МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
направление 38.03.01 «Экономика»
Профиль подготовки: Бухгалтерский учет, анализ и аудит,
Тула 2018
ЛИСТ
Согласования программы и методических указаний
Программа и методические указания составлены доцентом Калачевой Т.И.
Обсуждены на заседании кафедры ФиМ Института права и управления(протокол заседания кафедры № __1 от 30.08.2018 г.)
Заведующий кафедрой ФиМ ____________ _______________ __________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Содержание
1. Цели и задачи практики. 3
2. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата. 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые во время прохождения производственной практики. 4
4. Программа практики. 7
5.Организация практики. 8
6. Разделы, входящие в отчет по практике. 10
7. Оформление результатов практики. 11
8. Учебно-методическое обеспечение практики. 13
Приложения. 16
1. Цели и задачи практики
Целью практики является закрепление и углубление теоретических и практических знаний и навыков, полученных в рамках профессиональной подготовки по направление подготовки 080100 «Экономика», профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Основными задачами практики является ознакомление с деятельностью организации – базы практики, организационно-правовой формой, ее структурой, структурой бухгалтерии, документооборотом.
В результате прохождения практики студенты должны приобрести:
Знания:
Ø нормативно-правовой основы деятельности организации – базы практики;
Ø внутренней и внешней среды функционирования организации – базы практики.
|
Умения:
Ø работать с людьми в коллективе;
Ø применять теоретические знания в практической учетной и аналитической деятельности;
Ø обобщать полученную информацию;
Ø составлять отчет о проделанной работе.
Навыки:
Ø работы с научной и справочной экономической литературой;
Ø Общей оценки финансово-экономического состояния и перспектив деятельности организации;
Ø составления аналитических таблиц, графиков и диаграмм.
2. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата
Производственная практика относится к базовой части учебного цикла 5.Пр Учебная и производственная практики – 5Б Производственная практика
Для успешного прохождения производственной практики достаточна подготовка студента в период обучения в течение четырех семестров. Полученные на производственной практике материалы используются при выполнении курсовой и научно-исследовательской работы.
Во время производственной практики студенты работают на рабочих местах в бухгалтерии и выполняют конкретные задания по учету, анализу и управлению предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта. Таким образом, технико-экономическая практика является одной из основных форм связи высших учебных заведений с предприятиями, учреждениями и организациями. Она предусматривает, оказание взаимной помощи в решении задач как кафедры ФиМ (путем предоставления хозяйствующими субъектами возможности прохождения практики и передачи практикантам опыта управления финансами), так и предприятий, организаций и учреждений (путем оказания сотрудниками университета и студентами-практикантами помощи производству по решению конкретных экономических и управленческих задач).
|
3. Компетенции обучающегося, формируемые во время прохождения производственной практики
Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
|
б) профессиональных (ПК):
расчётно-экономическая деятельность
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
организационно-управленческая деятельность
- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)
4. Программа практики
В программу практики входит изучение следующих элементов:
1. Целей и задач создания организации – базы практики;
2. Характера деятельности предприятия, организационно-правовой формы, структуры предприятия;
3. Устава организации, других нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организации;
4. Органов управления базой практики, в том числе производственной и административно-хозяйственной структуры управления, функциональных взаимосвязей подразделений и групп.
5. Организации производства продукции (выполнения работ, услуг), его планирования и обслуживания. Определение типа производства (единичное, серийное или массовое). Оценка производственных мощностей, уровня их загрузки и направлений использования;
6. Информационного обеспечения организации, подразделений, рабочих мест. Оценка информационных потоков и технологии обработки информации. Оценка эффективности используемых при этом технических средств;
7. Кадровой политики организации. Оценка обеспеченности организации рабочей силой, форм привлечения рабочей силы в организацию, применяемых форм и систем оплаты труда, социального страхования, медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения работников, мероприятий по повышению квалификации работников. Оценка условий труда для выявления степени их безопасности здоровью работников; оценка мероприятий по охране труда. Оценка степени удовлетворения работников заработной платой и условиями труда;
8. Экологической безопасности организации. Оценка соответствия продукции и услуг организации экологическим стандартам. Оценка мероприятий по охране окружающей среды;
9. Взаимоотношений организации – базы практики с другими организациями, налоговыми органами, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страховыми организациями, инвестиционными фондами;
10. Системы документооборота на предприятии.
В рамках профиля подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» особое внимание следует уделить:
Ø Ознакомлению с основными нормативными правовыми документами, которые регламентируют работу бухгалтерской службы;
Ø Изучению структуры бухгалтерии;
Ø Уяснение должностных обязанностей и прав сотрудников бухгалтерии.
5.Организация практики
Для четкой организации и проведения практики на кафедре ежегодно составляется план работ, предусматривающий все вопросы по организации, методическому обеспечению, руководству, проведению, контролю и отчетности.
За месяц до начала практики издается приказ по университету, который отражает организационные вопросы проведения практики в данном учебном году: сроки прохождения практики, распределение студентов по базам практики, назначает руководителей практики от университета из числа преподавателей кафедры «Финансы и Менеджмент».
Закрепление баз практики производится с учетом установления долгосрочных прямых контактов университета с предприятиями, учреждениями или организациями, а так же на основе писем, подписанных их руководителями, о возможности принять на практику конкретного студента (приложение А).
Обновление баз должно основыватьсяна анализе итогов проведения практики в предыдущем году и способствовать повышении качества и эффективности практической подготовки студентов.
Официальным основанием для закрепления предприятий, учреждений илиорганизаций в качестве базы практики является договор, который заключается между университетом и организацией.
Руководитель хозяйствующего субъекта (базы практики) издает приказ на практику, в котором определяется порядок организации и проведения практики и назначается руководитель практики от предприятия, учреждения, организации.
Студенты выполняют программу практики в соответствии с планом-графиком, составляют письменный отчет о прохождении практики, подписывают его у руководителя практики от предприятия и ставят на титульный лист печать. Затем защищают и подписывают отчет у руководителя практики от университета.
В период практики студент собирает фактический материал о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (базы практики).
Собранный материал должен быть обработан.
В процессе прохождения практики студент обязан:
· выполнять все задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным план-графиком;
· строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия и техники безопасности.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв-характеристику или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику или отчисляется из университета.
6. Разделы, входящие в отчет по практике
Раздел 1.
Дается общая характеристика рынка, на котором действует организация, обозначается сфера ее деятельности, ее цели и задачи, организационная структура, состояние материально-технической базы, а также основные показатели хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.
Объем не менее 5 страниц.
Раздел 2.
Анализируется и описывается структура активов организации:
Ø Основные средства
Ø Материально-производственные запасы
Ø Готовая продукция (или товары, если базой практики является торговая организация)
Ø Задолженности других организаций перед исследуемой организацией
Ø Денежные средства
Анализируется и описывается структура обязательств организации:
Ø Обязательств перед собственниками (уставный капитал, прибыль)
Ø Обязательств перед третьими лицами (обязательств перед другими организациями, кредиты, займы, задолженность перед работниками по заработной плате, перед бюджетом, внебюджетными фондами)
Объем не менее 5 страниц.
Раздел 3.
Анализируется и описывается структура бухгалтерии, приводится перечень нормативно - правовых документов, регламентирующих работу бухгалтерской службы, должностных обязанностей сотрудников бухгалтерии.
Объем не менее 5 страниц.
Список использованной литературы.
Пример оформления списка литературы в Приложении В.
Приложения.
В качестве приложение могут быть любые полученные в бухгалтерии организации внутренние документы: должностные инструкции, бухгалтерский баланс, учетная политика и другие.
Титульный лист отчета по практике представлен в приложении Б.
7. Оформление результатов практики
Изложение текста и оформление работы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001.
Страницы текста работы и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4. Работа должна быть выполнена на компьютере с использованием текстового процессора MS Word или другого аналогичного по возможностям и распечатана на принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210мм*297мм) через полтора интервала. Шрифт Times New Roman, черного цвета, высота букв, цифр и других знаков — 14 пунктов.
Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм.
Абзацный отступ – 1,25 см.
Наименования структурных элементов работы, «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов отчета. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, не подчеркивая.
Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.
Номер подраздела или пункта включает номер главы и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.
Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.
После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.
Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.
Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.
Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.
Номер страницы должен быть проставлен шрифтом Times New Roman, черного цвета, высота цифр — 14 пунктов.
Нумерация страниц работы и приложений, входящих в ее состав, должна быть сквозная.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе, непосредственно
после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Учебно-методическое обеспечение практики
Основная литература
1. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова; под ред. Ю. А. Бабаева.— 3-е изд.— М.: Проспект, 2014.— 430 с Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова; под ред. Ю. А. Бабаева.— 5-е изд.— М.: Проспект, 2014.— 430 с
https://www.book.ru/book/915504, по паролю
2. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник / Н. П. Кондраков.— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2013.— 492 с.
3.Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник / Н. П. Кондраков.— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2014.— 492 с.
https://www.book.ru/book/914625, по паролю
4. Сапожникова, Н. Г. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Н. Г. Сапожникова.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2011.— 471 с. — ISBN 978-5-406-00979-6 (в пер.).
Дополнительная литература
1. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах/ Н. П. Кондраков: учеб. пособие.- М: Проспект, 2014.-276 с. - https://www.book.ru/view/906269/
2. Рогуленко Т.М., Пономарёва С.В., Слиняков Ю.В., Бодяко А.В. Бухгалтерский финансовый учет/ Т.М. Рогуленко, С.В Пономарёва, Ю.В.Слиняков, А.В.Бодяко. – М.:КНОРУС, цифровая книга, 2012. - https://www.knorusmedia.ru/products/detail.php?id=3478
Периодические издания
1. Бухгалтерский учет
2. Главбух
3. Все для бухгалтера
Интернет-ресурсы
1. Электронный читальный зал “БИБЛИОТЕХ”: учебники авторов ТулГУ по всем дисциплинам.- Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/, по паролю.- Загл. С экрана
2. ЭБС IPRBooks универсальная базовая коллекция изданий.-Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/, по паролю.-.- Загл. с экрана
3. Научная Электронная Библиотека eLibrary – библиотека электронной периодики, режим доступа: https://elibrary.ru/, по паролю.- Загл. с экрана.
4. НЭБ КиберЛенинка научная электронная библиотека открытого доступа, режим доступа https://cyberleninka.ru/,свободный.- Загл. с экрана.
5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //window.edu.ru. - Загл. с экрана.
6. Справочная правовая система Консультант Плюс, размещена в 5-304, 5-309, 5-311.
Приложения
Приложение А.