Результаты общего математического образования. Научные их формирования представлений о них




Объяснить ребенку значимость требований, а также всему классу и дать возможность исправить работу в виде исключения, но предупредить о том, что в следующий раз такой возможности не будет.

 

 

Существует официальная позиция, которая зафиксирована в ряде государственных нормативных документов об образовании:

1). «Законе РФ об образовании» - представлен социальный заказ и зафиксированы права учащегося в определении целей своего образования и обязанности образовательных учреждений в перед государством и учащиеся в реализации этих целей.

 

2) «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» – описаны требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) основного общего образования, к структуре ООП, к условиям ее реализации (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897).

3. Примерная образовательная программа!!! (скачать)

 

Результаты общего математического образования. Научные их формирования представлений о них

В педагогической литературе (до 1991 года) цель школьного образования трактовалась как «всестороннее развитие личности », «подготовка всесторонне и гармонически развитого человека ».

Личность – результат процесса

Задание 2. Термином «личность» в психологии обозначается системное социальноекачество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

 

Пользуясь этим определением объясните:

 

1). Почему это психологическое понятие было положено в основу определения педагогических целей?

 

2) Почему, доказывая необходимость уточнения целей математического образования в направлении более полного отражения в их формулировке результата учебно-воспитательного процесса В.А. Гусев указывал, что «цель воспитания не может состоять в развитии личности» (в книге Психолого-педагогические основы обучения математике).

 

Дидактической категорией раскрывающей реальный вклад обучения в процесс развития личности ученика является «содержание образования».

Def2 . Содержание образования (СО) – это тот уровень развития личности, предметной и социальной компетентности человека, который формируется в процессе выполнения учебно-познавательной деятельности и может зафиксирован как ее результат в данный момент времени.

Исходные допущения для описания структуры:

1) СО является результатом усвоения социального опыта, поэтому обладает той же структурой;

2) социальный опыт - имеет линейно-этапную структуру.

 

Компоненты СО Функции
1. знания (фактов, терминов, теорий, законов, принципов, способов деятельности, др.) Мировоззренческая (картина мира). Регулятивная (формирует методологический подход к познавательной и практической деятельности).
2. опыт репродуктивной деятельности (умения, навыки интеллектуальные и практические). Готовность к воспроизводящей деятельности (основа включения в общественно-практическую деятельность).
3. опыт творчества (постановки и решения проблем). Готовность (основа культуросозидающую деятельность).
4. опыт эмоционально-целостных отношений. Аксиологическая (основа самоопределения в обществе и включения в систему социальных отношений).

Причины сомнений 1) психологами доказано, что СО является не результатом усвоения социального опыта, а результатом его интеграции с субъектным опытом человека;

2) психологами установлено, что опыт интеллектуальной деятельности (следовательно, и социальный опыт) имеет сложную иерархическую структуру.

Примеры новых взглядов на структуру см. Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования: теоретический аспект. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. Волгоград, 1996. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – Томск: ТГУ, 1997 –392.

А.В. Зеленцова предлагает выделить в качестве самостоятельного компонента содержания образования личностный опыт. «Личностный опыт выступает по отношению к другим компонентам содержания образования как звено «ответственное» за включение их в личностную сферу, в систему личностных смыслов и ценностей участников процесса обучения» (С. 90).

М.А.Холодная предлагает дополнить традиционный перечень реально формируемых и оцениваемых компонентов СО – ЗУНов (знания, умения, навыки) – еще одной группой компонентов, являющихся показателем интеллектуального развития ребенка – КИТСУ (компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума):

Компетентность - особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области (математике)
Инициатива - желание самостоятельно, по собственному побуждению искать новую информацию, выдвигать идеи, осваивать другие области деятельности.
Творчество - процесс создания субъективно нового, основанный на способность порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
Саморегуляция - умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс самообучения.
Уникальность склада ума индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы взаимокомпенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных интеллектуальных предпочтений и т.д.

 

В ФГОС закреплен «системно-деятельностный подход» к определению целей образования, который предполагает ориентацию на: 1) развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира, активной учебно-познавательной деятельности; 2) на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 3) на разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Системно-деятельностный подход меняет ориентиры в обучении с овладения набором знаний на применение знаний для решения конкретных жизненных задачи или проблемных ситуаций. Требования к целям обучения: цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала; цели обучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.

Достоинства подхода: обеспечивает активность в учении, определяет виды деятельности (учебная, проектная, исследовательская), требования к условиям деятельности, к результатам деятельности учеников (три составляющие опыт деятельности: личностные, метапредметные, предметные) указывает на формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться и готовности к самообразованию.

Конспект из ФГОС

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

 

 

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

 

 

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

11.3. Математика и информатика

 

 

Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / Н. С. Подходова [и др.]; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 274 с.— URL: https://biblio-online.ru/bcode/433438

5.3. Цели обучения математике

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: