Направления работы классного руководителя




 

Изменение социальных условий, что связано с преобразованием информационного поля средствами массовой информации, возрастанием роли этнического фактора, сложившейся новой религиозной ситуацией, приобретением новых черт детскими и юношескими объединениями требует переосмысления принципов, целей, задач, содержания и методов организации воспитания в современной школе.

Классный руководитель в современной школе обеспечивает связи общеобразовательного учреждения с семьей; проводит консультации, беседы с родителями, взаимодействует с учителями, учебно-вспомогательным персоналом. Также взаимодействует с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; стимулирует и учитывает разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования; ведет документацию (классный журнал, личные дела, план работы классного руководителя). Он контролирует успеваемость и посещаемость каждого обучающегося; контролирует посещаемость учебных занятий обучающихся.

Главные профессиональные функции классного руководителя как воспитателя последующие:

) диагностическая, которая предполагает систематические исследование и анализ личных особенностей школьников и условий их семейного воспитания, мониторинг эффективности педагогического процесса в школе;

) воспитательная, включающая всю разнообразную работу, нацеленную на воспитание гуманистических взаимоотношений в классе, формирование каждого ребенка и класса в целом как воспитательного коллектива;

) координирующая - специфическая функция классного руководителя, содержащаяся в координации всех воспитательных воздействий социума, в установлении единства педагогического воздействия школы, семьи и общественности на воспитание детей;

) коммуникативная, содержащаяся в целенаправленном формировании положительных взаимоотношений между всеми субъектами воспитательного процесса: учениками, учителями, родителями;

) социальной защиты ребенка - выражается в стремлении защитить ребенка от всех неблагоприятных воздействий, с которыми он встречается в школе, семье; свести их к минимуму.

В согласовании с данными функциями определяют последующие направленности деятельности классного руководителя:

организация учебной и внеучебной работы детей (организация жизнедеятельности классного коллектива, планирование и воплощение воспитательного процесса, работа с активом класса);

исследование каждой личности и классного коллектива в целом, коррекция воспитательного процесса (классный руководитель диагностирует способности, интересы и потребности учеников);

отслеживание и обобщение воспитательных результатов собственной деятельности;

обеспечение социальной защиты детей (классный руководитель согласовывает деятельность по оказанию психологической и социальной поддержки ребятам и родителям, обращается к юристам, социальным и медицинским работникам и т.д.);

организация работы с родителями;

осуществление совместной работы с учреждениями и организациями, способными помочь в решении воспитательных задач (классный руководитель осуществляет контроль над занятостью школьников в свободное время, направляет ребенка в разные центры и объединении, исходя из его интересов);

оформление установленной документации по классу.

Основой сущностной характеристики функций воспитателя и таких ценностей, как: гражданские (гражданская ответственность, гражданская самооборона, служение Отечеству, законопослушание), этические (альтруистическое взаимодействие, общая культура, коммуникативная культура, культура межнационального общения), общечеловеческие (физическое и психическое здоровье, здоровый образ жизни, творческая деловитость, свобода) [4].

Существуют другие классификации функций и основных направлений деятельности классного руководителя. По мнению В.А. Сластенина, целесообразно выделять три уровня функций. Первый уровень - педагогические и социально-гуманитарные функции (целевые) [5]. Они ориентированы на помощь ребенку, как в решении важных личных проблем, так и на подготовку к самостоятельной жизни. Посреди них - воспитание учащихся, социальная защита от негативного действия находящейся вокруг среды и интеграция усилий всех педагогов для достижения установленных воспитательных задач. Второй уровень - социально-психологические функции, основной из каких считается организаторская. Еще важной на данном уровне представляется функция сплочения коллектива.

Третий уровень функций - это управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Рассмотренные уровни функций характеризуют содержание деятельности классного руководителя.

 


Заключение

 

Классный наставник, учитель и педагог в одном лице считается основным действующим лицом в системе педагогики. К главным направлениям деятельности современного классного руководителя относят:

. Направление «Здоровье», в рамках которого классный руководитель должен формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

. Направление «Интеллект» предполагает помощь со стороны классного руководителя в развитии способности учиться, проявлять свои интеллектуальные умения в учебе и жизнедеятельности.

. Направление «Общение» ориентировано на формирование коммуникативных способностей, культуры общения.

. Направление «Нравственность» включает обучение пониманию жизненных ценностей и правил; обучение навыкам нравственного поведения.

. Направление «Досуг» предполагает создание условий для проявления учащимися индивидуальности во внеучебной деятельности.

. Направление «Гражданин» ориентировано на формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах.

. Направление «Семья» предполагает ориентацию на максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

. Направление «Учеба» включает деятельность классного руководителя по формированию познавательных интересов учащихся, по контролю за течением и результатами учебной деятельности.

Приоритетными стратегиями в воспитательном процессе классного руководителя являются: воспитание духовно и физически здоровой личности, воспитание патриота и гуманиста; воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности, воспитание творчески саморазвивающейся личности.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Уч. издание /сост. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. М 2010

. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

. Еремина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 183 с.

. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М. «Академия», 2002. 576 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: