Раздел 3. Рыночная экономика.
Рынок — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкурентности.
К функциям рынка относятся:
- информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
- посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
- ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
- регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
- стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредники.
К объектам рынка относят:
- потребительские товары и услуги;
- средства производства;
- рабочую силу;
- финансовый капитал;
- интеллектуальную собственность.
Рынок представляет собой сложную систему элементов. Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д.
Рыночный механизм состоит из трех основных элементов: цены, спроса и предложения, конкуренции.
Цена — это денежная форма товара, отражающая его стоимость, создаваемую в процессе производства и взаимодействия рыночных факторов (спроса и предложения). Изменение цен на рынке служит для производителя своеобразным ориентиром, который помогает определить, в какую сторону изменять объем производства (уменьшения или увеличения). Повышение и понижение цен оказывают влияние на выбор технологии производства, а также на характеристику потребителей и объем продаж данного продукта на рынке.
Платежеспособный спрос — это потребность в товарах, подкрепленная платежеспособностью потребителей, которые готовы их приобрести в определенном количестве, имея определенные денежные доходы при сложившихся ценах.
Предложение — это то количество товаров, которое находится в продаже при сложившейся цене.
Изменение соотношения между спросом и предложением вызывает колебания рыночных цен вокруг равновесной цены. Равновесная цена — это цена, в которой спрос равен предложению. В результате колебания цен достигается такой их уровень, при котором возникает равновесие спроса и предложения, что обусловливает равновесие производства и потребления.
Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы, коммуникаций субъектов рыночной системы в процессе создания и потребления благ.
Любая организация ставит перед собой такую цель, как максимизация прибыли, которая может быть достигнута путем расширения производства, хозяйственной деятельности. Данная цель побуждает производителей вступать в конкурентную борьбу за новые рынки сбыта, за более выгодные условия производства, которые позволят организации увеличить объемы производства и прибыль.
С помощью рыночных механизмов даются ответы на важнейшие вопросы рынка и вырабатывается способность рыночной системы адаптироваться к изменению внешней среды, т.е. находиться в равновесии.
Рыночная инфраструктура — это совокупность организаций, создающих благоприятные условия для движения товаров, услуг, финансов и организующих взаимоотношения субъектов данного рынка.
К субъектам рыночной инфраструктуры относятся:
- биржи (товарные, фондовые, сырьевые, валютные, труда);
- кредитная система и коммерческие банки;
- налоговая система, аудиторские компании;
- рекламная система;
- система страхования;
- средства массовой информации;
- таможенная система.
Рыночная структура — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Рассмотрим классификацию рыночных структур.
1. В зависимости от объектов различают рынки:
- товаров и услуг;
- рабочей силы;
- средств производства;
- ценных бумаг;
- валютный.
2. В зависимости от субъектов выделяют рынки:
- покупателей;
- продавцов;
- государственных учреждений;
- промежуточных продавцов-посредников.
3. По географическому положению различают рынки:
- местный;
- региональный;
- национальный;
- мировой.
4. По уровню насыщения рынок бывает:
- равновесным;
- дефицитным;
- избыточным.
5. По соответствию действующему законодательству различают рынки:
- легальный;
- нелегальный.
6. По отраслям выделяют рынки:
- недвижимости;
- детского питания;
- бытовой техники и т.д.
7. По степени ограниченности конкуренции рынок бывает:
- свободным;
- монополистическим;
- олигополистическим;
- смешанным.