III Музыка при Анне Иоановне




 

Во времена правления императрицы Анны Иоанновны (1730 - 1740 гг.) в России развитие театра идет по европейскому образцу. Дело, начатое Петром I, интенсивно развивается. В этот период при дворе представляют множество старинных итальянских пьес, большой популярностью пользовались опера и балет.

Началом интереса и любви императрицы к итальянскому театру послу- жило следующее событие: на празднества по случаю ее коронации польс- кий король Август II прислал ко двору будущей русской императрицы из Дрездена несколько итальянских актеров. Выступление «Италианской кампа- нии», состоящей из певцов, комедиантов и музыкантов ей понравилось, и она решила, что необходимо иметь у себя при дворе итальянскую труппу. В 1735 году таковая была выписана из Италии. С этого времени представ- ления шли два раза в неделю, причем драматические спектакли чередо- вались с балетом. Также были спектакли, в которых в качестве актеров были задействованы воспитанники кадетского корпуса, обучавшиеся под руководством французского учителя танцев Ланде. Некоторое время спустя появилась итальянская оперная труппа. В русских документах труппа назы- валась «итальянской компанией». В ее состав входили комедианты, танцовщики, музыканты, певцы, художник-декоратор.

До 1757 года ее бессменным капельмейстером и композитором был француз Арайя. В его творческой манере не было новаторства (соответст- венно и в костюмах не происходило никаких новшеств), она вполне соответст- вовала бытовавшей тогда барочной манере. Анна Иоанновна не знала итальянс- кого языка, и поэт Тредьяковский переводил для нее тексты. Государыня смотрела спектакли, читая по ходу действия либретто. Это была по сути первая по времени профессиональная придворная труппа в Санкт-Петербурге (до того театры были в Москве). В 1735 году с новой труппой комедии дель-арте приехала итальянская опера-сериа.

 

Теперь немного отвлечемся от «италийских» актеров и поговорим о еще одном увлечении русской императрицы, о том, что ее больше забавляло и потешало. Сохранились сведения, что Анна Иоанновна любила выступления труппы немецких комедиантов, разыгрывавших грубые фарсы. Она вообще любила незатейливый юмор. Общеизвестна ее страсть к шутам и шутовским представлениям. Следует отметить, что шутов при дворе официально было шесть. Первыми назовем знаменитого шута Балакирева и португальца д`Акосту, которые «достались по наследству» от Петра I, а позже появился неаполи- танец Пьетро-Мира по прозвищу Педрилло (Pedrillo) – ярчайшая личность, о котором написано немало интересных исследований.

 

Ближайшее окружение Анны составляли иностранцы (Э. И. Бирон, К. Г. Левенвольде, Б. X. Миних, П. П. Ласси). Разумеется, общение с ними вызывало интерес императрицы к культуре Германии, Италии и Франции. При дворе находилось много иностранных музыкантов, актеров, художников. То, что Анна Иоанновна любила проводить время в праздности, подтверждают многие сохранившиеся документы, да и сама она без смущения признавала это. Она любила яркие шумные праздники, собирала вокруг себя много шутов, любила яркие наряды, роскошь (почти каждый ее день начинался с любования драгоценностями, которое длилось час или два).

Правление Анны Иоанновны ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия. Расходы на проведение балов и содержание двора в десятки раз превышали расходы на содержание армии и флота. Одна вышеупомянутая свадьба в ледовом доме обошлась казне в крупную сумму. Императрица не жалела средств на роскошные декорации, костюмы и прочий антураж. На картинах В.Якоби прекрасно видно, что предпочтение отдается европейскому платью модного кроя из великолепных атласных и бархатных тканей.

Те реформы, которые получило дворянство от Анны Иоанновны за поддержку ее самодержавного правления, облегчило его служебную заня- тость, за которую так радел Петр I. Было много времени на всякого рода развлечения. Еще при Петре балы стали неотъемлемой частью жизни рус- ского дворянства, где главным были музыка и танцы. А в период прав- ления императрицы Анны Иоанновны они окончательно вошли в придворный обиход. Уже к началу царствования Анны Иоанновны (в 1730 г.) при рус- ском дворе состоял оркестр из 25 прекрасных европейских музыкантов. Большой популярностью в этот период пользовались выступления фокус- ников, которые в то время еще не были окутаны таинственностью, как это стало в XIX веке. Фокусники XVIII столетия были чаще всего искусными механиками, которые в основном демонстрировали разнообразные заводные игрушки, бывшие тогда причудливой новинкой.

В 30-е годы XVIII века Россию часто посещали труппы иноземных циркачей: наездники, дрессировщики лошадей, канатоходцы, эквилибристы. В газетах давали объявления об их приезде. Уже в то время широко исполь- зовали печатную рекламу для привлечения зрительской публики. Первые объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях» о театральных и цирковых представлениях датированы 1729 годом. Вот пример одного из текстов: «…они (комедианты, прим. автора), которые, по веревке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице, ни за что не держась, в скрипку иг- рают, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие уди- вительные вещи делают» (о приезде из Голландии в Петербург комеди- антов, 1738 г.).

Итальянские труппы комедии дель - арте приезжали в Россию в 1731, 1733 и 1735 гг. Спектакли они давали при дворе Анны Иоанновны. В деле просвещения России театр играл немалую роль. С петровского вре- мени он стал публичным, а репертуар – светским. Петр I в 1702 году приказал строить «комедийную храмину» в Москве. Однако общественного театра в послепетровское время так и не появилось. В период правления Анны Иоанновны театр являлся одним из видов развлечения придворной публики. Существовал только придворный театр, который обслуживался преимущественно иностранными труппами. Характер репертуара этого сословно замкнутого театра определялся западной театральной культурой. Театр ста- новится развлечением для высшего сословья, т. е. для избранных.

Спектакли придворного театра являлись неотъемлемой частью дворцового церемониала, входили в его быт. Придворный театр этого периода сыграл положительную роль в развитии русской театральной культуры. Он позна- комил публику с оперой и балетом других стран и тем самым ускорил раз- витие этих жанров в России. Вспомним еще о том, что в период прав- ления Анны Иоанновны в 1738 году была организована Танцевальная школа, с которой началась история петербургского императорского Театраль- ного училища. И это, бесспорно, стало положительным фактором того, что была создана русская балетная школа, на долгое время ставшая основным источником кадров для русского балета.

За десятилетие, что правила Анна Иоанновна, в театральном костюме (у нас в России) никаких заметных новшеств не было. Костюмы опер- ных постановок копируют итальянские образцы, значительные изменения кос- нулись больше самой театральной культуры, как было сказано выше.

 

 

 

 

Глухов. Школа певчих.

Небольшой уютный городок Глухов Сумской области – одно из древнейших поселений на территории Чернигово - Северской земли. Он впервые упоминается в летописи под 1152 годом, а в ХVIII столетии Глухов становится резиденцией левобережных украинских гетманов. При этом Глухов являлся не только поли- тическим центром и военным штабом, каким, например, до него был Батурин, а и культурной столицей Украины, и прежде всего – музыкальной!

Глухов стал центром подготовки малолетних певчих для нужд Придворной певческой капеллы. Поскольку Придворная капелла в Петербурге в начале ХVIII в. формировалась почти исключительно из украинцев, в Глухове было решено открыть первое в Российской империи специализированное музыкальное учебное заведение – Глуховскую певческую школу.

Еще в 1714 и 1717 гг. государев дьяк и регент И. Петров приезжал в Глухов за певцами. В 1728 г. императрица Екатерина І обращалась к гетману Д.Апостолу по поводу „сыску двух певчих альцест, которые необходимы к ея двору”. А уже следующим, 1729 г. датируется указ о создании в Глухове пев- ческой школы. В 1730 г. она начала свою деятельность, а в 1732 г. состоялся первый выпуск!

Царским указом от 1 сентября 1738 г. приказывалось построить для школы отдельное здание и найти „угодного киевскому и партерному пению мастера». В школе постоянно училось 20-30 учеников. Средний срок обучения составлял 2 года. Ежегодно 10 выпускников Глуховской школы пополняли Придворный хор и оркестр в Петербурге. Всего же за 48 лет плодотворной работы в школе было подготовлено более 300 музыкантов, хористов, солистов и регентов для Придворной певческой капеллы!

