Стили семейного воспитания
Заполнил (мама, папа, бабушка/дедушка, опекун, ______________)
ФИ учащегося __________________________________________________ Класс ______________
Если в процессе воспитания участвует несколько человек и подходы к воспитанию различаются, просьба пройти данный опрос всем участникам, подписав сверху, кому принадлежат ответы.
Инструкция: Уважаемые родители! С помощью этого теста попробуйте оценить свойственный вам стиль семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас.
№ п/п | Вопросы | Кто заполнил | |||
Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием? | |||||
А | Преимущественно воспитанием | ||||
Б | Сочетанием врожденных задатков и условий среды | ||||
В | Главным образом врожденными задатками | ||||
Г | Ни тем, ни другим, а жизненным опытом | ||||
Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? | |||||
А | Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности | ||||
Б | Абсолютно с этим согласен | ||||
В | Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей | ||||
Г | Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом | ||||
Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? | |||||
А | Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) | ||||
Б | Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) | ||||
В | Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) | ||||
Г | Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер) | ||||
Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? | |||||
А | Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит | ||||
Б | Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам | ||||
В | Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности | ||||
Г | Конечно, в первую очередь это должны сделать родители | ||||
Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? | |||||
А | Если попросит, можно и дать | ||||
Б | Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы | ||||
В | Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы | ||||
Г | Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму | ||||
Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? | |||||
А | Огорчусь, постараюсь утешить ребенка | ||||
Б | Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика | ||||
В | Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги | ||||
Г | Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях | ||||
Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка? | |||||
А | Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято | ||||
Б | Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить | ||||
В | Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы | ||||
Г | Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе | ||||
Дочь(сын)-подросток хочет провести выходные на даче у друзей, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы? | |||||
А | Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. | ||||
Б | Возможно, если знаю товарищей как порядочных и надежных ребят. | ||||
В | Она(он) вполне разумный человек, чтобы самостоятельно принять решение. Хотя, конечно, буду немного беспокоиться | ||||
Г | Не вижу причины запрещать | ||||
Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? | |||||
А | Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить | ||||
Б | Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения | ||||
В | Расстроюсь | ||||
Г | Попробую разобраться, что его побудило солгать | ||||
Считаете ли вы, что подаете (будете подавать) ребенку достойный пример? | |||||
А | Безусловно | ||||
Б | Стараюсь | ||||
В | Надеюсь | ||||
Г | Не знаю |
|
|
|
Описание:
Ключ
Обработка результатов
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Интерпретация результатов теста
• Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
• Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители своим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
• Либеральный стиль (попустительский, снисходительный). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
• Индифферентный стиль (безразличный). Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!