Средства и способы реализации практики




Описание практики

1. Наименование практики: «Все грани наставничества».

Аннотация.

Практика « Все грани наставничества» разработана и внедряется ГАПОУ «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Минобразования Чувашии совместно с предприятием ООО «Строительное управление - 28» г. Чебоксары с использованием современных требований к подготовке профессиональных кадров для строительной отрасли. Практикареализует механизм воспроизводства кадрового потенциала организации, профессионального становления выпускников техникума, повышения квалификации специалистов на основе модели наставничества (прямого взаимодействия опытного работника предприятия с практикантом, стажером, преподавателем образовательной организации). Практический опыт и высокое мастерство наставников играют исключительную роль в формировании общих и профессиональных компетенций их подопечных.

Практика может быть полезна профессиональным образовательным организациям как инструмент получения высококлассного специалиста – выпускника СПО, а также как пример сотрудничества по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации специалистов.

3. Место реализации практики: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 428027, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Хузангая, дом 18.

Ответственное лицо: Борисова Ираида Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе, тел.: (8352) 52-32-31, е-mail: info@chttst21.ru.

Актуальность

В условиях инновационного развития экономики России наиболее острой проблемой предприятий разного уровня является дефицит квалифицированных кадров. В настоящий момент на строительных площадках по всей стране наблюдается критическая ситуация с укомплектованностью персоналом, работающим по высоким квалификационным разрядам. Одно из решений этой проблемы - увеличение доли квалифицированных рабочих, получивших среднее профессиональное образование, повышение квалификации и получение новых навыков разными категориями граждан. Поэтому актуализируется задача подготовки специалистов на базе тесного взаимодействия предприятий - партнеров с профессиональной образовательной организацией.

Цель и задачи

Цель: достижения студентами высокого уровня подготовки по строительным профессиям, повышение профессиональной компетенции специалистов строительной отрасли путем передачи личного профессионального опыта наставников предприятий-партнеров, обеспечения оптимального использования времени и ресурсов, обучения наиболее рациональным приемам и методам работы.

Задачи:

· организация системы наставничества на предприятиях-партнерах профессиональной образовательной организации;

· формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы в соответствии с ФГОС СПО за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставниками личного профессионального и трудового опыта;

· включение в повышение квалификации на основе наставничества педагогического состава учебного заведения и действующего персонала предприятий;

· мобильная корректировка профессиональных навыков студентов;

· повышение мотивации студентов к установлению длительных трудовых отношений с предприятиями посредством взаимодействия с корпусом их наставников.

Средства и способы реализации практики

Представляемая модель практики «Все грани наставничества» разработана в рамках социального партнерства Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий (далее – техникум) с компанией ООО «Строительное управление-28». В число предприятий-партнеров техникума входят также другие организации (одно из направлений партнерства реализуется с 1978 года). Система передачи навыков от действующих профессионалов студентам, основным компонентом которой выступает наставничество, реализуется по следующим профессиям и специальностям СПО строительного профиля:

- 08.02.07. Мастер общестроительных работ,

- 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ,

- 08.01.06 Мастер сухого строительства,

- 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Принципы организации практики включают в себя:

· системность: на протяжении 41 года механизм наставничества осуществляется постоянно;

· традиционность: профессиональные приемы в строительстве постоянны, материалы претерпевают новшества

· высокий профессиональный уровень: проект выполняется работниками предприятия, а также представителями педагогического сообщества техникума, сертифицированными экспертами, аккредитованными специалистами, квалифицированными работниками.

· непрерывное образование педагогических работников: мастера и преподаватели – участники проекта обучаются по дополнительной программе повышения квалификации, а затем становятся наставниками или продолжают совершенствовать приобретенные компетенции;

· доступность: базы прохождения практик, площадки повышения квалификации, активное личное участие руководителя, удобная транспортная доступность повышают привлекательность техникума и партнеров;

· адресность: конечными потребителями предоставляемых услуг являются преподаватели, мастера производственного обучения, студенты, лица предпенсионного возраста, граждане, желающие приобрети новые навыки;

· финансовая привлекательность: доступная для каждого образовательного учреждения стоимость услуги, варианты безвозмездного сотрудничества.

Практика осуществляется на основе использования традиционной модели наставничества «Один на один» (One-on-One Mentoring), как альтернатива - групповое наставничество (Group Mentoring), модели краткосрочного или целеполагающего наставничества (Short-Term or Goal-Oriented Mentoring) и модели партнерского наставничества «равный - равному» (Peer-to-Peer). Термин «наставничество» используется для обозначения субъект-субъектного взаимодействия, в рамках которого опытный человек (наставник) помогает менее подготовленному (наставляемому) получить определенный опыт деятельности, освоить как специальные профессиональные компетенции, так и более широкий круг вопросов личностного развития. Техникум делегирует предприятию часть функций по адаптации выпускников к трудовой деятельности, повышению квалификации педагогов, получению новых навыков лицами из социума, осуществляя таким образом более точную ориентацию подготовки на требования рабочих мест на рынке труда (Приложения 1, 2).

Одна из граней созданной практики - программа повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения «Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Кирпичная кладка» (Приложение 3).

Другой аспект практики связан с организацией профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на основе механизма наставничества для лиц предпенсионного возраста в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» и осуществляется также с участием Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия»)» (Приложение 4).

Управление проектом на уровне образовательной организации осуществляют координаторы – педагогические работники и другие специалисты, назначаемые руководителем техникума на учебный год, прошедшие сертификацию и получившие соответствующую квалификацию. Строительные профессии трудоемки, технологические приемы отрабатываются студентами на объектах современной инфраструктуры через повторение операций, применение приобретенных знаний теории на практике под наблюдением наставника. Поэтому наставник с предприятия ответственно и внимательно взаимодействует с практикантом (стажером). В результате такого обучения на площадях предприятия мастера и преподаватели техникума получили новый практический опыт и смогли в дальнейшем выступать в качестве экспертов в различных конкурсах и проектах, аттестационных испытаниях. Проверка эффективности деятельности наставника осуществляется путем проведения рубежной аттестации практиканта (стажера) на рабочем месте при выполнении реального производственного задания.

«Каждому студенту - по наставнику» – под таким девизом руководство ООО «СУ-28» закрепляет наставников за студентами техникума (Приложение 5). Практическое обучение проводится по утвержденным совместным программам производственной практики. Обучение основам профессиональной деятельности проводят технологи/мастера предприятия, охране труда обучает инженер по технике безопасности и охране труда, студенты знакомятся с производственными инструкциями и прочими материалами согласно программе обучения по их будущей профессии.

Наставниками назначают наиболее подготовленных и способных обучать, делиться своим опытом штатных рабочих предприятия (некоторые из них – выпускники техникума). Наставник работает в своем обычном рабочем режиме, выполняет свои должностные обязанности, параллельно обучает студента. На период обучения студентов наставнику назначается доплата к окладу. Наставник в период обучения всецело отвечает за ученика, в том числе следит за трудовой дисциплиной.

Мотивация наставника, помимо определенного увеличения дохода, нематериальное стимулирование: являться наставником — значит пользоваться уважением не только у студентов. У наставника растет авторитет и признание в коллективе, в кругу коллег. Сам ученик в период обучения получает ежемесячную стипендию, также оплачивается его работа в процессе прохождения практического обучения (производственной практики).

После окончания обучения собирается комиссия с участием наставника, которая проводит всестороннюю оценку знаний и навыков, полученных студентом в период практики, и оформляет отзыв на ученика о прохождении производственной практики. В рамках государственной итоговой аттестации выпускников оценка профессиональной компактности производится, в том числе представителями предприятия-партнера в составе государственной экзаменационной комиссии (Приложения 6, 7).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: