Глава 1. Проектная деятельность в библиотеке




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Проектная деятельность библиотек по формированию гражданственности подростков на примере проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»

Выполнил студент

 

 

Чебоксары


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  
Глава 1. Проектная деятельность в библиотеке  
1.1. Что такое проект? Структура проекта? Виды проекта  
1.2. Грантодатели (примеры)  
Глава 2. Проект  
2.1. О библиотеке  
2.2. Свой проект  

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальности темы

Проблема патриотического воспитания подростков в последнее время занимает всё большое место. Поэтому вопрос «о воскрешении» духовно - нравственных идей подростков и об их патриотическом воспитании очень актуален. В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, воспитание чувства гордости к малой родине, воспитание гордости за свой народ, за людей, защищавших наше Отечество. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах творчества, которые связаны с защитой российских рубежей.

Цель выпускной квалификационной работы

 

Задачи исследования:

Объект исследования выпускной квалификационной работы: подростки

Предмет исследования выпускной квалификационной работы

Методология

Степень разработанности проблемы

Практическая значимость

 


Глава 1. Проектная деятельность в библиотеке

В настоящее время нет, наверное, ни одной библиотеки, которой не приходилось бы создавать проекты, принимать участие в различных конкурсах. Благодаря проектной деятельности, помимо улучшения финансового состояния библиотек, усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Что же такое "проект"? Проект – комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата. Замысел проекта должен быть социально значимым. При этом он может быть очень скромным, но обязательно нужным кому-то.

Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.

У проекта есть свои свойства:

- Временные ограничения

- Момент начала и окончания работ (решения проблемы)

- Завершенность результата

- Решение крупной, хорошо структурированной проблемы

- Реализация определенного объема ресурсов

- Явно выраженная цель.

Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы:

· Концепция

· Разработка

· Реализация

· Завершение

Начальная фаза проекта – разработка концепции, включающая в себя:

- Сбор первичных данных и их анализ

- Выявление проблемной ситуации и необходимости в изменениях

- Определение цели, задач, основных требований, необходимых ресурсов, времени и средств, анализ окружения проекта, отбор участников проекта, определение возможных рисков

- Определение возможных путей решения проблемы, их оценка, выработка на их основе предложений

- Поиск финансирующих организаций и оформление заявок на финансирование.

В первую очередь важно определить основную идею проекта. Необходимо определить:

- Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта

- Действительно ли основная проектная идея отвечает современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории

- Необходимо показать, как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная библиотека сможет ее решить. Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными, реальной статистикой, экспертными оценками, публикациями в прессе, обращениями пользователей и т.д.

Наибольшую трудность вызывает формулировка цели и задач.

Цель – конечный (отдаленный) результат или продукт, то, во имя чего предпринимается проект (общие утверждения, которые не могут быть оценены количественно). Это сформулированный желаемый результат с точки зрения пользователей или библиотеки, который имеет долгосрочный характер. Отвечает на вопрос – «зачем?».

Задачи проекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации. Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия. Когда говорится «улучшение» или «повышение» чего-либо, то непонятно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, а проект осуществленным. Так как за задачами всегда стоят определенные результаты, лучше формулировать их глаголами (создать… объединить…изменить).

Формулируя задачу, ответьте на вопросы:

- Предусматривает ли задача определенный срок выполнения

- Обозначено ли в задаче «что» и «как» вместо «зачем» и «почему»

- Поддается ли задача измерению и проверке (каким способом определить ее выполнение)

- Выполнима ли задача

- Понятна ли задача, сформулирована ли ясным и понятным языком

- Не забудьте, что цели не равны задачам.

Следующей фазой является фаза разработки. Ее главным содержанием является разработка основных компонентов проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание работ можно сформулировать так:

· Назначение руководителя и формирование команды

· Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)

· Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)

· Заключение договора на получение финансирования.

Должно быть ясно, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Объясните, что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

На фазе реализации проекта выполняются основные работы проекта, необходимые для достижения поставленной цели. По мере осуществления проекта руководитель постоянно контролирует ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми.

На фазе завершения проекта достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта. Основное содержание работ обычно состоит в следующем:

· Организация PR-кампании, проведение презентаций

· Введение объекта в действие

· Разработка методических материалов, публикаций в СМИ

· Оценка результатов проекта и подведение итогов

· Подготовка финансовых и содержательных отчетов для финансирующих организаций

· Закрытие проекта.

Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими людьми и организациями.

Виды проектов:

1. Пилотный проект - это первый этап внедрения, позволяющий убедиться в применимости и эффективности предлагаемой системы действий, обучить рабочую группу сотрудников библиотеки работе с новой системой, определить необходимую конфигурацию системы, а также определить и спланировать организационные и технические мероприятия на первом этапе внедрения. Продолжительность его не более 30 дней.

2. Информационный проект - это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей.

3. Инновационный проект - это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену.

4. Маркетинговый проект - это проект, рассчитанный на широкую взаимосвязь с общественностью.

5. Стратегический проект - это проект, который содержит планирование какой-либо деятельности на длительную перспективу.

6. Организационный проект - направлен на объединение людей для достижения сложных задач. Например, для разработки проекта более сложного уровня.

7. Партнёрский проект - это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.

8. Экономический проект - имеет форму долгосрочного планирования приоритетных библиотечных задач в установленные сроки (в этом смысле стратегический и экономический проекты похожи).

9. Образовательный проект - направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений.

10.Социальный проект - направлен на улучшение жизни определённой категории людей.

11. Культурно-досуговый проект - это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно- досуговых зрелищных мероприятий, литературно - музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.

12. Проект повышения квалификации - направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки.

Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации как целевых читательских групп, так и широкой общественности города.

Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к кооперации и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.

В результате реализации проекта возникают новые образовательные, информационные, культурные и социальные услуги, новые возможности, новые структуры.

 

На современном этапе, когда невозможно представить жизнь человека без информационных технологий, к библиотекам предъявляются все более строгие требования, в свете чего возрастает актуальность проектной деятельности в библиотеках. Проектная деятельность в общедоступных, публичных библиотеках являлась предметом рассмотрения в научных статьях множеством авторов, например, Михеевой Н. Н., Павличенко И. А., Потеевой Е. А., Барановой Н. В., Шишкиной Е. Ю., Вертяковой Э. Ф. и многих других. Однако, на данный момент очень мало публикации на тему направлений проектной деятельности в публичной библиотеке, практически данный вопрос лишь очень частично отмечается в публикациях на иные темы. Именно этот вопрос предлагается рассмотреть в данной статье. Итак, целью настоящей статьи является попытка выявить направления (содержательное наполнение) проектной деятельность в публичной библиотеке и, соответственно, ее роль для публичных библиотек. Как мы знаем, приоритетная роль в приучении к чтению, в воспитании уважения к книге и знаниям отводится публичной библиотеке, которая имеет широкий диапазон различных традиционных и инновационных подходов, форм и приемов продвижения чтения, воспитания тяги к знаниям. Однако, очевидным является и то, что в современном обществе человек, гибкий и мобильный, является наиболее восприимчивым к нестандартному, инновационному опыту. Публичная библиотека на современном этапе — это уникальное пространство реальных и виртуальных коммуникаций среди населения любого возраста и достатка, ей отводится роль в формировании социальных и культурных интересов личности любого возраста, организации доступа к информационным сетям. Можно сказать, что публичная библиотека является центром общественной жизни определенного контингента населения, она неотъемлемая часть социокультурной инфраструктуры муниципальной территории, региона. Современные публичные библиотеки развиваются как многофункциональные интеллектуальные и культурно-просветительские центры, ими активно осваиваются различные информационно-коммуникационные технологии развития дистанционных услуг для населения. В том числе, новейшие эффективные инновационные решения библиотекам помогает находить проектная деятельность. [2, с. 108] Можно сказать, что инновационная деятельность публичных библиотек является неразрывно связанной именно с проектной деятельностью, являющейся инструментом реализации различных библиотечных инноваций. Итак, на современном этапе проектная, в особенности грантовая деятельность (чаще всего, когда речь идет о проектной деятельности, подразумевается именно оформление и подача проекта на получение гранта), — это важное направление работы публичных библиотек. [5, с. 450] В переводе с латинского языка термин «проект» в буквальном смысле означает «брошенный вперед». Традиционно под проектом понимался замысел, план, который нацелен на некоторое преобразование. Проект, следовательно, можно трактовать как разработку и осуществление ряда, комплекса мероприятий, которые ограничены по времени и являются направленными на достижение определенного результата, изменение существующей ситуации. [6, с. 36] По мнению Нимаевой Е. Г., проект является мысленным прогнозированием того, что затем будет воплощено в виде услуги, предмета, творческого действия. [10, с. 124] «Современный словарь по общественным наукам» под редакцией Данильяна О. Г. и Панова Н. И. дает два довольно общих определения данному термину: 1) предшествующий, предварительный текст какого — либо документа; 2) в философии экзистенциализма (Ж. — П. Сартр) способ реализации человеком своей свободы: постоянное и неминуемое осуществление выбора, становящегося, в результате, не только выбором действий, но и выбором жизненной судьбы. [10, с. 124] По мнению Шишкина Е. Ю. и Вертякова Э. Ф., можно выделить признаки деятельности, которую возможно квалифицировать как проектную, это такие признаки, как: – «ориентация на получение конкретного результата; – предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации; – относительно жесткая фиксация срока достижения результата; – предварительное планирование действий по достижению результата; – программирование — планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижения общего результата проекта; – выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; – получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации». [10, с. 123] Важно отметить, что проектная деятельность в достаточной мере отличается от такого понятия, как планирование, а именно тем, что выводит деятельность учреждения за обычные (то есть бюджетные) рамки и позволяет получать дополнительное (вне бюджетное) финансирование под реализацию какой-либо конкретной деятельности. Одна из наиважнейших составляющих любого из проектов — это анализ и изучение состава библиотечного фонда — следовательно, отбор литературного содержания проектов всегда ориентируется на целостность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт участников, а также способствует докомплектованию фонда необходимыми изданиями. [7, с. 331] Проектная деятельность в публичных библиотеках не только лишь повышает качество предоставляемых читателям услуг — при ее помощи библиотеки обретают свой особенный имидж и новые перспективы в работе. Именно управление проектной деятельностью, по мнению Потеевой Е. А. и Баранова Н. В., станет ведущим звеном в модернизации, которую можно представить как совокупность реализуемых крупных, масштабных и малых проектов, которые являются направленными на развитие и совершенствование библиотек различных ведомств, как повышение конкурентоспособности в глобальной информационной среде. [9, с. 259] Важно отметить, что проектная деятельность общедоступных библиотек отличается огромным разнообразием форм и тематики. Основные из направлений данной деятельности, естественно, определяются профилем работы каждой из библиотек, ее расположением, потребностями и интересами ее аудитории. Так, по мнению Ветровой Д. А., с позиций содержательного наполнения и форм реализации проектная деятельность публичных библиотек является достаточно разнообразной. При этом, к числу приоритетных направлений проектирования, по мнению данного автора, необходимо отнести такие из них, как: – «содействие социальной адаптации проблемных и социально незащищенных групп населения; – внедрение современных информационных технологий и форм; – организация культурного досуга населения в целом и отдельных его категорий (молодые родители, пенсионеры, приемные и опекунские семьи, дети и подростки и т. п.); – восстановление и сохранение исторических и культурных традиций; помощь в решении вопросов обеспечения занятости населения; – и многое др.» [2, с. 108]. Что касается тематической направленности проектной деятельности публичных библиотек, то тут необходимо сказать о проектах, к примеру, по краеведению, экологии, социализации личности, развитию образования и самообразования, то есть по традиционным для библиотек направлениям. Приоритетными группами населения, для которых пишутся библиотечные проекты, как отмечает Макеева О. В., являются дети и подростки, молодежь (до 25 лет), пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, семьи. Проектов по работе с отдельными профессиональными группами практически нет, что отмечалось и в аналитическом докладе по результатам мониторинга выполнения национальной программы развития чтения. По временному охвату большинство проектов — краткосрочные и среднесрочные. Большинство из них реализуются в течение года или двух. [5, с. 251] Итак, проектная деятельность на современном этапе относится к ведущему направлению работы публичных библиотек, так как способствует наиболее эффективному решению системы сложных социальных и профессиональных задач. Рационально структурированная система проектного управления, по мнению Павличенко И. А., позволяет сосредоточить ресурсы библиотеки на значимых для выбранной категории читателей направлениях. [8, с. 165] Проектный подход к библиотечной деятельности постепенно становится одним из качественных критериев работы публичной библиотеки, формой реализации творческих идей, проведения различных акций. Благодаря проектной деятельности усиливается роль библиотек в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки формируют положительный имидж, появляются новые перспективы в работе. [6, с. 35–36] Важно отметить так же и то, что виртуальное пространство и социальные медиа — это новые открытые площадки для реализации библиотечных проектов. На данный момент библиотеки, в частности публичные, имеют собственные веб-страницы и страницы в социальных сетях Facebоок, ВКонтакте, блоги, создают краеведческие порталы. Реализация этих проектов дает возможность развивать журналистские и дизайнерские способности самих работников библиотек, организовывать общение для пользователей, распространять уникальную информацию о библиотеке в информационном пространстве, внедрять новые услуги. [1] Активная проектная деятельность, как отмечает Аксенова Г., побуждает библиотеки постоянно находиться в творческом поиске, развивать социальные партнерства, генерировать новые идеи, сотрудничать с обществом, для повышения положительного имиджа библиотеки, книги и информации в обществе. [1] По мнению же Деревенцовой С. И., проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т. е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности. [4, с. 35] По мнению автора настоящей работы, библиотечная проектная деятельность на современном этапе имеет множество важных направлений, через которые и раскрывается ее роль в деятельности публичных библиотек. Это следующие направления проектной деятельности (их содержательное наполнение): – проектная деятельность способствует привлечению внебюджетных средств, что, безусловно, важно, так как дает дополнительную финансовую поддержку для наиболее эффективного развития, открытия новейших перспектив, внедрения различных инновационных форм работы, улучшения материально-технической базы библиотек; – проектная деятельность на современном этапе является одним из самых эффективных способов публичным библиотекам «заявить о себе», повысив тем самым престиж библиотеки, подчеркнув ее значимость и роль в местном сообществе; – в детской библиотеке проектная деятельность позволяет очень успешно реализовывать различные творческие идеи, эффективно вести досуговую деятельность; – проектная деятельность публичных библиотек играет огромную роль в формировании научной грамотности подростков и молодежи. – проектная деятельность публичных библиотек играет огромную роль в формировании правовой культуры у подрастающего поколения, качественная проектная деятельность позволит улучшить всю систему введения подростка в правовую культуру, сделав данный процесс наиболее эффективным и интересным для подростков; – проектная деятельность публичной библиотеки является возможностью рассказать о ее возможностях и услугах, сформировав тем самым привлекательный образ, так как любой качественный проект сопровождается рекламой; – проектная деятельность дисциплинирует, сплачивает и организует рабочий коллектив библиотеки. При этом в сам творческий процесс совершенно без принуждения со стороны вовлекаются не только лишь сами сотрудники библиотеки, но также и читатели, а проектная деятельность способствует, помимо прочего, и личностному их развитию; – проектная деятельность публичных библиотек дает возможность библиотеке освоить наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Проектная работа библиотек позволяет им целенаправленно вести работу по разным направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и организациями — социальными партнерами. Таким образом, автором настоящей работы выявлена роль проектной деятельности публичных библиотек, которая заключена в широком круге возможностей для библиотек не только качественно улучшить свою работу, но и вывести саму библиотеку на качественно новый уровень. Литература: Аксенова Г. Развитие программной и проектной деятельности библиотеки как фактор успешного библиотечного менеджмента // URL: https://lib-lg.com/index.php/kollegam/publikatsii-spetsialistov/367-razvitie-programmnoj-i-proektnoj-deyatelnosti-biblioteki-kak-faktor-uspeshnogo-bibliotechnogo-menedzhmenta Ветрова Д. А. Проектная деятельность библиотек как средство культурно — просветительной работы с детьми и подростками // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. — 2017. –С. 107–109. Голубева Н. Л., Иванова Н. С., Самохина С. П. Инновационно-проектная деятельность публичной библиотеки: социокультурный аспект // Культурная жизнь Юга России. –2017. –№ 4 (67). –С. 117–120. Деревенцова С. И. Сущность понятия проектной деятельности // Приоритетные научные направления: от теории к практике. –2013. –№ 7. –С. 32–35. Макеева О. В. Проектная деятельность общедоступных (публичных) библиотек: развитие традиционных направлений новыми средствами (Сибирский федеральный округ) // Труды ГПНТБ СО РАН. –2015. –№ 8. –С. 449–454. Михеева Н. Н. Библиотечный проект как форма реализации творческих идей // В сборнике: Информационно-библиотечные сервисы для науки и образования материалы научно-практической конференции. –2017. –С. 35–40. Моргунова Е. В. Проектная деятельность Тульской областной детской библиотеки (на примере литературного проекта «Культурный перекресток сказок») // В сборнике: Орловский государственный институт культуры как фундаментальный центр сохранения и развития отечественной культуры материалы международной научно-практической конференции. –2017. –С. 330–333. Павличенко И. А. Проектная деятельность муниципальных библиотек как инструмент формирования научной грамотности подростков // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. –2017. –№ 2 (8). –С. 164–166. Потеева Е. А., Баранова Н. В. Документационное обеспечение проектной деятельности в публичных библиотеках: хранение в электронном виде // В сборнике: Культурная жизнь Юга России: Социальная память. Актуализация. Модернизация Материалы II Международной научно-практической конференции. Редакторы С. С. Зенгин, Н. Г. Денисов, Р. З. Близняк и др.. –2017. –С. 259–263. Шишкина Е. Ю., Вертякова Э. Ф. Сущность понятия «проектная деятельность» и ее особенности // Новая наука: Проблемы и перспективы. –2016.– № 6–2 (85). –С. 123–127.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Юрченко О. Н. Проектная деятельность публичной библиотеки // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 274-278. — URL https://moluch.ru/archive/277/62626/ (дата обращения: 10.03.2020).

 

 

Введение

Подлинная выставка - это не именно собрание книг, оказавшихся бок о бок по ряду непреднамеренных случаев, а обдуманное творение, вызванное пробуждать в читателе целеустремленную и умственную деятельность.

Выставочная деятельность - одно из наиболее интересных направлений в работе любой библиотеки. Сложно вообразить организацию массовых мероприятий, научных конференций, творческих встреч с читателями без книжно-иллюстративных выставок, просмотров, которые выявляют фонд библиотеки по заданной теме.

Выставки остаются самыми известными и одними из основных инструментов доведения информации до пользователей библиотек. С совершенствованием такого информационного источника как Интернет, к большому сожалению, заметно наблюдается угасание читательского спроса на традиционные печатные издания.

Помимо всего, в нынешних ситуациях компьютеризации, популярны и распространены виртуальные выставки, которые показаны на сайтах библиотек. Существует несколько терминов «инновации», но их соединяет очень значимый момент, они основываются на уже существующих достижениях. Таким образом, надо принять во внимание уже имеющийся опыт и использовать его на практике.

Так, например, при проведении и организации выставок библиотеки стали часто применять компьютерные технологии - это оформление названий, цитат, иллюстраций, рекламных предложений, а также введение в библиотечные выставки печатных материалов с сайтов Интернета.

Выставочная деятельность библиотек призвана обеспечить понимание причин обращения к информации, а также способствовать информационному общению.

Как построить книжные выставки, как наиболее впечатляюще показать читателю доступные в библиотеке издания?

Такие вопросы поднимаются сегодня чуть ли не перед каждым библиотекарем. Как и любая деятельность, создания выставок потребует детального планирования.

В данное время накоплен большой опыт организации традиционных книжных выставок в помощь учебной, научно и культурно-просветительской работе.

Оптимальность книжных выставок вызванная своевременностью, необычным способом при выборе литературы, оформлении выставки, и, разумеется, точным читательским адресом.

Выставка - это оригинальный способ связи, различающийся и своими личными потенциалами. Только выставка дает право контакта со столь многими и столь грамотными специалистами за кратчайший отрезок времени для людей, которые разыскивают информацию, и является прекрасной рекламой для тех, кто его рекомендует.

Цель: изучить особенности выставочной деятельности в библиотеке.

Задачи:

- изучить литературу по проблеме исследования

- освоить методы организации выставочной деятельности в библиотеке.

Объект исследования: выставочная деятельность в библиотеке.

Предмет исследования: особенности формирования выставки в библиотеке

Методы исследования: анализ, сравнение,наблюдение.

Такие методы способствуют глубокому и полному раскрытию темы или вопроса.

Структура курсовой работы состоит и введения, заключения, списка литературы и двух глав:

Глава 1. Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке, подразделяющаяся на разделы:

1.1Типология выставок - изучить типологию выставок, понятие «выставка библиотечная», виды выставок.

1.2 Основные функции выставок - изучить основные функции и задачи библиотечных выставок.

· Глава 2. Методы организации выставочной деятельности в библиотеке делится на разделы:

2.1Особенности организации выставочной деятельности - изучить особенности организации выставочной деятельности, раскрыть три типа наглядности, цели, задачи и методику организации выставок.

2.2.Особенности оформления выставок в библиотеке - изучить особенности оформления выставок в библиотеке, выявить типы цветовых композиций и цветовую гамму.

2.3.Информационные технологии в выставочной работе - изучить информационные технологии в выставочной работе, раскрыть понятие «электронные технологии», какие существуют редакторы для обработки изображений, т.д.

Таким образом, технология выставочной деятельности - это множество процедур и операций, гарантирующих высокое качество и продуктивность библиотечных выставок.

Хорошо оформленная, организованная и подготовленная выставка - это творение библиотечного искусства, результат научных и творческих исследований, итог воодушевленной работы. Она обязана содействовать развитию положительного образа библиотеки.

Глава 1. Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке

1.1 Типология выставок

Научной типологии библиотечных выставок в истинном значении термина не существует. Но чтобы упростить и облегчить представление о различных выставках, ее характеристики методики их формирования, опишем их характерные виды.

Выставки традиционного типа различают по следующим признакам:

-по содержательно-смысловым: универсальные, отраслевые и тематические

-по типу, виду или жанру издания: книг, периодических изданий, исторических романов;

-по хронологии издания документов или их поступления или возврата в библиотеку: новых и свежих поступлений, возвратных и «забытых» книг;

-по месту размещения: внутри и внебиблиотечные;

-по структурным особенностям: на стеллажах, витринах, стендах, т.д.

В последнее время свое отражение нашли: выставки, базирующиеся на специальной идее и содержащие компоненты музейной выставки, театра, архитектурного пространства. Чаще всего такие выставки называют концептуальными или авторскими.

Концептуальные выставки осуществляются как независимый проект; о них информируют местные СМИ, сопровождаемые презентациями. Зачастую к их созданию притягивают другие библиотеки, местные музеи, читателей - владельцев личных книжных и других коллекций.

С изучением и освоением новых информационных технологий в библиотеках появились и другие выставки универсального характера, где связь документов выполняется и реализуется уже совсем по другому признаку.

Интерактивные выставки - они соединяют печатные документы и предметы с мультимедийными элементами. Такая выставка обязательна и непременно имеет в виду какую-либо деятельность зрителя-читателя.

Виды выставок:

-Выставка-вопрос: для организации такой выставки необходимо найти интересные вопросы по специальной теме. На выставке должны располагаться тексты вопросов и книги, периодика, где можно будет найти ответы на эти вопросы. Например: «А у нас сегодня гость» (об этикете). Такая форма выставки доступна для младших школьников и подростков.

-Озвученная выставка: подразумевает и имеет в виду музыкальное оформление, присутствие аудио или видеосопровождения. Например: «Какая птица как поет». Такую выставку можно оформить для любого возраста.

-Выставка-отзыв: реализуют в основном для младших и старших подростков; она состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.

-Выставка-диспут: подразумевает спор между читателями-подростками, с целью выявления проблем общественного развития подростков, помощь в их нравственном формировании и развитии.

-Выставка-бенефис читателя: например, «Лучший читатель года». Цель такой выставки состоит в привлечении внимания к книгам через определенные тесные интересы ровесников. Необходимые и важными элементами являются: формуляр читателя, фотография, анализ и разбор чтения, обращение к ребятам. Выставка может быть организована так же и для младших школьников, подростков.

-Выставка-ребус: иллюстрируется плакатом с ребусом «Попробуй отгадай». Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старшим.

-Выставка-кроссворд: непременно присутствие кроссворда по теме выставки, оформление его большим и крупным планом, а так же показ литературы, где можно будет найти ответы. Такую выставку лучше устраивать и проводить для младших школьников и подростков.

-Выставка одной книги - здесь возможны разные версии: именно выставка одной книги для дошкольников и младших школьников. Ее непременно нужно сопроводить ярким плакатом ил афишей с рекомендательной аннотацией. В изложение аннотации так же могут входить вопросы, которые заставляют нас более пристально сосредоточенно читать, думать, сопоставлять героев, их характеры, поступки, которые мотивируют к целостному и неделимому восприятию произведения.

-Выставка-игра - главный вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все, что в особенности заметно в школе: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов.

-Выставка-диалог - она лучшим образом выполняет так нужный сегодня взаимоуважительный диалог между библиотекарем и читателем. С вопросами чаще обращаются дети. Например: «Я хочу узнать о себе». Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог.

Случается так, что детям многое интересно, но они бояться спросить у взрослых, но это можно предугадать: любовь, мои права и др. Важно направлять детей на более глубокое восприятие литературы, обмен своими мнениями, рассуждениями, для них стоит организовать интеллектуальные задания, которые соответствовали бы теме, интересующей детей.

-Выставка-викторина - это такой вид выставок-конкурсов, который стимулирует и оказывает поддержку в познавательной и воспитательной деятельности детей в ходе чтения. В отличие от других, ответы на вопросы, должны быть приведены письменно, читатель в литературе, выставляемой на выставке.

-Выставка-чайнворд: непременно присутствие чайнворда по данной теме выставки, оформление его большим планом и показ литературы, где возможно найти ответы.

Все эти выставки одного ряда, похожи по форме. И хотя они стимулируют пытливость, формируют любознательность, готовят к более осторожному прочтению предложенных на выставке ресурсов, использовать во вред ими не стоит: ведь монотонности ни дети, ни взрослые.

Также, выделяют виды выставки по содержательно-смысловому признаку:

-Тематические выставки - самые распространенные и встречающие в библиотеках. В их фундаменте лежит планируемый или исследуемый интерес читателя к специальной теме. Кроме вкусов и предпочтений читателей принимают во внимание также содержимое школьной программы (в том числе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: