Проблемы регулирования цен




 

Ценовое вмешательство, или контроль над ценами, осуществляет государство на законодательной основе, но его способны осуществлять и другие монопольные структуры. Вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования на основе равновесия спроса и предложения. Любой контроль над ценами не только нарушает, но и разрушает механизм рыночного ценообразования на основе законов спроса и предложения. Примером этого является командная модель экономики, а также любые способы принудительного установления цены, принимаемые монопольными силами со стороны государства ил отдельных, явных или скрытых, экономических структур.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: различная для тех или иных групп населения степень доступа к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако еще никогда не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизм ценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Последствия контроля над ценами или любого вмешательства в рыночное конкурентное равновесие обнаружат себя в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления. Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по ценам еще более высоким, чем прежняя равновесная рыночная цена, поскольку теперь эта цена включает в себя еще и спекулятивную надбавку. Низкодоходным группам общества эти товары и цены стали еще более недоступны, а число неплатежеспособных граждан возросло.

Одной из важнейших форм государственного регулирования экономической жизни стало воздействие государства на процессы ценообразования. Роль и значение именно этой формы государственного регулирования экономической жизни общества в странах с развитой рыночной экономикой в течение последних десятилетий возрастают. Практика выработала целый ряд методов регулирования цен.

К прямым методам регулирования цен относится:

− административное установление уровня цены;

− запретительные меры, направленные на недопущение роста цен сверх определённого уровня («замораживание» цен);

− установление предельного уровня цен, выше которого цены не должны подниматься;

− регламентирование уровня рентабельности, торговой надбавки.

К косвенным методам регулирования цен можно отнести:

− систему налогообложения;

− регламентирование состава затрат, включаемых в себестоимость;

− запретительные меры, направленные против монополистической деятельности, на поддержку добросовестной конкуренции;

− установление правил, по которым устанавливаются цены.

Соотношение использования методов регулирования характеризует степень воздействия государства на ценообразование.

Каждая рыночная экономика развивается циклически. Экономический цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объёма производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.

Конкурентные рынки в целом работают хорошо. Чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. В частности, на том рынке где один - единственный продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет очень малым, а цены - очень высокими.

Так определяются монополисты. Монополист - единственный продавец (производитель) товара, услуги. Монополисты могут поучать прибыли, ограничивая объём продаж и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители в коечном счёте платят больше, чем должны. Некоторые монополии практически неизбежны. Большинство предприятий коммунального обслуживания таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или может избрать способ поставки при своём непосредственном участии. Другие монополии могут создаваться искусственным образом - путем различных манипуляций фирм. В их деятельность государственные структуры вторгаются при помощи антитрестовских законов. Стремясь сделать конкуренцию более энергичной и препятствовать монополиям или попыткам осуществлять контроль за предложением.

В большинстве промышленно развития стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки различными способами - через финансовую, налоговую, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен производится на основе следующих методов:

− установление фиксированных цен и тарифов;

− установление предельных цен и тарифов;

− установление предельных коэффициентов изменения цен;

− установление уровня рентабельности.

Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Государственное вмешательство, контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур экономики является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно, они сокращают реальные возможности для социальной защиты низкодоходных групп и слоев общества, поскольку не платят налоги в бюджет.

Нетрудно предвидеть, что в подобной ситуации усилятся криминогенные, мафиозные компоненты социально-экономической среды общества.

Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия рыночного ценообразования станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство. Потребуются такие правительственные мера, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение в продажу по карточкам, талонам и другим административным «регуляторам» общественного потребления /1, с. 96-97/, /5, с. 184-188/.


Заключение

 

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

При объяснении закона спроса учитывают по крайней мере следующие аргументы:

− склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров;

− убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается;

− эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается;

− эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности.

Закон предложения - это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, - уменьшение величины предложения.

На величину предложения влияют:

− экономическая конъюнктура - ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период;

− зависит от уровня конкуренции в данной отрасли;

− величина и структура предложения отражают налоговую политику государства;

− на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов.

Изменение в характере предложения связано с влиянием неценовых факторов (неценовых детерминант), таких как:

− изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;

− внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;

− перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохозяйственной продукции;

− изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;

− перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;

− изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.

Становлению равновесия на рынке способствуют:

. Цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

. Спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уро­вень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

. Конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

 

 


Список использованной литературы

 

1. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. - 400 с.

. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт-М, 2008. - 348 с.

. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. Т. 1. /общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - 349 с.

4. Добрынин А.И. Общая экономическая теория. - СПб: Питер, 2004. - 288 с.

. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.

. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. М.: МАИ, 2002 год. - 187 с.

. Салимжанов, И.К. Цены и финансы: их взаимосвязь/И.К. Салимжанов // Финансы. - 2000. - №2.

. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - Киров: АСА 2004. - 832 с.

. Экономическая теория / под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2003. - 592 с.

. Экономическая теория / под ред. Николаевой И.П. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 527 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: