Тема: «Музыкально-танцевальная культура Италии»




  • Италия Италия - государство на юге Европы, занимает южные склоны Альп и весь Аппенинский полуостров. Преимущественно горная страна с мягкой зимой и солнечным летом. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством.
  • Действующие вулканы: Везувий и Этна.

Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Баркаролы родились в Венеции

Город расположен на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, поэтому все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы. Правят ими гондольеры, распевая при этом песни.

Одна из самых популярных не только в Италии, но и во всем мире неаполитанская песня “Санта Лючия”. Вот русский перевод этой песни:

Лунным сиянием Море блистает, Ветер попутный Парус вздымает. Лодка моя легка, Весла большие… Санта Лючия. (2 раза)

Неаполь чудный, О, край прелестный, Где улыбается Нам свод небесный! С моря несутся Песни родные… Санта Лючия. (2 раза)

Одним из лучших исполнителей этой песни был Робертино Лоретти

  • Лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.
  • Для приготовления скрипки достаточно всего около 240 граммов дерева. Оно должно быть разных пород: еловое для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Рубить дерево нужно только весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Иначе дерево, со смолянистыми соками внутри, будет тяжелым и глухим, а звук в нем будет вязнуть. Толщина стенок скрипки тоже везде разная: в середине потолще, а к краям потоньше. И это тоже для красоты звука. В фигурные прорези корпуса звук вылетает наружу, а не гаснет внутри. Даже подставочка, на которой лежат струны, играет свою роль для качества звука: она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Лак тоже имеет особое значение для звука скрипки. Он уберегает ее от сырости. Но может случиться, что лак сковывает своей ледяной корочкой дерево и не дает ему звучать. Значит, лак тоже не всякий годится. Скрипки изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари известны всему миру.

  • Инструмент скрипка также присутствует в аккомпанементе тарантеллы. Во многих странах мира делали скрипки, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.

  • Сейчас мы с вами послушаем произведения, которое принадлежит перу итальянского композитора, замечательного скрипача Николо Паганини. (Слайд №12) Это первый скрипач, который стал исполнять скрипичные произведения наизусть. Имя гениального скрипача окружено легендами. При жизни его обвинили в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, в первой половине 19 века, людям не верилось что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы может так великолепно играть на скрипке.

Италия – страна богатейшей музыкальной культуры, расположена в Южной Европе. Ла Скала – знаменитый оперный театр, в который едут учиться пению со всех концов

Тарантелла – народный танец Италии, сохранившийся до наших дней. Он страстный, энергичный, ритмичный, веселый, неустанный. Итальянский танец тарантелла является визитной карточкой местных жителей. Состоит из комбинации прыжков (в том числе в сторону) с поочередным выбросом ноги то вперед, то назад. Его назвали в честь города Таранто. Также существует иная версия. Говорили, что люди, укушенные пауком тарантулом, подвергались заболеванию – тарантизму. Недуг был очень похож на бешенство, от которого пытались излечиваться в процессе безостановочных быстрых движений

Пиццика – быстрый итальянский танец, производный от тарантеллы. Стал танцевальным направлением итальянского фольклора вследствие появления собственных отличительных особенностей. Если тарантелла – преимущественно массовый танец, то пиццика стал исключительно парным. Еще более заводной и энергичный, он получил некие воинственные нотки. Движения двух танцующих напоминают дуэль, в которой сражаются веселые соперники. Часто его исполняют дамы с несколькими кавалерами поочередно. При этом, выполняя энергичные движения, барышня выражала свою оригинальность, независимость, бурное женское начало, в результате отвергая каждого из них. Кавалеры поддавались напору, демонстрируя свое восхищение женщиной. Получив популярность в XVIII веке, пиццика не потеряла ее и до наших дней. Продолжает выполняться на ярмарках и карнавалах, семейных торжествах и театрально-балетных постановках. Появление нового вида танца привело к созданию соответствующего музыкального сопровождения. Появляется «пиццикато» – способ исполнения произведений на смычковых струнных инструментах, но не собственно смычком, а щипками пальцев. В результате появляются абсолютно другие звуки и мелодии

Сальтарелла (сальтарелло) – наиболее старинный итальянский танец. Он достаточно веселый и ритмичный. Сопровождается комбинацией шагов, прыжков, оборотов и поклонов. Происхождение: от итальянского saltare – "прыгать". Первые упоминания об этом виде народного искусства датируются XII веком. Изначально был общественным танцем в музыкальном сопровождении простого двух- или трехдольного размера. С XVIII столетия плавно переродился в парную сальтареллу под музыку сложных размеров. Стилистика сохранилась поныне. В XIX-XX веке – он превратился в массовый итальянский свадебный танец, который выплясывали на торжествах по случаю бракосочетаний. кстати, в то время их часто приурочивали ко сбору урожая. -

Гальярда – старинный итальянский танец, один из первых народных. Появился в XV веке. В переводе означает «веселый». Собственно он и есть очень бодрый, энергичный и ритмичный. Представляет собой сложную комбинацию пяти па и прыжков. Это парный народный танец, получивший популярность на аристократических балах в Италии, Франции, Англии, Испании, Германии. В XV-XVI веках гальярда стала модной благодаря своей шуточной форме, веселому, непосредственному ритму. придворный танцевальный стиль. В конце XVII столетия полностью перешла в музыку. Для первичной гальярды характерны умеренный темп, длинна метра - простая трехдольная. В поздних периодах исполняются с соответствующим ритмом

Павана – старинный итальянский бальный танец, который исполняли исключительно при дворе. Известно другое название – падована (от названия итальянского города Padova; от латинського pava – павлин). Этот танец является медленным, изящным, торжественным, вычурным. Комбинация движений состоит из простых и двойных шагов, реверансов и периодической смены расположения партнеров относительно друг друга. Танцевалась не только на баллах, но и в начале шествий или церемоний. Итальянская павана, войдя в придворный балы других стран, видоизменилась. Она становилась своеобразным танцевальным «диалектом». Так, испанское влияние привело к возникновению «паванильи», а французское – к «пассамеццо». Музыка, под которую исполнялись па, была медленной, двухдольной. Ударные инструменты акцентируют ритм и важные моменты композиции. Танец постепенно вышел из моды, сохранившись в произведениях музыкального наследия

Танец МОРЕСКА входил в комедию дель арте, также был обязательным атрибутом шествий и карнавалов. Танцоры начерняли углём лицо, прикрепляли к одежде колокольчики, использовали старое тряпьё. В ходе самого танца совершали «дикие» ужимки, прыжки и пируэты. Традиционным сюжетом такого танца было представление сражения христианского воинства с мусульманами.

  • Балет (Balletto) зародился именно в Италии в эпоху Ренессанса, хотя приобрел популярность во Франции. Само название происходит от итальянского глагола ballare — «танцевать».Изначально балет был танцевальной частью итальянской оперы. Французы, покоренные мастерством итальянских балетмейстеров, приглашали их к своему двору, в результате чего с XVII века именно Франция стала центром балетного искусства.

  • Начало эпохе балета дал «Комедийный балет королевы», поставленный при французском дворе итальянцем Бальтазарини де Бельджозо (Baldassare de Belgiojoso) в октябре 1581 года. Первые балеты были основаны на придворных танцах, но со второй половины XVII века зарождались новые жанры, как комедия-балет. В самостоятельный танцевальный жанр балет превратился во второй половине XVIII века уже во Франции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: