Предупреждение плоскостопия




 

Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.

В обеспечении рессорной функции кроме стопы участвуют суставы подвздошно–крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка), которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника.

С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо–физиологическое строение и от её состояния зависят плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.

Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

Профилактические мероприятия в условиях дошкольного учреждения и дома.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В дошкольных учреждениях созданы все условия для систематического, начиная с первых лет жизни, профилактического влияния на организм растущего ребёнка.

Задачи оздоровительно – профилактических мероприятий:

1.Поддержание оптимального двигательного режима; 2.Укрепление мышечного корсета в целом; 3.Профилактика хронических заболеваний и травматизма.

Указанные задачи решаются:

- применением общеразвивающих упражнений, укрепляющих, в частности, и нижние конечности; - ежедневным использованием утренней гимнастики, тёплых ванн (35 – 36) (ноги опущены до колена), массажа; - ношением обуви на каблуке не более 1 – 2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икроножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка; - ношением обуви на 1 см. больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего); - обязательным выполнением требования: не донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы; - ношением обуви, которая не должна быть узкой или слишком просторной, а её подошва – толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы; - использованием занятий в бассейне, горизонтальным пластическим балетом (Н.Н. Ефименко), массовым оздоровительным спортом, спартианскими играми (О.В Козырева) и т.д.; -постоянным вниманием за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно развёрнутыми.

Упражнения на предупреждение плоскостопия.

1. Ходить на носках, сгибая ноги в коленях, и на прямых ногах (два упражнения).

2. Стоя на месте, перекатывать поочерёдно стопы ног с пятки на носок. Не отрывать носка от пола.

3. Передвигаться боком по гимнастической палке, наступая на неё средним отделом стопы.

4. Захватить стопами мяч и перемещать его в правую сторону (в левую).

5. Сгибать и разгибать пальцы ног. (смотреть приложение, рис. 2)

Профилактике и лечению начальных форм плоскостопия способствует ходьба босиком по неровной почве, рыхлому песку, гальке.

При плоскостопии, как и при нарушении осанки, в условиях дошкольного учреждения используются все формы ЛФК: - утренняя гигиеническая гимнастика; - занятия лечебной гимнастикой длительностью 25 – 30 минут; - самостоятельные занятия (под наблюдением взрослых); - дозированная ходьба; - терренкур; - плавание с включением таких упражнений, как бег, прыжки, выпригивание (уровень воды по плечи ребёнка).


Глава 2. Острые инфекционные заболевания

Корь

 

Корь - острое инфекционное вирусное заболевание, характеризующееся повышением температуры, наличием интоксикации, катаром верхних дыхательных путей и слизистых оболочек глаз, этапным высыпанием пятнисто-папулезной сыпи.

Инкубационный период 9-17 дней (при серопрофилактике - 21 день).

Начальный катаральный период длится в среднем 3-4 дня: повышение температуры, общее недомогание, вялость, разбитость, понижение аппетита, нарушение сна, головная боль, насморк, склерит, конъюнктивит, сухой кашель. Со 2-3-го дня - снижение температуры, усиление насморка, грубый кашель, энантема, пятна Бельского-Филатова-Коплика.

Период высыпания: усиление интоксикации, экзантема - пятна и папулы, склонные к слиянию, на неизмененном фоне кожи, характерна этапность (1-е сутки - за ушами, лицо, шея и частично грудь; 2-й день - туловище и проксимальные отделы конечностей; 3-й день - на всю кожу конечностей). С 4-го дня угасание сыпи в том же порядке, пигментация, изредка шелушение.

Осложнения: круп, пневмония, поражение пищеварительного тракта, отит, менингоэнцефалит.

Митигированная корь (у детей, получавших иммуноглобулин): субфебрильная температура, слабо выраженные катаральные явления, пятен Бельского-Филатова-Коплика и этапности высыпания нет, сыпь необильная, мелкая. Осложнений не наблюдается.

Лабораторная диагностика кори

Вирусологический метод. С первых дней болезни проводят исследование смывов из носоглотки или крови с целью выделения вируса в культуре ткани.

Серологический метод. Исследуют в РСК или РТГА парные сыворотки с целью обнаружения АТ и нарастания их титра.

Иммунофлуоресцентный метод. В конце продромального периода и в период высыпания проводят исследование мазков-отпечатков со слизистой оболочки носа, обработанных специальной люминесцирующей сывороткой, с целью выделения антигенов вируса кори.

Мероприятия в отношении больных и контактных лиц. Госпитализация. По клиническим и эпидемиологическим показаниям (из закрытых детских учреждений, общежитий).

Изоляция контактных. Дети, не привитые против кори и не болевшие корью, разобщаются на 17 дней от момента контакт, а получившие иммуноглобулин, - на 21 день. При установлении точного дня контакта разобщение начинают с 8-го дня. За дошкольниками, привитыми живой коревой вакциной, устанавливается медицинское наблюдение на 17 дней с момента контакта.

Условия выписки. Клиническое выздоровление, но не ранее 4-го дня, а при наличии осложнений (пневмония) - не ранее 10-го дня после начала высыпания. Допуск в коллектив. После клинического выздоровления.

Диспансеризация: Не проводится.

Специфическая профилактика кори

Коревой живой вакциной прививают детей в возрасте 12 месяцев. Ревакцинируют не болевших корью перед школой в 6-7 лет. В очагах с целью экстренной профилактики кори всем детям старше 12 месяцев возможно проведение вакцинации только до 5-го дня от момента контакта.

Иммуноглобулином проводят экстренную профилактику детям, не болевшим корью и непривитым; контактным с больным корью - при противопоказаниях к вакцинации.

Для оценки напряженности вакцинального иммунитета проводятся серологические исследования. Контингент: дети, своевременно и правильно привитые от кори, раздельно по каждой возрастной группе; в коллективах, где в течение последнего года не регистрировались случаи кори. По результатам обследования детей 4-5 лет можно судить о качестве прививок, сделанных 1-2 года назад, а школьников - о напряженности вакцинального иммунитета в отдаленные сроки после иммунизации либо после повторной прививки. Критерием защищенности кори является выделение в каждой обследуемой группе не более 10% серонегативных лиц (с титрами специфических антител мене 1:10 в РПГА). При выявлении в коллективе учащихся более 10% серонегативных и невозможности расширения серологического обследовании всех учащихся данной школы (ПТУ, техникума), за исключением тех, кто уже был привит.

 

Ветряная оспа

 

"Ветрянка" - этим немудреным словом называется болезнь, хотя это название которое принято применять в народе, а на самом деле ее правильное название, то есть под медицинским именуется ветряная оспа. Этой болезнью болеют практически все дети, в возрасте до 12 лет и лишь единицы, кого болезнь миновала. Но сразу уточним - этот возраст не барьер, после которого болезнью не заболеть, ветрянкой болеют и взрослые люди, и как правило, ветряная оспа у них протекает в достаточно тяжелой форме. Дети же болеют значительно легче и поэтому переболеть ветрянкой в детстве считается нормальным и даже нужным.

Перенос болезни (заражение) при ветрянке происходит воздушно капельным путем, но вирус ветряной оспы не такой уж и сильно стойкий во внешней среде, поэтому, заразиться через окружающих больного людей или предметы достаточно сложно. Также практически исключены повторные заболевания, потому что к ветрянке вырабатывается очень хороший иммунитет и переболевший организм редко заражается снова.

Основной симптом ветряной оспы - это мелкая сыпь на коже живота, груди, рук, ног, и даже коже головы скрытой волосяным покровом. Сыпь постепенно превращается в пузырьки до 4мм диаметром, которые, подсыхая, покрываются корочкой и отпадают. В начальном периоде болезни возможно поднятие температуры до 38 градусов, а также общая слабость, потеря аппетита, сонливость, как при обычной простуде, но с появлением сыпи ветрянку трудно не выявить.

Инкубационный период у ветряной оспы 10-20 дней, активная фаза, когда ветрянка проявляется сыпью и повышением температуры длится всего 7-8 дней. Больной ветряной оспой заразен уже за 2 дня до появления первой сыпи, поэтому болезнь распространяется быстро. Достаточно контакта с больным всего 1-1,5 часа, чтобы заболеть. Вот по этой причине при появлении в детском саде больного - ветрянкой переболеет 85-90% группы.

Как же лечить эту болезнь. Вообще такого специального лечения при ветрянке нет, так как болезнь протекает обычно в довольно легкой форме и большинство детей переносят ее не очень болезненно. Однако в тяжелых случаях необходимо обратиться к врачу, иначе, особенно при большом возрасте больного - могут возникнуть осложнения.

При легкой же форме ветрянки - основное лечение направлено на борьбу с сыпью, основная цель применяемых методик - это прижигание антисептиками, для того чтобы устранить зуд. Это необходимо, потому что при расчесывании можно занести вторичную инфекцию, которая может привести к гнойному дерматиту, что может стать на много более трудноизлечимой. Кроме того если отрывать подсохшие пузырьки то могут остаться оспины на всю жизнь.

Лечение большинства больных проводится в домашних условиях и направлено на предотвращение развития осложнений за счет попадания в повреждения кожи вторичной инфекции. Оно ограничивается постельным режимом на 6-7 дней, молочно-растительной пищей, обильным питьем и гигиеническим уходом. Особое внимание уделяется чистоте постельного и нательного белья ведь от соблюдения гигиены зависит нераспространение сыпи. С целью ускорения подсыхания пузырьков рекомендуется смазывать их 10% раствором марганцовокислого калия или бриллиантовым зеленым. Для ослабления зуда кожи применяется обтирание кипяченой водой с уксусом с последующим припудриванием тальком. Для предотвращения расчесов кожи необходимо следить за регулярной короткой стрижкой ногтей. После подсыхания всех пузырьков показаны теплые гигиенические ванны.

Предупреждение болезни. Беременным женщинам, заболевшим ветряной оспой за 5 дней до родов или через 48 ч после родов, вводится иммуноглобулин, содержащий антитела против вируса ветряной оспы.


Литература

1. «Воспитание дошкольника в труде». Под редакцией Нечаевой В.П., - М.: Просвещение, 1980.

2. Бабина К.С. «Комплексы утренней гимнастики в детском саду» М., Просвещение, 1977.

3. Икова В.В. «Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников», 1963. - 64 с.

4. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно–двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. Физкультуры, воспитателей и родителей. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.

5. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389.

6. Вареник Е.Н. «Физкультурно–оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет» - М.: ТЦ Сфера,2006 г. – 128 с. (Здоровый малыш).

7. Журнал "Здоровье" №1 за 1991 год.

8. «Оздоровление детей в условиях детского сада»/под ред. Кочетковой Л.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

9. Макарова З.С., Голубева Л.Г. «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях» - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 270 с. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

10. Бернштейн Н.А. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» - М., Медицина, 1966. - 349 с.

11. Каштанова Г.В. «Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 120 с. (Метод. Библиотека).

12. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ»: Из опыта работы/ Авт. – сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 109 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: