирают с учетом размеров канавки поршня и цилиндра.

 

Рис. 3. Замена поршневых колец:

а — снятие поршневых колец с поршня; б — зачистка канавок для колец; в — проверка зазора

Зазор в канавке у новых колец составляет примерно 0,06—0,08 мм для верхнего кольца (для дизелей 0,08—0,10 мм), 0,04—0,07 мм — для среднего и 0,03—0,05 мм — для маслосъемного.

Зазоры можно контролировать визуально по свободному вращению всех колец в канавках поршня при отсутствии явного торцевого зазора.

Более точно зазор измеряется щупом или определяется по разнице между шириной канавки, измеренной калибром, и высотой кольца, измеренной микрометром.

При недостаточной величине зазора торцевые поверхности кольца следует притереть абразивной пастой зернистостью 15—20 мкм на притирочной плите. Съём металла должен быть не более 0,02 мм с каждой стороны, чтобы не перекосить торцы.

Зазор в замке поршневого кольца при установке в цилиндр должен составлять 0,3—0,6 мм (в зависимости от модели автомобиля).

Установка колец с уменьшенным зазором в замке крайне опасна, так как при нагревании кольцо в цилиндре начинает «клинить», что приводит к задирам поверхности цилиндра, скалыванию поверхности кольца и заклиниванию поршня.

Если зазор в замке меньше рекомендованного, его следует увеличить. Для этого используют специальные приспособления с алмазным диском. Можно использовать надфиль.

Необходимо следить за взаимным расположением замков колец (рис. 4).

Рис. 4. Расположение замков поршневых колец на поршне

при различных маслосъёмных кольцах:

а — коробчатое; б — наборное; /—/ — плоскость вращения кривошипа;

1 — замок верхнего компрессионного кольца; 2 — замок среднего кольца; 3 — замок коробчатого маслосъемного кольца; 4, 5 — замки дисков; 6 — стык расширителя

Если в комплекте колец применяются коробчатые маслосъемные кольца, то замки комплекта колец должны быть смещены относительно друг друга на 120°. Если используются наборные маслосъемные кольца, то рекомендуется разворот замков компрессионных колец на 180°, а дисков наборного маслосъемного кольца — на 90° относительно компрессионных и на 180° между собой. При этом стык расширителя маслосъемного кольца совпадает по направлению с замком одного из компрессионных колец комплекта.

Задание 1

Оформить технологическую карту ТО и ТР двигателя, используя справочно-информационные материалы по теме в прил. 2, табл.3

Задание 2 (Работа в мастерских КЛТ)

Диагностировать величину износа цилиндров и гильз в соответствии с оформленной технологической картой текущего ремонта двигателя.

Задание 3 (Работа в мастерских КЛТ)

Диагностировать боковой зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки в поршне (рис. 3, в) с учетом размеров канавки поршня и цилиндра в соответствии с оформленной технологической картой

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какими должны быть размеры гильз после ремонта для одного и того же двигателя?

2. Как называется инструмент для дефектации гильзы?

3. Как называется станок для обработки гильз под ремонтный размер?

4. Что такое «замок» поршневого кольца?

5. К чему приводит нарушение величины зазора при установке поршневых колец?

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТО и ТР двигателя

Марка автомобиля__________________ Выполнил студент ТЭ-________________________Оценка_______________

 

№п/п Наименование работ Содержание работ Место выполнения обслуживания Приборы, инструменты, приспособления, модель, тип Технические требования и указания
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

продолжение карты

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 3 - Технологическая карта ТО-1 автомобиля КамАЗ 53212

№ выполняемых работ Наименование и содержание работ Место выполнения обслуживания Количество мест обслужи вания Приборы, инструменты, приспособления, модель, тип Технические требования и указания
Общий осмотр
  Осмотреть автомобиль и проверить при этом состояние кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, оперения, окраски, номерных знаков и зеркал заднего вида Сверху, спереди, сзади - - Стекла кабины, фар, подфарников, указателей поворотов должны быть целыми. Доски платформы не должны иметь трещин и изломов. Состояние номерных знаков должно отвечать требованиям Правил дорожного движения. Зеркала заднего вида должны быть целыми и правильно отрегулированы
  Проверить исправность замков дверей кабины, запоров бортов платформы, буксирного прибора Сверху, сзади     - Набор автомеханика (большой) И-148 (11) Механизмы дверей, запоров бортов платформы должны быть исправны. Буксирный прибор должен быть надежно закреплен на раме, а его откидывающаяся скоба должна быть зашплинтована    
           
  Проверить действие стеклоочистителей, устройство для обмыва ветрового стекла и устройство для обдува и обогрева ветрового стекла (в зимнее время) В кабине   - Щетки стеклоочистителей должны плотно по всей длине кромки прилегать к поверхности ветрового стекла и перемещаться без заеданий и остановки. При работе щетки не должны касаться уплотнителя. Устройство для обмыва стекла должно быть исправно и омывать равномерно все поверхность стекла
Двигатель, включая системы охлаждения и смазки
      Проверить осмотром состояние и герметичность систем охлаждения, смазки двигателя, системы отопления кабины и пускового подогревателя Сверху и снизу     - Подтекание масла в местах крепления масленого фильтра и картера не допускается. Подтекание охлаждающей жидкости в патрубках и радиаторе не допускается  
           
  При необходимости устранить нарушение герметичности в трубопроводах системы охлаждения, смазки двигателя, системы отопления кабины и пускового подогрева То же   Набор автомеханика (большой) И-148 (11), пассатижи (12) Подтекание масла, охлаждающей жидкости и топлива устраняется подтяжкой гаек, хомутов или заменой отдельных элементов деталей
  Проверить на слух работу клапанного механизма Сверху   - Пустить двигатель прослушать его работу, Стуков в клапанном механизме при правильной его регулировке быть не должно
  При необходимости отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами То же   Приспособление для регулировки клапанов И801.14.000 (10), набор щупов №2 (15) Тепловые зазоры в механизме газораспределения регулируются на холодном двигателе не ранее чем через 30 мин после останова. При каждом положении регулируйте одновременно зазоры клапанов двух цилиндров в порядке работы: 1-5-4-2-6-3-7-8, поворачивая коленчатый вал на 900 Регулируются тепловые зазоры в следующем порядке: установить поршень первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия, проверните коленчатый вал по ходу вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) на угол 600 (поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 300), При этом клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги клапанов легко проворачиваются от руки), проверить момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров и при необходимости затяните их, для регулировки зазора ослабить гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой установите требуемый зазор. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора. Зазор должен составлять для впускных 0,25 - 0,3мм для выпускных клапанов 0,35-0,4мм.
  Проверить крепление масляного картера, выпускных трубопроводов, фланцев приемных труб глушителя к блоку цилиндров и при необходимости закрепить Сверху и снизу   Набор автомеханика (большой) И-148 (11), зубило (14), молоток (13). Гайки крепления масляного картера подтянуть с моментом затяжки 1,5-1,7 кгс∙м, выпускных трубопроводов 4,5-5,4 кгс∙м, фланцев приемных труб глушителя 4,5-5,4 кгс∙м
           
  Проверить крепление и при необходимости закрепить двигатель на раме Сверху   Набор автомеханика (большой) И-148 (11) Гайки болтов крепления двигателя на раме должны быть затянуты и зашплинтованы. Подтяжку осуществлять с моментом затяжки 5,5 - 6 кгс∙м
  Проверить состояние и натяжение приводных ремней генератора и водяной помпы Сверху   Набор автомеханика (большой) И-148 (11) Натяжку ремня обеспечить перемещением генератора, правильно натянутый ремень при нажатии на середину ремня с усилием 4 кгс прогиб должен быть 15-22 мм.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: