Отец, дед и мать А. Д. Кантемира
Кантемиры – татарская семья (Хан-Тимуры), жили в Молдавии, приняли христианство.
Константин Кантемир (дед поэта) был молдавским господарем. Молдавия тогда подчинялась Турции.
Сын К. Кантемира уехал служить в Константинополь при дворе султана. Он был очень образованный, имел европейские взгляды. В числе прочего, на Дмитрия Кантемира очень повлияла итальянская культура (была очень популярна в среде молдавской аристократии). Кроме того, отец поэта был поклонником Петра I. Отец Антиоха Кантемира задумал освободить Молдавию от Турции, в 1711 подписал тайный союз с Петром I. Позже, когда заговор раскрылся, Кантемир с семьей и окружением бежали в Россию, Петр отказался их выдать.
Дмитрий Кантемир написал «Историю Оттоманской Импарии», тогда это был основной источник сведений о Турции даже для Вольтера. Дмитрий Кантемир еще написал «Книга Систима, или состояние мухамеданския религии» (изд. В Спб в 1722г).
Мать Кантемира, Кассандра Кантакузен была греческой аристократкой. Она и муж создали для детей «космополитическую обстановку» в доме.
Детство и образование Д. А. Кантемира
В доме Кантемиров говорили на новогреческом, итальснском, читают литературу этих стран. Русский Кантемир (в дальнейшем – К.) учит с Иваном Ильинским, выпускником Московской академии. Он был виршевым поэтом, повлиял на Кантемра в начаел его лит. карьеры.
«Первый печатный труд Кантемира, «Симфония на Псалтырь» (оконч. 1726, напеч. 1727), т. е. согласование по темам параллельных мест из псалмов, составлен в духе аналогичного популярно-богословского труда Ильинского «На четвероевангелие».»
Кроме того, Кантемир учился греческому, латыни, в Академии Наук посещал лекции по математике и физике.
Сближение с Феофаном
Первые опыты, по слова К., были любовные стихи К. 1720-х годов, не дошли до нас. К. пренебрежительно отзывался о них, что говорит о произошедшем в 1728/29 гг. под влиянием Феофана творческом перевороте.
«Сближение с Феофаном было важнейшим событием в литературном развитии раннего Кантемира», хотя он писал стихи и до этого»
Феофан, ориентируясь на итал. поэзию, «старался повысить ритмический и звуковой уровень силлабического стиха.». Различал по семантике 11-сложник, 13-сложник, заботился о сложности рифмы (в отличие от Полоцкого и учеников).
К. видит в Феофане реформатора русского стиха, который более талантлив, двигается дальше, чем Медведев.
К. более талантлив, чем Феофан, и в первой же сатире превосходит его.
Ученая дружина
К. вошел в «Ученую дружину. Это было очень важное объединение той эпохи.
«Три его участника, сам Феофан, Кантемир и Татищев, стояли на высоте европейской учености своего времени; двое, — Феофан уже тогда, Кантемир позднее, — были первыми русскими деятелями культуры, известными Западу и оказавшими влияние на европейскую культуру.»
«Дружина» была не только научным, но и политическим обществом (для всех, кроме Голицына). Это видно по тому, как её члены вели себя во время воцарения Анны Иоанновны..
Феофан передал К. ему свои представления о «реформаторском абсолютизме, <...>о Петровской эпохое и примерах деятельности Петра».
Вообще, у К. Много политического в баснях.
«Петрида»: задуманная К. героическая поэма о Петре I, из которой написана только 1 песнь. И слава Богу, по мнению автора биографии: поэма была бы неудачная. Петрида д.б. выстроена как Одиссея, сюжет вышел бы слишком усложнённый и устаревший.
«Петрида» была бы просто недоразумением, не заслуживающим упоминания, если бы она не подтверждала своей одновременностью (1730) первой группе сатир, что Кантемир в своих литературных взглядах следует распространенному в эпоху классицизма делению поэзии на «похвалу» и «порицание», оду (либо равнозначную ей героическую поэму) и сатиру». Это уже, кстати, архаистическая литературная теория.
Это совпадает с двумя полюсами политики: Пётр vs оппозиционные дворяне 1727-30 гг.
Сатиры и политика
Первая сатира вышла в 1729 году с большим шумом: Феофан рекламировал её, кроме того, она была очень актуальной и страстной.
К. и его друзья были в напряженном положении. Партия противников (Яровский, Дашков) собирала силы. В 1730-31 гг. обставновка накалялась: «Петербург демонстративно покинут двором. Староцерковная партия обвиняет Феофана в кальвинизме». В этих обвинениях была доля правды, Феофан правда склонялся в кальвинизму.
«Отсюда видно, как тесно связана сатира с событиями 1728—1729 гг. и кто те, вовсе не абстрактные «хулящие ученые», против которых она написана».
Портрет Дашкова: Епископом хочешь быть? уберися в рясу
Клобуком покрой голову, брюхо бородою.
Клюку пышно повели нести пред тобою.
Раздувшися в карете, когда сердце с гневу
Трещит, всех благословлять нудь праву и леву.
Под видом смущения зависть преглубока,
Да цветет в сердце к власти охота жестока.
В 1737 ред. посл. два стиха исчезли. Эта редакция была более литературной, чем политической. Более художественным текстом, чем политическим.
К 1737 г. К. достиг мастерства как поэт. Ред. 1737 г. – куда более литературная, в то время как 1729 г. – политическая: «введение четырех условных имен — Медор, Критон, Сильван, Лука, — которых в редакции 1729 г. не было, генерализация характеристик, устранение политических намеков, — все это существенно меняет весь характер сатиры, превращает в своего рода главу из Лабрюйера стихи, которые в 1729 г. были в сущности полулегальной прокламацией, ходившей по рукам без имени автора».
Политические взгляды К.
Идеал: «государство, в котором «мудрости» было бы дано первое место и ученые были бы руководителями, т. е. идеализированное государство Петра.»
на практике: «На практике: монарх, смело разрушающий гнезда невежества и суеверий и не допускающий реакционных «факций»; Академия, «умножающая науки»; Феофан, в реформационном духе управляющий церковью.»
Ещё большее сближение Феофана и К.
У них были очень сходные полит. взгляды, методы лит. борьбы.
«Кантемир переводит Фонтенеля и, следовательно, поглощен астрономией и точными науками, то мы в праве сделать вывод, что в Феофане он поражен объемом его небогословских знаний, стремлением к синтезу богословия, философии и новых наук о природе;».
И Феофан, и К. Были по мировоззрению эклектиками.
II глава
1.01.1732 К. уехал в Европу, с 30.03.1732 назначен резидентом в Лондоне. Считалось, что это назначение – «почетную награду за руководящее участие в восстановлении самодержавия Анны Ивановны», но это не так:
1. К. не получил в 1731 пост президента Академии наук
2. Дело о наследстве решено не в его пользу
3. из-за очень смелых и острых сатир у К. В России много врагов
Видно, что правительство отстраняет всех участников переворота от клюевых ролей во власти.
Вывод: назначение К. – почетная ссылка. Так понимали это событие и современники: «Новиков в «Трутне» 1769 г. сохранил память об этом мнении современников; иронически советуя себе же не вступать на руть сатиры, он говорит, что и посильнее его были на Руси сатирики, «но и им рога обломали»;»
К. меняет направление деятельности.