Учебно-методическое обеспечение практики




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

направление 38.03.01 «Экономика»

Профиль подготовки: Бухгалтерский учет, анализ и аудит,

 

Тула 2018


ЛИСТ

Согласования программы и методических указаний

 

Программа и методические указания составлены доцентом Калачевой Т.И.

Обсуждены на заседании кафедры ФиМ Института права и управления(протокол заседания кафедры № __1 от 30.08.2018 г.)

 

 

Заведующий кафедрой ФиМ ____________ _______________ __________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата


Содержание

1. Цели и задачи практики. 3

2. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата. 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые во время прохождения производственной практики. 4

4. Программа практики. 7

5.Организация практики. 8

6. Разделы, входящие в отчет по практике. 10

7. Оформление результатов практики. 11

8. Учебно-методическое обеспечение практики. 13

Приложения. 16

 


 

1. Цели и задачи практики

 

Целью практики является закрепление и углубление теоретических и практических знаний и навыков, полученных в рамках профессиональной подготовки по направление подготовки 080100 «Экономика», профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Основными задачами практики является ознакомление с деятельностью организации – базы практики, организационно-правовой формой, ее структурой, структурой бухгалтерии, документооборотом.

В результате прохождения практики студенты должны приобрести:

Знания:

Ø нормативно-правовой основы деятельности организации – базы практики;

Ø внутренней и внешней среды функционирования организации – базы практики.

Умения:

Ø работать с людьми в коллективе;

Ø применять теоретические знания в практической учетной и аналитической деятельности;

Ø обобщать полученную информацию;

Ø составлять отчет о проделанной работе.

Навыки:

Ø работы с научной и справочной экономической литературой;

Ø Общей оценки финансово-экономического состояния и перспектив деятельности организации;

Ø составления аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

2. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата

 

Производственная практика относится к базовой части учебного цикла 5.Пр Учебная и производственная практики – 5Б Производственная практика

Для успешного прохождения производственной практики достаточна подготовка студента в период обучения в течение четырех семестров. Полученные на производственной практике материалы используются при выполнении курсовой и научно-исследовательской работы.

Во время производственной практики студенты работают на рабочих местах в бухгалтерии и выполняют конкретные задания по учету, анализу и управлению предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта. Таким образом, технико-экономическая практика является одной из основных форм связи высших учебных заведений с предприятиями, учреждениями и организациями. Она предусматривает, оказание взаимной помощи в решении задач как кафедры ФиМ (путем предоставления хозяйствующими субъектами возможности прохождения практики и передачи практикантам опыта управления финансами), так и предприятий, организаций и учреждений (путем оказания сотрудниками университета и студентами-практикантами помощи производству по решению конкретных экономических и управленческих задач).

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые во время прохождения производственной практики

Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

б) профессиональных (ПК):

расчётно-экономическая деятельность

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность

- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13)

4. Программа практики

В программу практики входит изучение следующих элементов:

1. Целей и задач создания организации – базы практики;

2. Характера деятельности предприятия, организационно-правовой формы, структуры предприятия;

3. Устава организации, других нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организации;

4. Органов управления базой практики, в том числе производственной и административно-хозяйственной структуры управления, функциональных взаимосвязей подразделений и групп.

5. Организации производства продукции (выполнения работ, услуг), его планирования и обслуживания. Определение типа производства (единичное, серийное или массовое). Оценка производственных мощностей, уровня их загрузки и направлений использования;

6. Информационного обеспечения организации, подразделений, рабочих мест. Оценка информационных потоков и технологии обработки информации. Оценка эффективности используемых при этом технических средств;

7. Кадровой политики организации. Оценка обеспеченности организации рабочей силой, форм привлечения рабочей силы в организацию, применяемых форм и систем оплаты труда, социального страхования, медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения работников, мероприятий по повышению квалификации работников. Оценка условий труда для выявления степени их безопасности здоровью работников; оценка мероприятий по охране труда. Оценка степени удовлетворения работников заработной платой и условиями труда;

8. Экологической безопасности организации. Оценка соответствия продукции и услуг организации экологическим стандартам. Оценка мероприятий по охране окружающей среды;

9. Взаимоотношений организации – базы практики с другими организациями, налоговыми органами, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страховыми организациями, инвестиционными фондами;

10. Системы документооборота на предприятии.

 

В рамках профиля подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» особое внимание следует уделить:

 

Ø Ознакомлению с основными нормативными правовыми документами, которые регламентируют работу бухгалтерской службы;

Ø Изучению структуры бухгалтерии;

Ø Уяснение должностных обязанностей и прав сотрудников бухгалтерии.

5.Организация практики

Для четкой организации и проведения практики на кафедре ежегодно составляется план работ, предусматривающий все воп­росы по организации, методическому обеспечению, руководству, проведению, контролю и отчетности.

За месяц до начала практики издается приказ по универси­тету, который отражает организационные вопросы проведения практики в данном учебном году: сроки прохождения практики, распределение студентов по базам практики, назначает руководителей практики от университета из числа преподавателей кафедры «Финансы и Менеджмент».

Закрепление баз практики производится с учетом установ­ления долгосрочных прямых контактов университета с предприя­тиями, учреждениями или организациями, а так же на основе писем, подписанных их руководителями, о возможности принять на практику конкретного студента (приложение А).

Обновление баз должно основыватьсяна анализе итогов проведения практики в предыдущем году и способствовать повы­шении качества и эффективности практической подготовки сту­дентов.

Официальным основанием для закрепления предприятий, учреждений илиорганизаций в качестве базы практики является договор, ко­торый заключается между университетом и организацией.

Руководитель хозяйствующего субъекта (базы практики) издает приказ на практику, в котором определяется порядок организации и проведения практики и назначается руководитель практики от предприятия, учреждения, организации.

Студенты выполняют программу практики в соответствии с планом-графиком, составляют письменный отчет о прохождении практики, подписывают его у руководителя практики от предприятия и ставят на титульный лист печать. Затем защищают и подписывают отчет у руководителя практики от университета.

В период практики студент собирает фактический материал о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (базы практики).

 

Собранный материал должен быть обработан.

 

В процессе прохождения практики студент обязан:

· выполнять все задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным план-графиком;

· строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия и техники безопасности.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв-характеристику или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику или отчисляется из университета.

 

6. Разделы, входящие в отчет по практике

 

Раздел 1.

Дается общая характеристика рынка, на котором действует организация, обозначается сфера ее деятельности, ее цели и задачи, организационная структура, состояние материально-технической базы, а также основные показатели хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

Объем не менее 5 страниц.

Раздел 2.

Анализируется и описывается структура активов организации:

Ø Основные средства

Ø Материально-производственные запасы

Ø Готовая продукция (или товары, если базой практики является торговая организация)

Ø Задолженности других организаций перед исследуемой организацией

Ø Денежные средства

Анализируется и описывается структура обязательств организации:

Ø Обязательств перед собственниками (уставный капитал, прибыль)

Ø Обязательств перед третьими лицами (обязательств перед другими организациями, кредиты, займы, задолженность перед работниками по заработной плате, перед бюджетом, внебюджетными фондами)

Объем не менее 5 страниц.

Раздел 3.

Анализируется и описывается структура бухгалтерии, приводится перечень нормативно - правовых документов, регламентирующих работу бухгалтерской службы, должностных обязанностей сотрудников бухгалтерии.

Объем не менее 5 страниц.

Список использованной литературы.

Пример оформления списка литературы в Приложении В.

Приложения.

В качестве приложение могут быть любые полученные в бухгалтерии организации внутренние документы: должностные инструкции, бухгалтерский баланс, учетная политика и другие.

Титульный лист отчета по практике представлен в приложении Б.

7. Оформление результатов практики

 

Изложение текста и оформление работы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001.

Страницы текста работы и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4. Работа должна быть выполнена на компьютере с использованием текстового процессора MS Word или другого аналогичного по возможностям и распечатана на принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210мм*297мм) через полтора интервала. Шрифт Times New Roman, черного цвета, высота букв, цифр и других знаков — 14 пунктов.

Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм.

Абзацный отступ – 1,25 см.

Наименования структурных элементов работы, «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов отчета. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, не подчеркивая.

Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Номер подраздела или пункта включает номер главы и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

Номер страницы должен быть проставлен шрифтом Times New Roman, черного цвета, высота цифр — 14 пунктов.

Нумерация страниц работы и приложений, входящих в ее состав, должна быть сквозная.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе, непосредственно

после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Учебно-методическое обеспечение практики

Основная литература

1. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова; под ред. Ю. А. Бабаева.— 3-е изд.— М.: Проспект, 2014.— 430 с Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова; под ред. Ю. А. Бабаева.— 5-е изд.— М.: Проспект, 2014.— 430 с

https://www.book.ru/book/915504, по паролю

2. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник / Н. П. Кондраков.— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2013.— 492 с.

3.Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник / Н. П. Кондраков.— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2014.— 492 с.

https://www.book.ru/book/914625, по паролю

4. Сапожникова, Н. Г. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Н. Г. Сапожникова.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2011.— 471 с. — ISBN 978-5-406-00979-6 (в пер.).

Дополнительная литература

1. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах/ Н. П. Кондраков: учеб. пособие.- М: Проспект, 2014.-276 с. - https://www.book.ru/view/906269/

2. Рогуленко Т.М., Пономарёва С.В., Слиняков Ю.В., Бодяко А.В. Бухгалтерский финансовый учет/ Т.М. Рогуленко, С.В Пономарёва, Ю.В.Слиняков, А.В.Бодяко. – М.:КНОРУС, цифровая книга, 2012. - https://www.knorusmedia.ru/products/detail.php?id=3478

Периодические издания

1. Бухгалтерский учет

2. Главбух

3. Все для бухгалтера

Интернет-ресурсы

1. Электронный читальный зал “БИБЛИОТЕХ”: учебники авторов ТулГУ по всем дисциплинам.- Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/, по паролю.- Загл. С экрана

2. ЭБС IPRBooks универсальная базовая коллекция изданий.-Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/, по паролю.-.- Загл. с экрана

3. Научная Электронная Библиотека eLibrary – библиотека электронной периодики, режим доступа: https://elibrary.ru/, по паролю.- Загл. с экрана.

4. НЭБ КиберЛенинка научная электронная библиотека открытого доступа, режим доступа https://cyberleninka.ru/,свободный.- Загл. с экрана.

5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //window.edu.ru. - Загл. с экрана.

6. Справочная правовая система Консультант Плюс, размещена в 5-304, 5-309, 5-311.


Приложения

 

Приложение А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: