На рынке сбыта хлебобулочных изделий в г. Вышнем Волочке присутствуют следующие конкуренты: ОАО «Волжский пекарь»г. Тверь; ЗАО «Хлеб» г. Тверь; ОАО «Хлебный дом» г. Санкт-Петербург»; ОАО «Удомельский хлебокомбинат»; мини-пекарня п. Красномайский; ООО «Эврика» г. Тверь.
В настоящее время география рынков сбыта хлебобулочных изделий расширилась, появились новые покупатели продукции.
Основные рынки, на которых «Вышневолоцкий хлебокомбинат» осуществляет свою деятельность:
ОАО «Вышневолоцкий хлебокомбинат» реализует свою продукцию на рынках города Вышнего Волочка и районов: Вышневолоцкого, Бологовского, Фировского, Удомельского.
Доля на рынке по основным видам продукции:
Хлебобулочные изделия:
г. Вышний Волочек – 61,0%
Вышневолоцкий район – 52,5%
г. Бологое Бологовский р-он – 15,0%
п. Фирово Фировский р-он – 16,6%
г. Удомля Удомельский р-он – 9,4%
Кондитерские изделия
г. Вышний Волочек – 25%
Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции и возможные действия эмитента по уменьшению такого влияния:
Хлебобулочных изделий ОАО «Вышневолоцкий хлебокомбинат» преобладают на рынке в городе Вышнем Волочке, но оно испытывает давление со стороны конкурентов.
ЗАО «Хлеб» г. Тверь поставляет на рынок новый ассортимент, выработанный на новом оборудовании с применением новых технологий.
Пекарня «Красный Май» Вышневолоцкого района поставляет на рынок продукцию на порядок дешевле, чем производит ОАО «Вышневолоцкий хлебокомбинат».
Вспомогательным, но необходимым звеном в системе жизнедеятельности предприятия, является доставка продукции покупателям собственным автотранспортом. Сейчас автопарк составляет 22 единицы.
СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Цены разрабатывает планово - экономический отдел. Подсчитываются
Все затраты связанные с производством продукции (мука, соль, вода, масло растительное и т.д.), НДС и выводиться цена за единицу продукции.
Цены утверждаются генеральным директором и заместителем генерального директора по экономике и финансам.
Составляются прайс - листы в которых указывается ассортимент продукции, вес, свободная отпускная цена за единицу без упаковки, в пакетах, га управленческом аппарате.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На Вышневолоцком хлебокомбинате планирование осуществляет заместитель Генерального директора по экономике и финансам и планово-экономический отдел.
Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.
Процесс внутрипроизводственного планирования включает:
· формирование общих целей (стратегии) развития предприятия;
· определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;
· установление путей и средств их достижения;
· обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;
· контроль за достижением поставленных целей и задач посредством сопоставления плановых показателей с фактическими.
Основные элементы планирования на предприятии следующие:
· прогнозирование концептуальных перспективных целей и способов их достижения на базе прогнозов развития отдельных отраслей, регионов и экономики страны в целом. Как элемент внутрипроизводственного планирования прогнозирование непосредственно связано с маркетингом и принимает форму рыночной стратегии предприятия;
· постановка задач планирования на основе прогноза, установление ориентировочных сроков их выполнения и необходимого ресурсного обеспечения;
· корректировка плана, заключающаяся в разработке программы, в которой устанавливают конкретные сроки выполнения плановых заданий, производят увязку отдельных этапов реализации программы, поставок, производственных и сбытовых операций;
· составление бюджетов, или смет затрат материалов, капитальных вложений, поступлений и расходования наличных денег и др., на основе которых определяют функции каждого подразделения и исполнителей, ответственных за определенные операции;
· конкретизация плана — завершающий элемент, включающий конкретные установки по реализации принятых решений в отдельных звеньях предприятия.
РАБОТА ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА
Маркетингом наВышневолоцком хлебокомбинате занимается директор по продажам и директор по торговле, которому подчиняется отдел продаж и отдел торговли.
Данный отдел занимается:
– Изучение конкурентов (необходимо определить группу из 3-5 компаний). Сигнальная группа позволит более качественно изучить конкурентов.
- Собрать и обработать информацию об их позиционировании, сильных/слабых сторонах, стратегии развития (источники информации – вендоры, дилеры, отдел продаж, клиенты, Интернет).
- Организовать мониторинг их рекламной и PR деятельности. Это необходимо для определения размера их рекламного бюджета, каналов коммуникации с клиентами/дилерами, их позиционированием на рынке, стратегией развития и т.д.
- Провести сравнительный анализ товарного портфеля конкурентов (ценовая категория, функциональное предназначение).
- Сравнительный анализ клиентской базы (открытые источники, отдел продаж).
- Проанализировать работу конкурентов с дилерами/вендорами/конечными покупателями.
- Организация сбора, обработки и обмена информацией с региональным отделом, отделом продаж.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
По итогам работы за 2008 год численность работников предприятия снизилась на 36 человек. Среднемесячная заработная плата за 2008 год по сравнению с этим же периодом прошлого года возросла на 14,0%.
Показатели по численности и фонду оплаты труда за период 2007- 2008 гг. по цехам и отделам.
____________________________________________________________________________ _________
Отдел | Численность, чел. | Фонд оплаты труда, т.р. | Средняя заработная плата, т.р. | ||||||
темп роста | темп роста | темп роста | |||||||
Руководители | 30,8 | 31,5 | 97,8 | 5 478,48 | 6 041,38 | 90,68 | 14,82 | 15,98 | 92,74 |
Специалисты | 25,2 | 27,5 | 91,6 | 3 011,84 | 2 756,60 | 109,25 | 9,96 | 8,35 | 119,28 |
Хлебобулочный цех | 94,6 | 99,0 | 95,5 | 11 980,16 | 11 312,00 | 105,91 | 10,55 | 9,44 | 111,75 |
Кондитерский цех | 14,5 | 15,0 | 96,7 | 1 555,34 | 1 339,20 | 116,14 | 8,94 | 7,44 | 120,16 |
Котельная | 7,2 | 8,3 | 86,7 | 757,46 | 690,0 | 109,78 | 8,77 | 6,89 | 127,29 |
Отдел снабжения | 7,8 | 9,0 | 86,7 | 1 194,80 | 1 153,85 | 103,55 | 12,76 | 10,66 | 119,70 |
Отдел продаж | 33,4 | 34,7 | 96,3 | 3 895,04 | 3 466,87 | 112,35 | 9,72 | 8,33 | 116,69 |
Механический и энергетический отделы | 17,0 | 21,5 | 79,1 | 2 069,72 | 2 350,96 | 88,04 | 10,15 | 9,11 | 111,42 |
Автотранспортный отдел | 40,7 | 47,6 | 85,5 | 7 076,64 | 6 537,46 | 108,25 | 14,49 | 11,45 | 126,55 |
Строительный отдел | 2,6 | 5,8 | 44,8 | 223,40 | 454,14 | 49,19 | 7,16 | 6,48 | 110,49 |
Хоз. отдел | 12,4 | 14,3 | 86,7 | 941,82 | 791,04 | 119,06 | 6,33 | 4,95 | 127,88 |
КПС | 15,7 | 16,1 | 97,5 | 1 425,01 | 1 382,14 | 103,10 | 7,56 | 7,15 | 105,73 |
Отдел фирменной торговли | 36,1 | 42,7 | 84,5 | 3 362,21 | 3 265,32 | 102,96 | 7,76 | 6,38 | 121,63 |
Итого | 338,0 | 371,0 | 9Ы | 42 971,92 | 41 549,96 | 103,42 | 10,60 | 9,26 | 114,47 |
В цехах-изготовителях заработная плата определяется по сдельной системе оплаты труда. Остальные работники получают заработную плату в виде оклада, с установкой премиальных надбавок.
Для работников занятых непосредственно изготовлением продукции производятся доплаты за работу в ночное время и праздничные дни.
Поощрение особо отличившихся работников (ветеранов производства, юбиляров) производится в денежных выплатах, а также поощрения грамотами и благодарственными письмами.