Ученики Глуховской певческой школы обязательно посещали хоровые и симфонические концерты, оперы и балеты при дворе гетмана К.Розумовского, пели в хоре Николаевской церкви. В Глуховской певческой школе обучали также игре на гуслях, бандуре и скрипке. Об этом свидетельствует все тот же царский указ, в котором приказывалось «приискать мастера гуслиста, банду- риста из малороссиян, которые играть знали на гуслях, на бандуре, на скри- пице, и чтобы оные мастера на оных инструментах из показаннях хлопцев семи человек обучали струнной музыке по ноте”.

В открытой же в 1740 г. в Петербурге студии Придворной капеллы про- должались традиции Глуховской певческой школы, при этом акцент делался на обязательном овладении игрой на музыкальных инструментах. В частности, в правительственном указе, например, шла речь о том, чтобы “отныне впредь для придворной капеллы содержать при дворе нашем из малолетних малорос- сийского народа людей обученых нотного пения до двенадцати человек, которых... на разных приличных той капеллы инструментах обучать”. В 1730- 1749 гг. придворным бандуристом при дворе императрицы Елизаветы Пет- ровны был уроженец Черниговщины Г.Любисток, получивший музыкальное образование в Глуховской певческой школе. В 1749 г. ему за его искусство было дано дворянство и чин полковника. На кобзе и бандуре неплохо играл и сам гетман К.Розумовский.

Настоящей гордостью и певческой школы, и самого Глухова являются его уроженцы – знаменитые композиторы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Максим Березовский (1745-1777) с детства в условиях высокой хоровой культуры глуховских храмов усвоил мелодическую красоту и прек- расную гармонию партесных песнопений. После учебы в Глуховской певческой школе, он продолжает учебу в Киевской академии. За хорошо поставленный голос и музыкальные способности его взяли петь в Петербургскую придворную певческую капеллу. М.Березовский также успешно выступал солистом в Петербургской итальянской оперной труппе. В 1765-1774 гг. он совершенст- вовал свое композиторское мастерство в Италии, в Болонской филармони- ческой академии, под руководством выдающегося теоретика музыки Дж. Мар- тини, и в 1771 г. сдал экзамен на звание композитора-академика. Имя М.Бере- зовского было выгравировано золотыми буквами на здании Болонской академии рядом с именем великого Моцарта!

Сегодня продолжателями традиций Глуховской певческой школы считают себя хористы смешанного хора Глуховского Дома культуры, являющегося ла- уреатом многих международных конкурсов.

В 1750 г. гетманом становится Кирилл Розумовский, и при его дворе в Глухове появляется профессиональный театр. Помимо драматической, театр имел также о п е р н у ю и б а л е т н у ю труппы, х о р и о р к е с т р. В оркестре театра сперва играли преимущественно итальянцы, однако со временем появились и украинские музыканты. Хоровой капеллой руководил Корнелий Юзефович, а затем известный украинский композитор, хоровой ди- рижер Андрей Рачинский - отец знаменитого скрипача ХІХ в. Гавриила Рачинс- кого. Певцами были Марк и Федор Полторацкие - уроженцы Черниговщины. Марк Полторацкий родился в Соснице, в течение 30 лет возглавлял Придворную певческую капеллу в Петербурге, где его учениками были знаменитые компо- зиторы М.Березовский и Д.Бортнянский. Внучкой же Марка Полторацкого была воспетая А.С.Пушкиным Анна Керн, а правнучкой -- Екатерина Керн, которой композитор М. И. Глинка посвятил романс «Я помню чудное мгновенье».

Любовь к музыке К. Розумовского «по наследству» перешла к его сыну Андрею Кирилловичу, родившемуся в Глухове. Будучи послом в Вене, он был лично знаком с Л. В. Бетховеном, Й. Гайдном, В. А. Моцартом. Сам хороший скрипач, член струнного квартета, Андрей Кириллович был меценатом искус- ства, другом и покровителем великого Бетховена, который записал от него несколько украинских песен и посвятил Андрею Розумовскому три струнных квартета и две знаменитые симфонии – Пятую и Шестую. После отставки, Андрей Кириллович в 1810 г. содержал прекрасную хоровую капеллу в Бату- рине, певчие которой «учились у Бортнянского и у превосходных мастеров в чужих землях”. Славилась раритетами и богатейшая музыкальная биб- лиотека Розумовских, собрание которой насчитывало более 2300 произведений оперной, симфонической и камерной музыки.

 

 

Интересно, что именно с певчего Придворной певческой капеллы началась стремительная и блистательная карьера Алексея Розумовского - брата Кирилла. Как раз в период начала работы Глуховской певческой школы, на Рож- дество 1731 г. проезжал через с. Чемер на Черниговщине полковник Ф.Вишневский, который вез из Венгрии токайское вино к царскому столу. Зайдя в местную церковь и услышав прекрасный голос Алексея – сына обед- невшего казака из хутора Лемеши Григория Розума, полковник предложил парню ехать с ним в Петербург. Так, в 22 года Алексей попал в Придворную певческую капеллу, где на него обратила внимание дочь Петра І, цесаревна Елизавета – сама любительница хоровой музыки. Покорив сердце царевны, Алексей становится ее фаворитом и ближайшим советником. А после восхож- дения на российский престол Елизавета Петровна жалует Алексею, теперь уже Розумовскому, звание фельдмаршала и титул графа, дарит ему огромные имения, более того – вступает с ним в тайный брак. Графский титул получил также брат Алексея Кирилл, в 1750 г. ставший последним гетманом Украины. Вот так, благодаря музыке возродилась украинская государственность!

 

Высокое звание давало возможность композитору в Придворной певческой ка- пелле получить достойное место капельмейстера. Но правители императорского двора фактически проигнорировали звание и талант М.Березовского, что и привело композитора, в итоге, к трагическому концу – в 32 года он покончил с собой. Немногим более прожил и сам Моцарт… Но музыка М. Березовского оказалась бессмертной. Сегодня повсеместно на церковных службах и в концертных залах можно услышать хоровые произведения композитора – «Хвалите Господа с небес», «Придите, поклонимся», концерты «Слава в вышних Богу», «Не отвержи мене во время старости». Все они отличаются глубиной внутреннего содержания, сама же музыкальная ткань пронизана мотивами украинской богослужебной певческой культуры.

В память о М. Березовском в его родном Глухове несколько лет назад был поставлен памятник композитору. Поскольку неизвестно, как выглядел ком- позитор, авторы монумента трактовали его образ как воплощение трагической судьбы творца, его тонкой, ранимой, измученной души.

Гораздо счастливее сложилась судьба Дмитрия Бортнянского (1751-1825), хотя основные вехи его творческой биографии были почти такими же, как у М. Березовского. Имея прекрасный голос, будущий композитор после непродолжительного пребывания в Глуховской певческой школе вскоре ока- зался в Петербургской придворной певческой капелле. Затем на протяжении 10 лет Д.Бортнянский совершенствовал свое искусство композиции в Ита- лии, где были поставлены его оперы «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий». Вернувшись в Россию, Д. Бортнянский занимает должность капельмейстера при царском дворе в Гатчине и Павловске, а в 1796 г. его назначают дирек- тором вокальной музыки, капельмейстером и правителем Петербургской придворной хоровой капеллы. Он сочинил еще три оперы – «Торжество сень- йора», «Сокол», «Сын-соперник», большое количество духовных хоровых концертов, произведений для фортепиано, камерных ансамблей и других произведений.

Д. Бортнянский в своем творчестве органично соединил достижения западноевропейской музыки с особенностями украинской мелодики. Его музыку ценили Петр Ильич Чайковский и Гектор Берлиоз, хоровые же произведения композитора ныне входят в литургии всех православных церквей мира. В Глухове творчеству Д. Бортнянского посвящен отдельный стенд местного краеведческого музея, а памятник композитору был установлен в городском сквере напротив памятника М. Березовскому.

***

Куртаг -- выход при дворе, приемный день.

 

 

Меншиковский дворец (интерьеры) -
Сухопутный шляхетский корпус - Первый Кадетский корпус

Университетская наб. 15



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: