Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах




Иванова Екатерина, Макарова Кристина 446А

Человеку необходимо было измерять сыпучие физические величины и жидкости. Для этого он начал использовать все то, что имелось у него в быту (ведра, сосуды и другие емкости). Таким образом, люди научились измерять объемы.

Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными
размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т. п.

Единица измерения объёма в СИ — кубический метр; от неё образуются производные единицы, такие как кубический сантиметр, кубический дециметр (литр) и т. д.

СИ является наиболее широко используемой системой единиц в мире, как в повседневной
жизни, так и в науке и технике. При некоторых различиях в деталях, элементы системы
одинаковы во всем мире.

В Древней Руси, как и во многих других странах, меры объема имели две области применения: для сыпучих тел и для жидкостей. Для мер жидкости чаще всего употреблялись бочка, ведро, корчага. Наибольшее распространение получило ведро, практически очень удобная мера, сохранившаяся до XX века.

Старинные меры объёма:

Ведро = 1/40 бочки = 10 кружек = 30 фунтов воды = 100 чарок = 200 шкаликов = 12 литров. Деление на более мелкие меры проводилось по двоичному принципу: ведро делили на 2 полуведра или на 4 четверти ведра или на 8 получетвертей, а также на кружки и чарки.

Бочка, как мера жидкостей, равнялась 40 ведрам (492 л).Чаще всего в крестьянском быту использовались небольшие бочки и бочонки от 5-и до 120-и литров.

Кружка – сосуд в форме стакана с ручкой. Кружка (слово означает - 'для пития по кругу') = 10 чаркам = 1,23 л. Современный граненый стакан раньше назывался "досканом" ("строганые доски"), состоящим из обвязанных верёвкой ладов-дощечек, вокруг деревянного донца.

Чарка - сосуд для питья крепких напитков, маленькая чара, иногда имеющая поддон или шаровидную ножку.В пересчёте на математическую систему 1 чарка= 0,1299 литра.

Шкалик – старинная русская единица объёма жидкостей, равная 61,5 мл или 1/200 ведра. Шкалик(народное название - «косушка», от слова «косить», по характерному движению руки) = ½ чарки = 0,06 л.

Штоф – старинная русская единица объёма жидкостей, равная 1, 2299 литра, 3 фунтам, или 1/10 ведра, или двум водочным бутылкам, или 10 чаркам.

Корчага – глиняный сосуд больших размеров. Он использовался для нагревания воды, варки кваса, браги, кипячения белья со щелоком. Корчагами(12 кг) меряли мёд и воск.

Ушат - большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками- ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения. Высота посудины – 30-35 сантиметров, диаметр – 40 сантиметров, объем – 2 ведра или 22-25 л.

В житейском обиходе и в торговле употребляли разнообразные хозяйственные сосуды: котлы, жбаны, братины, ендовы. Значение таких бытовых мер в разных местах было различно: например, ёмкость котлов колебалась от полуведра до 20 вёдер. В XVII в. была введена система кубических единиц на основе 7- футовой сажени, а также введён термин кубический (или «кубичный»).

Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах

В начальных классах рассматривают величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. Учащиеся должны получать конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в различных единицах, выполнять арифметические действия над величинами.

Изучение величин имеет большое значение, так как понятие величины является важнейшим понятием математики. Каждая изучаемая величина –это некоторое обобщенное свойство реальных объектов окружающего мира. Упражнения в измерениях развивают пространственные представления, вооружают учащихся важными практическими навыками, которые широко применяются в жизни. Следовательно, изучение величины – это одно из средств связи обучения с жизнью.

Величины рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерению связывается с обучением счету; новые единицы измерения вводятся вслед за введением соответствующих счетных единиц; арифметические действия выполняется над натуральными числами и над величинами. Измерительные и графические работы как наглядное средство используется при решении задач. Таким образом, изучение величин способствует усвоению многих вопросов курса математики.

Объём в начальной школе

1. Учащиеся изучают сначала массу, а затем плавно переходят к емкостям, объемам. Демонстрируется емкость сосуда в 1 л, проводится практическая работа по измерению вместимости сосудов: устанавливают, что в банке 3 л, в ведре – 10 л. Решают задачи, связанные с составом числа: «В одну банку входит 3 л, в другую – 5 л. Как с их помощью отмерить 2 л, 8 л, 13 л?»

2. Знакомятся со свойствами величин, осознавая, что их можно складывать и вычитать: 9 л -  л = 3 л;  л + 3 л = 8 л;  кг + 4 кг = 9 кг; 7 кг -  кг = 3 кг.

По мере ознакомления учащихся с понятием «объем» выполняются:

1. Упражнения, иллюстрирующие свойства сложения (вычитания) масс, объемов в процессе решения текстовых задач: «В банке 3 л молока, а вбидоне на 4 л больше. Сколько литров молока в бидоне».

2. Задания, иллюстрирующие возможность деления массы, объема (величины) на величину: «Вместимость 1 банки 3 л. Сколько потребуется таких банок, чтобы разлить 12 л сока?».

ШКОЛА РОССИИ

Авторы: М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бангпова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С.

В. Степанова

Ознакомление с единицами величин и их соотношениями проводится в течение всехлет обучения в начальной школе. Одной из основных задач четвертого года обучениястановится пополнение и обобщение этих знаний. Необходимо рассмотреть соотношениямежду единицами каждой величины. Эти соотношения усваиваются учащимися при выполнении различных заданий и заучивании соответствующих таблиц. Программойпредусмотрено также изучение сложения и вычитания значений величин, выраженных водних и тех же единицах (длины, массы, времени и др.), умножение и деление значенийвеличины на однозначное число.

Величины

Обучающиеся должны знать:

— единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения междуединицами каждой из этих величин;

— связи между величинами

Обучающиеся должны уметь:

— выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание

значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);

— применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Этапы работы:

1.Выяснение и уточнение имеющихся у детей представлений о данной величине (обращение к опыту ребенка)

2. Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, путем использования различных мерок)

3. Знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором.

4. Формирование измерительных умений и навыков

5. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в связи с решением задач).

6. Знакомство с новыми единицами величины, перевод однородных величин в другие и наоборот.

7. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.

8. Умножение и деление величин на число.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: