Закон предложения. Факторы, формирующие предложение на рынке




Курсовая работа

тема:

«Механизм конкурентного рыночного ценообразования»


Введение

 

Рыночная экономика - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель быть описаны все экономические процессы.

Участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные люди, так и целые фирмы, предприятия. Например, на рынке грузовых автомобилей покупателями могут выступать: фермеры, приобретающие грузовые автомобили для того, чтобы перевозить свою продукцию; отдельные фирмы, занимающиеся перевозкой товаров и покупающие автомобили для своей деятельности. На рынке сельскохозяйственной продукции продавцами могут быть отдельные фермеры, крупные фермерские хозяйства, магазины, реализующие сельскохозяйственную продукцию.

Центральная проблема экономической теории - это вопрос равновесия между двумя противоположными классами мотивов: первого класса, включающего желания определенных удовольствий, и второго, характеризующегося неприятием форм тягости труда.

Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках, а изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений является цена.

С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.

Понятия предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). В работе также рассмотрены кривая спроса и кривая предложения. Используя эти основные понятия, проанализируем, как определяются рыночные цены, или как они достигают своего конкурентного равновесия в месте, где пересекаются две кривые и где силы предложения и спроса находятся в равновесии. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спроса.

В этой работе дан анализ основным элементам рыночного механизма и раскрыта роль каждого в функционировании рыночной системы.

В соответствии с целью, в курсовой решаются следующие задачи:

− рассмотреть понятия спроса и предложения;

− раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

− проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

В первой части курсовой работы дается определение спроса и факторов, оказывающих на него свое влияние. Также в первой главе рассматриваются закон спроса и виды ценовой эластичности спроса.

Во второй главе рассматривается предложение, основные факторы его определяющие, закон предложения. Также во второй главе отражена эластичность предложения в различные периоды: кратко-, средне- и долгосрочный.

В третьей главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке;

В четвертой главе рассматривается проблемы регулирования цен.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что по своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении и именно познание механизма ценообразования позволяет более эффективно рассматривать вопросы в области формирования цен.

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

В ходе написания работы были использованы труды отечественных авторов, таких как Камаев В.Д., Чепурин М.Н. и другие. Предметом исследования курсовой работы является механизм конкурентного рыночного ценообразования.

1.
Закон спроса. Факторы, формирующие спрос на рынке

 

Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности. Но у людей разный уровень доходов и разные возможности покупать, то есть для удовлетворения потребностей одного желания мало. Необходима еще и способность оплатить товары. Способность людей покупать на рынке материальные благам и услуги называется платежеспособным спросом.

Спрос - платежеспособная потребность человека, то есть потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Экономисты моделируют спрос, то есть представляют его в виде модели, функции множества переменных, причем главный аргумент в этой функции - рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. При прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньшее его количество хотят купить, и, наоборот чем ниже цена, тем больше спрос на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса - при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Существует, таким образом, отрицательная или обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно рассмотреть с помощью шкалы и кривой спроса. Шкала спроса показывает, сколько товара хотели бы приобрести покупатели по каждой из множества цен.

Кривая спроса - графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса на этот товар, предъявляемого покупателями. Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (P) и величиной спроса на данный товар (Q). На рисунке падение цены с до ведет к росту спроса с до .

 

Рисунок 1 - Кривая спроса

 

Рассмотрим конкретный цифровой пример. В таблице 1 приведены объемы спроса на товар при каждом значении его цены.

 

Таблица 1 - Шкала спроса на товар

Вариант Возможная цена за ед. товара, ден. ед. (Р) Количество спрашиваемого товара в ед. времени, нат. ед. (Q)
А    
Б    
В    
Г    
Д    

 

Данные таблицы отражают действие закона спроса: по мере снижения цены с 5 ден. ед. до 1 ден. ед. происходит возрастание величины спроса с 9 до 20 нат. ед.

Закон спроса можно проиллюстрировать и при помощи графика (кривой) спроса. Для этого данные таблицы можно отобразить в координатной плоскости, откладывая по оси абсцисс значения количества спрашиваемой продукции, а по оси ординат - значения цены (рис. 2)

 

Рисунок 2 - Кривая спроса

 

До сих пор проблема была рассмотрена с позиции одного единственного потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а множество потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий - индивидуального и рыночного спроса. Индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно он был рассмотрен выше). Рыночный спрос - совокупность индивидуальных спросов. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. Графический рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса /1, с. 84-86/.

На формировании спроса может в значительной мере сказаться сочетание нескольких параметров, поскольку признаки видов формирования спроса не существуют изолированно в реальных условиях.

Факторы спроса условно можно разделить на три группы (Приложение А). Первая группа факторов связана со свойствами продукции, услуг, их полезностью. Вторая - с возможностями и характеристиками тех, кто выбирает, покупает, заказывает, т.е. потребителей, и третья связана с производителями, продавцами.

К первой отнесены факторы, напрямую связанные со свойствами товара, его ценностью, - это цена на товар, качество продукции, срок исполнения, адекватность, сверхпривлекательность товара, чувствительность к цене, но косвенно они связаны со свойствами возможностей потребителей, т.е. со второй группой факторов. Например, изменения цены связаны с чувствительностью потребителей, с их реагированием на это изменение; сверхпривлекательность товара тоже связана с индивидуальными свойствами, особенностями потребителя, т.е. реакция покупателя может быть разной на этот фактор, но нереагирование - это тоже реагирование, тоже влияние на спрос. Третья группа факторов в большей степени определяет формирование спроса производителем, продавцом.

Можно сгруппировать факторы по следующим признакам: место создания и место проявления фактора. Тогда, например, большинство факторов, связанных с продукцией, осуществляются на стадии ее изготовления, оказания услуг: адекватность, экстрапривлекательность, качество, срок исполнения, а проявляются в процессе реализации, продажи продукции. Есть факторы двусторонние, т.е. формирующие спрос и потребителем, и производителем, - их большинство. Меньшая часть - это факторы одностороннего формирования спроса только со стороны потребителя, например доход, когда предприятие только учитывает этот фактор в своих решениях или ждет, ищет благоприятных условий для его проявления. При двустороннем формировании спроса предприятие само создает эти благоприятные условия или заставляет этот фактор работать /4, с. 58-61/.

 


Закон предложения. Факторы, формирующие предложение на рынке

 

Товаропроизводители исходят из потребности людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, то есть формирует предложение. Предложение - желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по данной цене. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому не всегда, тем более не везде, эта способность столь велика, чтобы удовлетворить потребности всех людей.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают, поскольку:

− обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление), то есть на рынок не предоставляется;

− с другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основными из которых являются: цена самого товара, цена ресурсов, используемых в данном производстве, уровень технологий, цели фирмы, величины налогов и субсидий, ожидания и др. Таким образом, предложение - это функция многих переменных, но прежде всего, рассмотрим характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при прочих равных условиях.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения, и, наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения: на любых рынках, при прочих равных условиях существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость объясняется следующим образом:

. Для производителя товара его цена определяет выручку, которую фирма может получить в результате продажи товара. Чем выше цена, тем больше выручка. Поэтому повышение цены подталкивает производителей расширять производство, а, следовательно, и объемы предложения товара.

. Фирма не в состоянии быстро менять используемое капительное оборудование (станки, здания, и т.п.) и в течение какого-то промежутка времени может увеличивать выпуск продукции только путем введения дополнительных единиц таких переменных ресурсов, как труд, сырье, топливо и т.п. Однако по мере привлечения этих новых единиц переменных ресурсов их отдача непрерывно снижается, что приводит к росту затрат на производственные факторы при увеличении объемов выпуска. Для покрытия возрастающих по мере наращивания производства затрат предприниматель вынужден повышать цену.

. Необходимо учитывать действие принципа замещения - если ресурсы предприятия ограничены, то при повышении цены одного из товаров, произвести который можно при использовании данных ресурсов, факторы будут изыматься из альтернативных сфер и направляться на производство данного продукта. Следовательно, величина предложения товара, цена на который увеличилась, тоже будет расширяться.

Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения (Рисунок 3).

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи шкалы и графика предложения. Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой (Таблица 2).


Р

 

S

 

Q

Рисунок 3 - Кривая предложения

 

Таблица 2 - Шкала предложения товара

Вариант Возможная цена за ед. товара, ден. ед. (Р) Количество предлагаемого товара в ед. времени, нат. ед. (Q)
А    
Б    
В    
Г    
Д    

спрос предложение равновесие цена

Шкала предложения демонстрирует, что по мере роста цены товара растет его предложение.

Чтобы раскрыть зависимость величины предложения товара Х от его цены при прочих равных условиях, на основе данных таблицы 2 построим график. Соединяя точки А, Б, В, Г, Д одной линией, получаем кривую предложения, каждая точка которой отражает конкретные соотношения «цена - объем предложения» (Рисунок 4).

 

Рисунок 4 - Кривая предложения


Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение - предложение отдельного производителя. Рыночное предложение - совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения представляет собой сумму графиков предложения индивидуальных производителей. Графически рыночное предложение определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Кривая предложения строилась исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы - неценовые. Если под воздействием изменения какого-то фактора величины предложения меняются при каждой цене, и смещается вся кривая предложения, то происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, то кривая S смещается вправо и занимает положение S*, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S** (Рисунок 5).

 

Р S**

S

S*

 

 

0 Q

Рисунок 5 - Кривая предложения и неценовые факторы предложения


Рассмотрим воздействие вышеупомянутых факторов на предложение (эти факторы по-иному называются неценовыми детерминантами предложения).

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т.п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенст­вование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресур­сы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает­ся расширением предложения товара.

. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы - максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокраще­ние предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

. Цены на иные товары также могут влиять на предложение товара Х. Например, резкое повышение цен на нефть в 70-е годы ХХ в. увеличение предложения угля.

. Ожидания производителей. Так, ожидания производителя­ми возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а они чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.

Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:

− изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;

− всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое про­изводителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения /1, с. 91-96/.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: