Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры




Раздел 3. Рыночная экономика.

Рынок — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкурентности.

 

К функциям рынка относятся:

- информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

- посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

- ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

- регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

- стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредники.

 

К объектам рынка относят:

- потребительские товары и услуги;

- средства производства;

- рабочую силу;

- финансовый капитал;

- интеллектуальную собственность.

 

Рынок представляет собой сложную систему элементов. Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д.

Рыночный механизм состоит из трех основных элементов: цены, спроса и предложения, конкуренции.

Цена — это денежная форма товара, отражающая его стоимость, создаваемую в процессе производства и взаимодействия рыночных факторов (спроса и предложения). Изменение цен на рынке служит для производителя своеобразным ориентиром, который помогает определить, в какую сторону изменять объем производства (уменьшения или увеличения). Повышение и понижение цен оказывают влияние на выбор технологии производства, а также на характеристику потребителей и объем продаж данного продукта на рынке.

Платежеспособный спрос — это потребность в товарах, подкрепленная платежеспособностью потребителей, которые готовы их приобрести в определенном количестве, имея определенные денежные доходы при сложившихся ценах.

Предложение — это то количество товаров, которое находится в продаже при сложившейся цене.

Изменение соотношения между спросом и предложением вызывает колебания рыночных цен вокруг равновесной цены. Равновесная цена — это цена, в которой спрос равен предложению. В результате колебания цен достигается такой их уровень, при котором возникает равновесие спроса и предложения, что обусловливает равновесие производства и потребления.

Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы, коммуникаций субъектов рыночной системы в процессе создания и потребления благ.

Любая организация ставит перед собой такую цель, как максимизация прибыли, которая может быть достигнута путем расширения производства, хозяйственной деятельности. Данная цель побуждает производителей вступать в конкурентную борьбу за новые рынки сбыта, за более выгодные условия производства, которые позволят организации увеличить объемы производства и прибыль.

С помощью рыночных механизмов даются ответы на важнейшие вопросы рынка и вырабатывается способность рыночной системы адаптироваться к изменению внешней среды, т.е. находиться в равновесии.

Рыночная инфраструктура — это совокупность организаций, создающих благоприятные условия для движения товаров, услуг, финансов и организующих взаимоотношения субъектов данного рынка.

 

К субъектам рыночной инфраструктуры относятся:

- биржи (товарные, фондовые, сырьевые, валютные, труда);

- кредитная система и коммерческие банки;

- налоговая система, аудиторские компании;

- рекламная система;

- система страхования;

- средства массовой информации;

- таможенная система.

 

Рыночная структура — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

 

Рассмотрим классификацию рыночных структур.

1. В зависимости от объектов различают рынки:

- товаров и услуг;

- рабочей силы;

- средств производства;

- ценных бумаг;

- валютный.

 

2. В зависимости от субъектов выделяют рынки:

- покупателей;

- продавцов;

- государственных учреждений;

- промежуточных продавцов-посредников.

 

3. По географическому положению различают рынки:

- местный;

- региональный;

- национальный;

- мировой.

 

4. По уровню насыщения рынок бывает:

- равновесным;

- дефицитным;

- избыточным.

 

5. По соответствию действующему законодательству различают рынки:

- легальный;

- нелегальный.

 

6. По отраслям выделяют рынки:

- недвижимости;

- детского питания;

- бытовой техники и т.д.

 

7. По степени ограниченности конкуренции рынок бывает:

- свободным;

- монополистическим;

- олигополистическим;

- смешанным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: