Финансы, налоги, бюджет. Банки.




 

Осуществление функций государства (социальной поддержки, развитие производства, работы государственного аппарата) невозможно без определенного количества денежных средств.

Финансы — это экономическая категория, означающая сис­тему экономических отношений по созданию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств. Финансовая деятельность государства заключается в сборе, распределении и использовании оных. Финансовая система РФ состоит из:

1. Бюджетной системы РФ — основанной на экономичес­ких отношениях и юридических нормах совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муни­ципальных образований. С помощью бюджетной системы образуются денежные фонды государственных и муниципальных образо­ваний, которые используются для осуществления их функций. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к источникам формирования бюдже­тов относятся добровольные взносы денежных средств (приобрете­ние облигаций, других ценных бумаг, вклады населения в госу­дарственных банках). Налоговые отношения составляют важнейший подинститут финансовой систе­мы Российской Федерации;

2. Внебюджетных фондов, средства которых образуются за счет обяза­тельных и добровольных платежей и отчислений юридических и физических лиц (Пенсионный фонд, Фонд службы занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования);

3. Финансов юридических лиц — обособленных денежные фонды, создаваемых в каждом конкретном юридическом лице;

4. Денежных отношений в системе страхования — общественных отношений по созданию и использованию страховых фондов;

5. Кредитных отношений — совокупности способов взаимодействия между государством, кредитными учреждениями, гражданами по привлечению свобод­ных средств физических и юридических лиц, государства, предо­ставляемых для их использования на принципе возвратности.

 

Существует ряд вопросов, которые тесно связаны с финансо­вой деятельностью государства. Во-первых, необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере финансовой деятельности. Во-вторых, весьма важным является определение круга органов государственной власти и государствен­ного управления, непосредственно осуществляющих финансовые функции от имени государства, а также определение их компетенции в этой сфере. В-третьих, немаловажен вопрос финансового контроля (государственного контроля за образованием, рас­пределением и использованием государственных денежных средств). Государство регулирует все перечисленные отношения с по­мощью финансового права, которые и составляют ее предмет.

Финансовое право — это совокупность правовых норм, регу­лирующих общественные отношения, связанные со сбором, распределением и использованием денежных средств Российс­кой Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, необходимых для осуществления их функций.

 

Бюджет — это центральный институт финансового права. Именно в этой форме происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы денежных средств. Бюджет является основным, универсальным финансовым планом государства; кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы, внебюджетные целевые фонды. Бюджетная система РФ — это совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Структура бюджета. Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

А. Доходы бюджета — это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходов.

Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д. По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями.

Наибольшее практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.

Закрепленные доходы — это такие, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. Законодательство устанавливает, что закрепленные доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих дохо­дов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня Выделение дотаций осуществляется на без­возмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция — это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные Цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и Должны быть использованы в определенный срок.

Бюджетная ссуда — это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Бюджетная ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня.

 

Функции налогов. Любому государству для осуществления его Функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания де­нежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их Доля составляет 75%.

Регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.

Контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным законным использованием имущества.

Признаки налогов.

1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Законодательное оформление является первым признаком налога.

2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог, это индивидуально-безвозмездные платежи.

3. Налог является обязательным платежом, его обязательность поддерживается государственным принуждением.

4. Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законо­дательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением не носящий характер наказания.

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Правом вводить налоги обладает только Федеральное Собрание РФ. Правом устанавливать налоги своего уровня обладают также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Налоговое правонарушение — противоправное виновное дей­ствие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер 1°Ридической ответственности.

 

Банковская система. Основным элементом банковской системы является банк.

Банк — это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным Банком РФ, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их возвратности, платности и срочности.

Банки могут осуществлять следующие банковские операции:

• привлекать вклады (депозиты) и предоставлять их заемщикам по соглашению с ними;

• осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание,

• открывать и вести счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

• выпускать, покупать, продавать и хранить платежные до­кументы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними,

• покупать и продавать наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах (однако для осуществления этих операций требуется отдельная лицензия Центрального Банка РФ);

• привлекать и размещать средства и управлять устными бумагами по поручению клиентов (доверительные операции);

• оказывать брокерские и консультативные услуги,

• осуществлять другие операции.

На территории Российской Федерации также возможно создание других кредитных учреждений — таких учреждений, не являющихся банками, которые могут выполнять отдельные банковские операции. В настоящее время такие учреждения не получили широкого распространения.

Банковская система любой страны — это совокупность банков, других кредитных учреждений и связей между ними.В первый уровень входят ЦБ РФ, Банк внешней торговли РФ и Сберегательный Банк РФ. Второй уровень банковской системы включает коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций.

Центральный Банк РФ (Банк России). Он обладает особой правовой природой: с одной стороны, он является юридическим лицом, с другой — выступает как орган государственного управления. Банк России не имеет целью своей деятельности получение прибыли. Все это позволяет отнести Центральный Банк РФ к особой организационно-правовой форме некоммерческих юридических лиц, которая не указана в Гражданском кодексе РФ. Как юридическое лицо Банк России обладает своим обособленным имуществом; является экономически самостоятельным субъектом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в суде. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, однако получение прибыли не является основной целью деятельности Центрального Банка РФ.

Уставный капитал Центрального Банка на сегодняшний день составляет 3 млрд. рублей. Кроме того, Банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью и принадлежат ему на праве хозяйственного ведения. Это означает, что Центральный Банк РФ не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (Российской Федерации). Иным же имуществом Банк России распоряжается самостоятельно. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Как юридическое лицо Центральный Банк имеет право осу­ществлять следующие операции.

• предоставлять краткосрочные кредиты под обеспечение цен­ными бумагами,

• покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя;

• покупать и продавать другие ценные бумаги,

• проводить расчетные, кассовые и депозитные операции;

• выдавать гарантии и поручительства;

• осуществлять другие банковские операции от своего имени.

Однако некоммерческий характер деятельности Центрального Банка налагает определенные ограничения. Так, Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и с физическими лицами, приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой и производственной деятельностью.

Таким образом, вся деятельность Центрального Банка как юридического лица, как самостоятельного хозяйствующего субъекта подчинена интересам и задачам Банка России как государственного органа.

Как орган государственного управления Банк России наделен государственно-властными полномочиями и действует как вневедомственный орган.

Основными целями его деятельности являются:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе по покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам;

2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: