Вступление I. или как и зачем давать свободу воображению
В возрасте четырех лет мальчик из бедной крестьянской семьи Василий Ерошенко ослеп. Мир для мальчика скрылся за темной пеленой, потерял цвет, очертания, привлекательность. Ребенок забился в угол и не вылезал оттуда. Это было единственное место, где он чувствовал себя в безопасности. Но с этим не считалась мать мальчика. Она брала его за руку и выводила в середину комнаты. Обратно в свой угол приходилось добираться самому. Ощупью, наугад, преодолевая страх и препятствия, но добирался. Когда Василий освоил этот путь, мать стала выводить его во двор. И все повторялось – неизвестность, страх, преграды. Мальчик искал дорогу, чтобы почувствовать себя в безопасности. В дальнейшем жизнь этого слепого человека была полна опасностей: путешествия по всему миру, походы через джунгли, побеги из-под ареста. Но он уже не боялся, он умел находить дорогу даже там, где до него ее никто не прокладывал. И звал его уже не теплый угол, а мечта – создание педагогики для слепых. Василий Ерошенко нашел путь к своей мечте.
А как живут наши дети – здоровые, зрячие? Хорошо живут – у них безоблачное детство, наполненное заботой взрослых, играми, занятиями. И когда они подрастут, мы скажем: «Теперь выбирайте сами себе дорогу, все пути перед вами открыты». Но странное дело –лишь некоторые осмеливаются пройти по неизвестным тропинкам, основная часть устремляется на самые проторенные пути. Это их теплый угол. И не мешайте им жить! – в углу. Они просто уже не смогут по-другому.
Если мы хотим иметь право говорить, что открыли перед ребенком пути, надо поступать по-другому. Как мать Ерошенко, дать возможность искать дорогу. Воображением облазить все дворы и закоулки, спотыкаться, забредать в дремучий лес, перескакивать через подводные камни. Воображение наберет силу, поможет выйти из уже реальных тупиков, постоянно будет звать в дорогу.
|
Но в чем же дело? – спросите вы. – Пусть гуляют, сколько угодно, и тренируют воображение.
На это я отвечу контрвопросом: «А почему девочки не лазят по заборам?»
Наверно, потому, что им не хочется. Неинтересно. А если кто-то случайно попробует, то тут же получит замечание: «Ты же девочка, ты испачкаешься, порвешь платье, и вообще это некрасиво». Согласитесь, такое отношение родителей, взрослых не подкрепляет желание попробовать еще раз. И наоборот, всегда можно найти слова и действия, вызывающие интерес к нужному делу, в нашем случае – к лазанью по заборам. Специалисты по рекламе назвали бы это организацией рекламной кампании. Но достаточно ли провести кампанию, зажечь интерес, чтобы все девочки оказались на заборах?
Чтобы научиться лазить, нужно – что? Заборы. Ведь в песочнице этому не научиться. Поэтому, проверим, есть ли поблизости настоящие заборы. Если нет – придется их установить.
Но и этого мало. Мастерами не рождаются. Попробует девочка раз-другой залезть на забор, набьет синяков, да так ничему и не научится. В любом деле необходимо иметь множество навыков. Техника лазания по заборам включает в себя такие элементы, как захват пальцами, опора ногами, перенос центра тяжести и т.д. Если мы каждый из этих навыков будем отрабатывать по отдельности, и только потом перейдем к последовательному выполнению всего комплекса, то синяков будет меньше, и результаты лучше.
|
Вернемся теперь от заборов к тренировке воображения. Ведь все вышесказанное относится к нему. И так, мало дать разрешение на работу воображения. Нужно найти способ для поддержания интереса к таким занятиям. Далее нужен специальный набор заданий, направленных на развитие воображения. И последнее: задания должны сперва тренировать выполнение отдельных мыслительных ходов, и только потом переносить к более сложным комплексам, цепочкам ходов. Только учет всех этих факторов даст настоящую свободу воображению детей. Именно такую цель и преследует предлагаемый материал.
Вступление II. или откуда взялись волшебники
Эта работа – результат коллективного труда, обобщение наших занятий с детьми 4-7 лет. Общая тема курса – развитие творческого воображения (РТВ).
Бытует представление, что у каждого человека есть свои природные возможности, и его можно научить только в большей или меньшей мере эти возможности использовать. Исходя из этого, можно для развития творческого воображения давать детям задания и ждать, когда постоянные тренировки позволят им приблизиться к максимуму своих природных возможностей в этой сфере. Возникает вопрос – а можно ли подняться выше своих возможностей? Человек прыгает выше, опираясь на шест; передвигается быстрее, сев в машину; говорит громче, поднеся ко рту микрофон. Значит, свои природные возможности человек увеличивает, используя опыт и достижения всего человечества. Достижения человечества в области воображения накоплены в научно-фантастической литературе. Писатели-фантасты Г.Альтов и П.Амнуэль выявили в произведениях приемы, с помощью которых получена та или иная фантастическая идея. Классификация этих приемов приобрела вид таблицы под названием ФАНТОГРАММА (1). Теперь любой человек, используя приемы этой таблицы, может придумать фантастическую идею не хуже маститого писателя-фантаста. Таким образом творческое воображение получило свой шест для взлета. Работа с некоторыми приемами фантограммы легла в основу нашего курса РТВ.
|
Но сразу же появилась другая проблема. Как объяснить приемы и их возможное применение маленьким детям? Ведь им, собственно, не нужны ни наши замысловатые объяснения, ни невесть какие приемы. Им нужно утерянное где-то чувство «я могу!», «у меня получается!». Без него приходится сидеть в темном углу. А кто возвращает все потерянное, кто выполняет самые невероятные пожелания? Ну, конечно, это волшебники! Если у самого что-то не получается, то волшебник всегда поможет; если стало скучно и безрадостно, то волшебнику ничего не стоит сотворить какое-нибудь чудо.
Поэтому на наших занятиях так никогда и не прозвучало слово «прием». Зато волшебники были постоянными гостями. Правда, каждый из них занимался только своей специфической работой.
Познакомьтесь с ними:
ВолшебникДели-Давай может все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд. |
ВолшебницаФея Инверсия может все изменить на противоположное, сделать наоборот. Например, сделать день темным, а ночь светлой. | |
Волшебник Великан Кроха все увеличивает или уменьшает. | |
Волшебник Тянульщик Стремглав все замедляет или ускоряет. |
Волшебник Замри-Отомри все неподвижное, статичное делает подвижным, динамичным, и наоборот – динамичное, подвижное делает статичным, неподвижным. |
Вы, наверное, догадались, что волшебники помогли не только сделать доступными для детского восприятия приемы фантазирования, но и возбудить интерес к занятиям РТВ. Дети проявляли любопытство к таинственным персонажам. Но не у всех сильно развит познавательный интерес. Некоторые дети больше любят играть, другие включаются в работу из-за честолюбия, ради самоутверждения. Чтобы задания были занимательными для детей разных склонностей, в них принимали участие еще трое картонных мальчиков.
Самый беззаботный – это Кузя в залатанных штанишках. С ним вечно приключаются всякие неурядицы, из которых он сам не может выпутаться. Но у Кузи есть верный друг Макарик, по прозвищу Комарик. Он тоже не все знает и умеет, но в отличии от Кузи, он не настроен хныкать, не падает духом и пытается найти выход из любого положения. А Лера у нас правильный мальчик, он знает, что может быть, а что не может, и никогда этих вещей не путает, несмотря на то, что приключения Кузи и Комарика неоднократно опровергли его правоту.
Появлению таких мальчишек в детском саду особенно никто удивляться не будет. А вот с волшебниками дело другое, они просто так в гости не заходят. Они люди деловые, поэтому и знакомиться с ними лучше всего в деле – на ярком, запоминающемся примере. Это может быть ранее известный сказочный пример или пример из житейского опыта ребенка. Главное, чтобы детям в этом знакомстве запомнился род занятий волшебника.
Вот как мы знакомились с волшебниками:
Задание 1. Детям напоминается сказка «Федорино горе». Горе, как известно, заключается в том, что от неряшливой старухи убежала вся посуда. А как посуда смогла убежать? Об этом в сказке не говорится. Однако, детям можно доверительно сообщить, что это дело рук волшебника Замри-Отомри. Он как раз ведает теми волшебствами, в которых неподвижные предметы начинают вдруг двигаться, а подвижные вещи и существа замирают на месте, как вкопанные.
Задание 2. В ситуации, когда дети выполняют что-то вяло, замедленно (например, здороваются или умываются) можно осведомиться, не заколдовал ли их Тянульщик Стремглав. Этот волшебник и сам любит тянуть резину или кота за хвост, но время от времени в нем просыпается другая крайность, и тогда он стремглав летит к цели. Тянульщик Стремглав может также и любого другого замедлить или ускорить.
Задание 3. Появляются Кузя и Комарик.
Комарик: Кузя, ну иди ко мне!
Кузя: (отворачивается) Я сам от тебя уйду, можешь не прогонять…
Комарик: Кузя, тебе срочно умыться надо, ты такой грязный, что всех детей перепугаешь.
Кузя: Сейчас я испачкаюсь, детям это очень нравится.
И тут Комарик рассказывает, что Кузя сегодня не слушался, делал все наоборот и вредил. За это его Фея Инверсия и наказала. Она все может сделать наоборот, и даже сама ходит: один шаг так, а другой вверх ногами. А Кузю заколдовала, чтобы он все, что ни услышит, понимал наоборот. И что теперь будет?
Задание 4. Кузе надоело быть маленьким. Вечно терпишь всякие неприятности. Вот если бы стать совсем большим, прямо-таки великаном. Вот это да, никто тебя не обидит. И тут, услышав горячие призывы Кузи, появляется Великан Кроха. Он может менять как свой собственный размер, так и размер любого человека или предмета. Может быть, он Кузе поможет?
Задание 5. Появляются Кузя и Лера, а Комарик прибегает с опозданием. Он нашел объявление, в котором говорится, что состоится встреча с волшебником Дели-Давай. Правда, для этого нужно выполнить некоторые условия:
Найти под столом пакет с вещами, раздать каждому ребенку по одной вещи, и объяснить, что одна вещь – это много вещей. Если дети не могут в своей вещи увидеть много вещей, то Комарик через какое-то время догадается, как это сделать. Например, у его расчески много зубьев и еще ручка. Комарик может помочь детям разобраться с их вещами: книжкой, куклой, мячиком, крышкой от коробки, пропеллером и т.д. Тогда окажется, что крышка состоит из дна и «боковушек», мячик – из резины и воздуха, а стеклянный шарик – из верхней части и нижней… После выполнения этих условий появляется Дели-Давай. В одной руке у него пуговица, в другой щетка, а если их объединить, то получается рожица. Дели-Давай объясняет, что он может разделить все на свете и объединить тоже.
Чтобы проверить, как дети запомнили волшебников и их волшебства, можно использовать подвижные игры. В них используются рисунки волшебников. Волшебники в них изображены в двух состояниях. Предложим детям выполнить действия, соответствующие этим состояниям волшебников, и посмотрим, правильно ли дети реагируют.
Задание 6. Увидев рисунок «Великан», дети должны вытянуться во весь рост вверх, а увидев рисунок «Кроха» – присесть. За невнимательность можно удалять из игры.
Задание 7. Увидев рисунок «Отомри», дети должны бегать, а рисунок «Замри» – остановиться. Просроченная реакция наказывается удалением из игры.
Задание 8. Дети выстроились в две шеренги и взялись за руки. По рисунку «Тянульщик» шеренги медленно растягиваются, а по рисунку «Стремглав» – быстро стягиваются обратно.
Задание 9. Те же две шеренги –2 команды. У первого игрока каждой команды в руках мячик. По рисунку «Тянульщик» надо передавать мячик по цепочке по возможности медленнее, а по рисунку «Стремглав» – по возможности быстрее. Рисунок меняется только по окончании одной игры. Побеждает та команда, которая в варианте «тянульщика» медленнее, а в варианте «стремглав» быстрее передала мячик до конца.
Задание 10. Фея Инверсия задает команды, которые надо выполнять в противоположном направлении. Например, сесть! (встать), опустить руки! (поднять руки), подпрыгнуть! (присесть), наклон вправо! (наклон влево) и т.д.
Задание 11. По рисунку «Дели» дети ходят или бегают каждый сам по себе, а по рисунку «Давай» – объединяются в пары или группы, принимая живописные позы. Преподаватель помогает придумывать названия для изображенных фигур.
Пожалуй, для первого знакомства достаточно. Теперь можно подумать, как направить деятельность волшебников в нужное нам русло. А для этого необходимо сначала самим разобраться, какие конкретные умения и навыки мы хотим сформировать у детей.