ПРОЕКТ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Название проекта«Эмоциональный интеллект»;
Направленность Социальная;
Пояснительная записка
Эмоциональный интеллект (ЭИ, emotionalintelligence) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач.
В нормативно-правовых документах понятие «эмоциональный интеллект» не рассматривается. Однако во ФГОС, Примерной образовательной программы ДОУ, затронуты компоненты эмоционального интеллекта, такие как умение распознавать эмоции других людей, развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям, развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам, на которые должно быть направлено развитие ребенка.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни, определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Анализируя социальную обстановку в стране и в мире в целом, можно прийти к выводам, что существует некая социальная напряженность, люди не умеют выражать свои мысли и чувства, эмоционально некомпетентны, что идет от недостаточного уровня развития эмоционального интеллекта.
|
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Аналоговый анализ программ и проектов открытой образовательной среды по развитию эмоционального интеллекта показал, что существуют коррекционные программы («Развитие эмоционального интеллекта детей» Соломенцева О.Я.; Программа развития эмоционального интеллекта «Чувствую-Понимаю-Действую» и др) направленные на коррекцию эмоционального интеллекта детей с низким уровнем до нормы.
В концепции Мейнера: «Навыки ХХI 4 «К»» описывают компетенции, необходимые для человека будущего, среди которых развитие коммуникативных навыков, личностных качеств, умение эффективно взаимодействовать с людьми. Данные компетенции наиболее полно могут быть развиты при наличии высокого эмоционального интеллекта, что соответственно, создает потребность в создании подобного проекта.
Описание концепт-идеи
Основная идея открытости состоит в создании особой среды, которая обеспечит успешную социализацию всех субъектов, взаимодействующих в рамках данного проекта. Непосредственно сам проект направлен на развитие эмоционального интеллекта ребёнка, который, несомненно, является компонентом для успешной социализации ребёнка.
|
В рамках реализации проекта будет происходить активное сотрудничество с социальными партнерами, в процессе которого будут реализоваться специальные мероприятия для развития эмоционального интеллекта у детей. Основное программное содержание дополнится социальными (в том числе, благотворительными) акциями, тематическими занятиями и играми по развитию эмоционального интеллекта, а также флешмобами.
Цель: Спроектировать открытую образовательную среду, направленную на развитие эмоционального интеллекта всех субъектов деятельности в Детском образовательном учреждении.
Задачи:
- Обогатить программное содержание темами направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка, позволяющей формировать способности понимать других людей; умения различать и называть различные эмоции, чувства; воспитание готовности постоянно проявлять заботу о себе и других людях; условий для развития эмоционально-волевой сферы;
- Повысить уровень компетенций педагогов в сфере развития эмоционального интеллекта;
- Привлечь родителей к активному участию в жизни ребенка и ДОУ;
- Создать предметно-пространственную среду, позволяющую реализовывать проектное содержание.
Ожидаемые результаты
Изменено программное содержание. Дети научились:
· Точно оценивать, понимать и выражать свои эмоции;
· Точно оценивать, понимать эмоции других людей;
· Использовать эмоций в мыслительной деятельности;
· Управлять эмоциями.
В группе детского сада:
· Создалась благоприятной психологической атмосферы в каждой группе;
· Внесены изменения в предметно-пространственную среду;
· Повысились компетенции педагогов в сфере развития эмоционального интеллекта;
· Родители воспитуемых стали активными участниками образовательного процесса;
Содержательные характеристики ООС
Социальный компонент
Социальный компонент в данной ООС представляет собой межличностное взаимодействие между всеми его субъектами, такими как педагог, социальные партнеры, дети и их родители; и удовлетворяет социальным запросам участников.
Взаимодействие между субъектами происходит в процессе организации и проведения нижепредставленных мероприятий-традиций, которые проводятся регулярно, имеют социально-благотворительную значимость и направлены на развитие эмоционального интеллекта у детей.